Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
-умению делать движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).
3. Оценка развития функций блока программирования и контроля.
Цель: оценить уровень способности произвольной саморегуляции деятельности, к планированию собственной деятельности, ориентации на инструктаж, самоконтролю, развитие зрительно-моторной координации, утомляемости.
Для этих целей использовались:
- тест на определение уровня развития произвольной саморегуляции деятельности,
- субтесты Векслера (№7-«Недостающие детали», №8-«Последовательные картинки», №12-«Лабиринты»).
4. Исследование эмоционально-волевой сферы и самооценки детей.
Цели: исследование уровня эмоциональной устойчивости, эмоциональной возбудимости, эмоциональной регуляции, эмоциональной активности (моторной, коммуникативной, творческой), а также адекватности самооценки.
Для этих целей использовались:
- проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»;
- бланки с методикой «Радости и огорчения (Незаконченное предложение)»;
- методика «Лесенка».
2.2 Интерпретация полученных
1. Определение продуктивности и произвольности внимания (матрица с кольцами Ландольта).
После проведения
этой методики нами были
Кол-во детей со средним уровнем развития |
1 уч.(12,5%) |
Кол-во детей с низким уровнем развития |
6 уч. (75%) |
Кол-во детей с очень низким уровнем развития |
1 уч. (12,5%) |
Самый большой процент (75%) составляют дети с низким уровнем развития произвольности внимания. Вообще отсутствуют дети с высоким уровнем, а со средним уровнем развития данного критерия только один ребенок (Женя П.). Один ребенок имеет очень низкий уровень развития произвольности внимания.
Качественный анализ теста показал основные затруднения, которые испытывают учащиеся. Среди них:
- трудности сосредоточения при увеличении времени работы ребенка;
- трудности сосредоточения
при увеличении объема
частые отвлечения;
- вследствие этого – наличие ошибок.
2. По уровню сформированности двигательной сферы были получены данные, которые можно представить в таблице:
Произвольность |
Крупная моторика |
Мелкая моторика | ||||||
Дос. |
Недос |
несф. |
Выс. |
Сред. |
низк. |
выс. |
сред. |
низ. |
2 уч. (25%) |
7 уч. (75%) |
__ |
1 уч. (12.5%) |
2 уч. ( 25%) |
5 уч. (62.5%) |
1 уч. (12.5%) |
3 уч. (37.5%) |
4 уч. ( 50%) |
Как видно из таблицы, произвольность двигательной сферы находится на недостаточном уровне сформированности (75%), лишь двух человек произвольность достаточно сформирована (Олег Л., Антон К.). Набольший процент сформированности крупной и мелкой моторики находится на низком уровне (62.5%). Причем в процессе наблюдения замечено, что высокий и средний уровень сформированности крупной моторики и низкий уровень развития мелкой моторики имеют мальчики. А девочки наоборот – низкий уровень сформированности крупной моторики, но высокий и средний уровень развития мелкой моторики.
В процессе обследования данных критериев отмечаются признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений (у многих плохо развиты), неуклюжесть, малоподвижность. При координации в системе глаз - рука допускаются искажения (а иногда и грубые) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния.
3.По результатам заданий для оценки функций блока программирования и контроля мы получили следующие данные:
Кол-во детей с высоким уровнем развития |
- |
Кол-во детей со средним уровнем развития |
2 уч. (25%) |
Кол-во с низким уровнем развития |
6 уч. (75%) |
Из полученных данных видно, что одинаковое количество учащихся имеют средний (25%) и низкий уровень (75%) развития функций блока программирования и контроля.
Это говорит о том, что дети не умеют достаточно хорошо организовывать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, дети не видят несоответствия результатов усилий поставленной цели. Уровень активности, самостоятельности детей низкий, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого. Сама деятельность у некоторых детей (Миша Д.) зачастую хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, могут прервать деятельность из-за возникающих трудностей, требуется постоянно организующая помощь.
Проанализировав рисунки детей, нами были выделены следующие показатели: агрессивность, тревожность, самооценка. Были полученные следующие показатели:
Агрессивность |
Тревожность |
Самооценка | ||||||
выс. |
сред. |
низ. |
Выс. |
Сред. |
низк. |
Завышен. |
адек. |
Занижен. |
3 уч. (37.5%) |
2 уч. (25%) |
3 уч. (37.5%) |
5 уч. (62.5%) |
2 уч. ( 25%) |
1 уч. (12.5%) |
1 уч. (12.5%) |
3 уч. (37.5%) |
4 уч. ( 50%) |
Как мы видим, наиболее отличительными являются уровни тревожности (от 62,5%) – высокий уровень, и самооценки (от 50%) – заниженная.
Это говорит о неуверенности
в себе, своих силах, знаниях, о
подавленности, нерешительности, незаинтересованности
и своем положении в социуме,
в признании, отсутствие тенденции
к самоутверждению, боязнь перед
активным действием. У детей часто
возникают связанные с
При диагностическом обследовании нами был выявлен актуальный уровень развития детей.
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу.
Деятельность педагога-психолога должна быть направлена на создание специальных психологических педагогических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми с ЗПР.
В процессе реализации этой деятельности намечены следующие задачи:
В соответствии с поставленными задачами, могут быть проведены коррекционно-развивающие методики, которые направлены на устранение отклонений в психическом развитии детей с ЗПР.
К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка с ЗПР относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы терапии средствами искусства.
Развивать психическую произвольность необходимо вначале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные формы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений.
Для решения всех вышеперечисленных задач рекомендуется использовать:
Цель программы: помочь
детям с задержкой
Задачи:
- развитие адекватной
оценочной деятельности, направленной
на анализ собственного
- повышение уровня самоконтроля
в отношении проявления своего
эмоционального состояния в
Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей:
1) состояние психического дискомфорта;
2) зависимость от окружающих;
3) противоречивость личности;
4) враждебность;
5) тревожность.
Направление: коррекционное.
2. Для развития произвольности в двигательной сфере с детьми могут проводиться занятия, которые включают в себя:
1) Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений):
-игры с мячом (самые разные);
-весь спектр спортивных игр и физических упражнений;
2) Упражнения для развития
тонкой моторики руки и
-срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности);
-обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру);
-вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги);
-раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов;
-выполнение фигурок из пальцев рук;
-психогимнастики («Зайчик
играет на барабане», «Шум
Подобные игры и упражнения направлены на развитие основ произвольности психической регуляции у детей.
3.Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.).
Методика представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, направленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Она основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности. Ее можно использовать во внеурочном компоненте работы с детьми.
4. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания и пространственных представлений младших школьников с задержкой психического развития в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции (Т. Савченко)
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Направление: коррекционно-развивающее.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• ориентацию в пространстве тела;
• ориентировку в пространстве «от себя»;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;
• на развитие произвольности;
• на развитие свойств внимания.
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
При организации коррекционной работы мы опирались на следующие принципы коррекции:
• принцип коррекции сверху вниз, учёт зоны ближайшего развития.
В нашей программе он проявляется в том, что мы используем разноуровневые задания, предусматривающие оказание дозированной помощи со стороны взрослого, изменение количества заданий, игр на конкретном занятии, исходя из динамики работы детей;
• принцип коррекции снизу вверх.
В нашей программе это
нашло отражение в наличии
упражнений, заданий, нацеленных на тренировку
уже имеющихся психических
Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития