Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
В беседе с родителями необходимо
довести до их понимания психологическую
структуру отклонений в развитии
ребенка; доступным для них языком
рассказать о его особенностях, указать
на положительные качества, объяснить,
какие специальные занятия
Работа всех специалистов
в рамках психолого-медико-
Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях:
1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Осуществление комплекса
поддерживающих, консультативных и
просветительских мероприятий
3. Осуществление социально-
Очевидно, что основным фактором,
обусловливающим развитие психики
ребенка, его психологическую
Основные задачи, которые предстоит решать психологу, работая с детьми с ЗПР, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, обучение, воспитание и коррекционно-развивающее воздействие. Мы полагаем, что основное внимание психолога, должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей с ЗПР, обеспечению полноценного психологического базиса для развития мышления и речи.
У ребенка по мере развития
его личности повышаются способности
к произвольной психической саморегуляции
и самоконтролю. В младшем школьном
возрасте формирование произвольности
становится центром психического развития:
развиваются произвольная память, внимание,
мышление, произвольной становятся организация
деятельности. Это процесс довольно
сложный и длительный. Взрослые,
желая быстрее воспитать в
ребенке способности к
Следует стремиться к использованию технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления:
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2. Развитие познавательной
активности, обеспечение устойчивой
положительной мотивации в
3. Психологическая работа,
направленная на обеспечение
полноценного психического
3.1. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для
полноценного
3.2.Целенаправленное
- развитие сенсорно-
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
- развитие умственных
способностей через овладение
действиями замещения и
- развитие творческих способностей.
4.Формирование ведущих
видов деятельности, их мотивационных,
ориентировочно-операционных и
- целенаправленное формирование
учебной деятельности: умение программировать,
контролировать, регулировать и
оценивать результаты при
- всестороннее развитие
предметно-практической
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности
к волевым усилиям,
- преодоление негативных
качеств формирующегося
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует
уделить развитию словесной
- создание условий для
овладения ребенком всеми
- одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
7.Формирование
- обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов
психологической адаптации в
коллективе сверстников,
Вышеперечисленные направления
требуют конкретизации и
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
диагностическое изучение ребенка
на момент поступления его в группу
для уточнения стартовых
Исходя из описанной нами
типологии, следует иметь виду, что
работа с детьми с темпово задержанным
типом развития (гармоническим инфантилизмом)
должна быть коррекционно-развивающая,
специфичная для того возраста, который
демонстрирует ребенок. Безусловно,
необходимо формирование и функций
программирования, контроля и регуляции
собственной деятельности в основном
через игровой компонент с
учетом ведущего типа мотивации. При
необходимости возможно “параллельное”
подключение логопеда (как правило,
для коррекции
В системе развивающей
и коррекционной работы с детьми
с неравномерно задержанным типом
развития (дисгармоническим инфантилизмом)
приоритетны программы по гармонизации
уровневой системы аффективной
регуляции. Помимо чисто психотерапевтической
помощи эффективна программа по формированию
произвольной регуляции, а также
моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом
подходе. В ряде случаев показана
родительско-детская
Важным направлением консультативной деятельности педагога – психолога является психологическая поддержка педагогов и родителей детей с ЗПР. Взаимодействие такими детьми может привести к возникновению у взрослых различных профессиональных и личностных проблем. Заметим, что в своих реакциях на проблемы взаимодействия с детьми взрослые часто зеркально отображают детские проблемы и отклонения. В этом случае необходимо провести работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать проблемы детей и взрослых.
Консультативно-
Психологическая деятельность педагога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) психологической помощи. Педагог – психолог должен располагать банком данных о различных учреждениях, специализирующихся на оказании психологической и психотерапевтической помощи детям с отклонениями, их родителям (семьям), и при необходимости направлять нуждающихся для консультаций к соответствующим специалистам. Деятельность педагога-психолога предполагает последовательное решение следующих задач:
- определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;
- поиск специалиста, способного оказать помощь;
- содействие в установлении контакта с ребенком;
- подготовка необходимой сопроводительной документации;
- отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
-осуществление психологической поддержки ребенка в процессе работы со специалистом.
В посреднической работе педагога-психолога особое значение имеет педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа педагога-психолога с семьей является обязательным компонентом его педагогической деятельности.
С самого начала работы с
семьей необходимо учитывать исходный
социокультурный уровень
Семья не всегда понимает своеобразие
личности ребенка, неадекватно оценивая
его возможности, завышая или
занижая их. У некоторых родителей
отмечается негативное отношение к
рекомендуемым оздоровительно-
Необходимо всестороннее взаимодействие учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Психолог и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Родители детей должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка отклонения.
Задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, об основах воспитания, формирование навыков сотрудничества с ребенком и приемов коррекционно-воспитательной работы с ним.
Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.
Создание адекватных условий
обучения и воспитания предполагает
также наличие щадящего охранительно-педагогического
режима. Этот режим строится на принципе
единства учебно-коррекционной работы
и лечебно-оздоровительных
Педагог-психолог должен находиться в тесном контакте с учителями, работающими детьми с ЗПР, которые должны соблюдать следующие условия:
Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития