Обучение детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию-2.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

В беседе с родителями необходимо довести до их понимания психологическую  структуру отклонений в развитии ребенка; доступным для них языком рассказать о его особенностях, указать  на положительные качества, объяснить, какие специальные занятия необходимы их ребенку, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как  с ним заниматься в домашних условиях, на что следует обратить пристальное  внимание. Кроме того, консультационный процесс необходимо проводить исходя из учета условий жизни каждой семьи, ее структуры, культурного уровня, для того чтобы рекомендации и  советы не оказались для семьи  трудновыполнимыми или непонятными, чтобы у родителей не возникало  вторичное чувство вины перед  ребенком и собственной беспомощности.

Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического  сопровождения ребенка должна определяться не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме  и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с  ребенком в рамках сопровождения  должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точно  согласоваться с деятельностью  других специалистов. Находясь “наиболее  близко” к ребенку, педагог-психолог является наиболее “ярым” защитником его прав. Хотим мы этого или  не хотим, отражено это в каких  либо документах или нет, но именно педагог-психолог становится выразителем  интересов ребенка и, следовательно, возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом .

Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР  должен осуществлять в следующих  направлениях:

1. Осуществление системы  коррекционных и развивающих  мероприятий.

2. Осуществление комплекса  поддерживающих, консультативных и  просветительских мероприятий в  отношении педагогов и родителей  детей.

3. Осуществление социально-диспетчерской  функции. 

Очевидно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики  ребенка, его психологическую реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие.

Основные задачи, которые  предстоит решать психологу, работая с детьми с ЗПР, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, обучение, воспитание и коррекционно-развивающее воздействие. Мы полагаем, что основное внимание психолога, должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей с ЗПР, обеспечению полноценного психологического базиса для развития мышления и речи.

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности  к произвольной психической саморегуляции  и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становятся организация  деятельности. Это процесс довольно сложный и длительный. Взрослые, желая быстрее воспитать в  ребенке способности к саморегуляции  и самоконтролю, часто читают ему  нравоучения, внушая тем самым чувство  неполноценности.

Следует стремиться к использованию  технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых  для достижения ребенком качественно  нового уровня развития.

Разрабатывая программу  коррекционной работы с детьми с  ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления:

1. Комплексное исследование  фонда знаний, умений, навыков, познавательной  деятельности, эмоционально-волевой  сферы, речи, нейропсихологическое  изучение, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной  активности, обеспечение устойчивой  положительной мотивации в различных  видах деятельности. Формирование  знаний, умений и навыков с  учетом возрастных и индивидуально-типологических  возможностей.

3. Психологическая работа, направленная на обеспечение  полноценного психического развития  ребенка предполагает решение  следующих задач: 

3.1. Формирование психологического  базиса для развития высших  психических функций:

- обеспечение полноценного  физического развития, оздоровление  организма;

- коррекция недостатков  в двигательной сфере;

- развитие общей и мелкой  моторики;

- формирование чувства  ритма;

- создание условий для  полноценного межанализаторного  взаимодействия через систему  специальных игровых упражнений.

3.2.Целенаправленное формирование  высших психических функций:

- развитие сенсорно-перцептивной  деятельности и формирование  эталонных представлений;

- формирование мыслительной  деятельности во взаимосвязи  с развитием речи;

- развитие умственных  способностей через овладение  действиями замещения и наглядное  моделирование в различных видах  деятельности;

- развитие творческих  способностей.

4.Формирование ведущих  видов деятельности, их мотивационных,  ориентировочно-операционных и регуляционных  компонентов:

- целенаправленное формирование  учебной деятельности: умение программировать,  контролировать, регулировать и  оценивать результаты при выполнении  заданий;

- всестороннее развитие  предметно-практической деятельности.

5. Коррекция недостатков  в эмоционально-волевой сфере:

- формирование способности  к волевым усилиям, произвольной  регуляции поведения;

- преодоление негативных  качеств формирующегося характера,  предупреждение и устранение  аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.

6. Преодоление недостатков  в речевом развитии:

- целенаправленное формирование  функций речи;

- особое внимание следует  уделить развитию словесной регуляции  действий у детей с задержанным  психическим развитием, формированию  и развитию связной речи;

- создание условий для  овладения ребенком всеми компонентами  языковой системы;

- одной из важнейших  задач является формирование  навыков письма и чтения.

7.Формирование коммуникативной  деятельности:

- обеспечение эмоциональных  и “деловых” контактов со  взрослыми и сверстниками;

- формирование механизмов  психологической адаптации в  коллективе сверстников, формирование  полноценных межличностных связей.

Вышеперечисленные направления  требуют конкретизации и решения  широкого спектра задач.

Главной особенностью коррекционной  работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков  у детей, который предполагает:

диагностическое изучение ребенка  на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения; обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи; взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи; использование игровой мотивации на всех занятиях.

Исходя из описанной нами типологии, следует иметь виду, что  работа с детьми с темпово задержанным  типом развития (гармоническим инфантилизмом) должна быть коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, который  демонстрирует ребенок. Безусловно, необходимо формирование и функций  программирования, контроля и регуляции  собственной деятельности в основном через игровой компонент с  учетом ведущего типа мотивации. При  необходимости возможно “параллельное” подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения). Наблюдение врача-педиатра нужно постольку, поскольку ребенок нуждается  в общеукрепляющей поддержке, витаминотерапии  и т.п.

В системе развивающей  и коррекционной работы с детьми с неравномерно задержанным типом  развития (дисгармоническим инфантилизмом) приоритетны программы по гармонизации уровневой системы аффективной  регуляции. Помимо чисто психотерапевтической помощи эффективна программа по формированию произвольной регуляции, а также  моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе. В ряде случаев показана родительско-детская психотерапия (индивидуальная или групповая). В  случае соматических заболеваний, безусловно, необходимо наблюдение у профильного врача.

Важным направлением консультативной  деятельности педагога – психолога является психологическая поддержка педагогов и родителей детей с ЗПР. Взаимодействие такими детьми может привести к возникновению у взрослых различных профессиональных и личностных проблем. Заметим, что в своих реакциях на проблемы взаимодействия с детьми взрослые часто зеркально отображают детские проблемы и отклонения. В этом случае необходимо провести работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать проблемы детей и взрослых.

Консультативно-просветительская работа может быть направлена на повышение  профессиональной и личностной компетенции  педагогов и родителей. Эта задача решается при помощи лекций и активного  психологического обучения.

Психологическая деятельность педагога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) психологической помощи. Педагог – психолог должен располагать банком данных о различных учреждениях, специализирующихся на оказании психологической и психотерапевтической помощи детям с отклонениями, их родителям (семьям), и при необходимости направлять нуждающихся для консультаций к соответствующим специалистам. Деятельность педагога-психолога предполагает последовательное решение следующих задач:

- определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;

- поиск специалиста, способного оказать помощь;

- содействие в установлении контакта с ребенком;

- подготовка необходимой сопроводительной документации;

- отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;

-осуществление психологической поддержки ребенка в процессе работы со специалистом.

В посреднической работе педагога-психолога особое значение имеет педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа педагога-психолога с семьей является обязательным компонентом его педагогической деятельности.

С самого начала работы с  семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических  характеристик родителей и семьи  строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирования в целом. Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка.

Семья не всегда понимает своеобразие  личности ребенка, неадекватно оценивая его возможности, завышая или  занижая их. У некоторых родителей  отмечается негативное отношение к  рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в  успех работы с ребенком. У одних  родителей нет желания, у других – возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для  этого, но не знают конкретно, что  могут и должны делать. В связи  с этим педагог-психолог должен вести  работу с родителями, а иногда и  оказывать психотерапевтическую помощь семье. В работе педагога-психолога  с семьёй используются различные  формы взаимодействия: консультации специалистов, проведение родительских собраний, организация индивидуальных разъяснительных бесед, массовых мероприятий, праздников, показательных индивидуальных и групповых занятий, оформление тематических стендов и т.д.

Необходимо всестороннее взаимодействие учреждения и семьи  с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Психолог и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать  друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные  качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Родители детей должны получать квалифицированную  помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению  имеющегося у ребенка отклонения.

Задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической  грамотности, компетентности в области  психолого-педагогических знаний о  закономерностях развития ребенка, об основах воспитания, формирование навыков сотрудничества с ребенком и приемов коррекционно-воспитательной работы с ним.

Работа с детьми с ЗПР  должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь  мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка  должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной  работы. Коррекционная работа подразумевает  прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

Создание адекватных условий  обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического  режима. Этот режим строится на принципе единства учебно-коррекционной работы и лечебно-оздоровительных мероприятий. Это предполагает полное взаимодействие психолога и медицинских работников.

Педагог-психолог должен находиться в тесном контакте с учителями, работающими  детьми с ЗПР, которые должны соблюдать  следующие условия:

Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития