Обучение детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию-2.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

-умению делать движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).    

   3. Оценка развития функций блока программирования и контроля.   

 Цель: оценить уровень способности произвольной саморегуляции деятельности, к планированию собственной деятельности, ориентации на инструктаж, самоконтролю, развитие зрительно-моторной координации, утомляемости.

Для этих целей использовались:

- тест на определение уровня развития произвольной саморегуляции деятельности,

- субтесты Векслера (№7-«Недостающие детали», №8-«Последовательные картинки», №12-«Лабиринты»).

   4. Исследование эмоционально-волевой сферы и самооценки детей.

Цели: исследование уровня эмоциональной устойчивости, эмоциональной возбудимости, эмоциональной регуляции, эмоциональной активности (моторной, коммуникативной, творческой), а также адекватности самооценки.

Для этих целей использовались: 

- проективный рисуночный тест «Несуществующее      животное»;

-  бланки с методикой «Радости и огорчения (Незаконченное предложение)»;

- методика «Лесенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Интерпретация полученных данных

 

1. Определение продуктивности  и произвольности внимания (матрица  с кольцами Ландольта).

     После проведения  этой методики нами были получены  результаты уровня развития произвольности  внимания детей с ЗПР, которые можно представить в таблице

Кол-во детей со средним уровнем  развития

1 уч.(12,5%)

Кол-во детей с низким уровнем развития

6 уч. (75%)

Кол-во детей с очень низким уровнем  развития

1 уч. (12,5%)


 

Самый большой процент (75%) составляют дети с низким уровнем развития произвольности внимания. Вообще отсутствуют дети с высоким уровнем, а со средним уровнем развития  данного критерия только один ребенок (Женя П.).  Один ребенок имеет  очень низкий уровень развития произвольности внимания.

Качественный анализ теста  показал основные затруднения, которые  испытывают учащиеся. Среди них:

- трудности сосредоточения  при увеличении времени работы  ребенка;

- трудности сосредоточения  при увеличении объема материала;

частые отвлечения;

- вследствие этого –  наличие ошибок.

2. По уровню сформированности двигательной сферы были получены  данные, которые можно представить в таблице:


 

 

Произвольность

Крупная моторика

    Мелкая моторика

Дос.

Недос

  несф.

   Выс.

  Сред.

низк.

  выс.

  сред.

   низ.

2 уч.

(25%)

7 уч. (75%)

     __  

1 уч.

(12.5%)

2 уч.

( 25%)

5 уч.

(62.5%)

1 уч.

(12.5%)

3 уч.

(37.5%)

4 уч.

( 50%)




 

Как видно из таблицы, произвольность двигательной сферы находится  на недостаточном уровне сформированности (75%), лишь двух человек произвольность достаточно сформирована (Олег Л., Антон К.). Набольший процент сформированности крупной  и мелкой моторики находится на низком уровне (62.5%).  Причем в процессе наблюдения замечено, что высокий и средний уровень сформированности крупной моторики  и низкий уровень развития мелкой моторики имеют мальчики. А девочки наоборот – низкий уровень сформированности крупной моторики, но высокий  и средний уровень развития мелкой моторики.


В процессе обследования данных критериев отмечаются  признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений (у многих плохо  развиты), неуклюжесть, малоподвижность. При координации в системе  глаз - рука  допускаются  искажения  (а иногда и грубые) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого  с расстояния.

3.По результатам заданий для оценки функций блока программирования и контроля мы получили следующие данные:

Кол-во детей с высоким уровнем  развития

-

Кол-во детей со средним уровнем  развития

2 уч. (25%)

Кол-во с низким уровнем развития

6 уч. (75%)


 

Из полученных данных  видно, что одинаковое количество учащихся имеют средний (25%) и низкий уровень (75%) развития функций блока программирования и контроля.

Это говорит о том, что  дети не умеют достаточно хорошо организовывать свою деятельность в соответствии с  поставленными целями, дети не видят  несоответствия результатов усилий поставленной цели. Уровень активности, самостоятельности  детей низкий, при выполнении заданий требуется  внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Задания выполняются  с организующей  или направляющей помощью взрослого.  Сама деятельность у некоторых детей (Миша Д.) зачастую хаотична, непродуманна, отдельные  условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, могут прервать деятельность из-за возникающих трудностей, требуется  постоянно организующая помощь.

  1. Исследование эмоциональной сферы и самооценки детей.

Проанализировав рисунки детей, нами были выделены следующие  показатели:  агрессивность,  тревожность,  самооценка.  Были полученные следующие  показатели:

        Агрессивность

       Тревожность

         Самооценка

   выс.

  сред.

  низ.

   Выс.

  Сред.

низк.

Завышен.

 адек.

Занижен.

3 уч.

(37.5%)

2 уч. (25%)

   3 уч.

(37.5%)

5 уч.

(62.5%)

2 уч.

( 25%)

1 уч.

(12.5%)

1 уч.

(12.5%)

3 уч.

(37.5%)

4 уч.

( 50%)


Как  мы  видим, наиболее отличительными являются уровни тревожности  (от 62,5%) – высокий уровень, и самооценки  (от 50%) – заниженная.

Это говорит о неуверенности  в себе, своих силах, знаниях, о  подавленности, нерешительности, незаинтересованности и своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению, боязнь перед  активным действием. У детей часто  возникают связанные с беспокойством  эмоциональные переживания: волнение, повышенное беспокойство, ожидание плохого  отношения к себе, отрицательной  оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей.

При диагностическом обследовании нами был выявлен актуальный уровень  развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Методические рекомендации педагогу-психологу.

 

Деятельность педагога-психолога должна быть направлена на создание специальных психологических педагогических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми с ЗПР.

В процессе реализации этой деятельности  намечены следующие задачи:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  2. Развитие навыков программирования и контроля за протеканием психической деятельности.
  3. Развитие пространственных представлений, произвольная регуляция со свойствами внимания.

В соответствии с поставленными  задачами, могут быть проведены коррекционно-развивающие методики, которые направлены  на устранение отклонений в психическом развитии детей с ЗПР.

К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка с ЗПР относятся  методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические  методы), методы терапии средствами искусства.

Развивать психическую произвольность необходимо вначале школьного обучения через работу с самосознанием  ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные формы психической  жизни складывается из конкретных  контролируемых умений. 

Для решения всех вышеперечисленных  задач рекомендуется использовать:

  1. Программу по развитию эмоционально-волевой сферы.
  2. Методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М.Пылаевой и Т.В.Ахутиной).
  3. Программу коррекционно-развивающей работы по развитию внимания и пространственных представлений младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции (Т. Савченко).
  4. Программу  коррекции эмоциональной сферы.

  Цель программы: помочь  детям с задержкой психического  развития справиться с переживаниями,  которые препятствуют их нормальному  эмоциональному сочувствию и  общению со сверстниками; формирование  у детей навыков самостоятельной  деятельности,  ответственности,  способность чувствовать, понимать  себя и другого человека. 

Задачи:

- развитие адекватной  оценочной деятельности, направленной  на анализ собственного поведения  и поступков окружающих людей;

- повышение уровня самоконтроля  в отношении проявления своего  эмоционального состояния в ходе  общения.

Предмет психокоррекции –  эмоциональная сфера детей:

1)  состояние психического  дискомфорта;

2)  зависимость от окружающих;

3)  противоречивость личности;

4)  враждебность;

5)  тревожность.

Направление: коррекционное.

2. Для развития  произвольности в двигательной сфере с детьми могут проводиться занятия, которые включают в себя:

1) Игры и упражнения  для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений):

-игры с мячом (самые разные);

-весь спектр спортивных игр и физических упражнений;

2) Упражнения для развития  тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций:

-срисовывание графических  образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности);

-обведение по контуру  геометрических фигур разной  сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру);

-вырезание по контуру  фигур из бумаги (особенно вырезание  плавное, без отрыва ножниц  от бумаги);

-раскрашивание и штриховка,  прохождение лабиринтов;

-выполнение фигурок из  пальцев рук;

-психогимнастики («Зайчик  играет на барабане», «Шум дождя» и др.). 

Подобные игры и упражнения направлены на развитие основ произвольности психической регуляции у детей.

3.Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.). 

Методика представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, направленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия.  Она основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности. Ее можно использовать во внеурочном компоненте работы с детьми.

   4. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания и пространственных представлений младших школьников с задержкой психического развития в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции (Т. Савченко)

 Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции  со свойствами внимания.

Направление: коррекционно-развивающее.

Коррекционная программа  включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции  отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• ориентацию в пространстве тела;

• ориентировку в пространстве «от себя»;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;

• на развитие произвольности;

• на развитие свойств внимания.

Разработка коррекционной  программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений  Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

При организации коррекционной  работы мы опирались на следующие  принципы коррекции:

• принцип коррекции сверху вниз, учёт зоны ближайшего развития.

В нашей программе он проявляется  в том, что мы используем разноуровневые задания, предусматривающие оказание дозированной помощи со стороны взрослого, изменение количества заданий, игр  на конкретном занятии, исходя из динамики работы детей;

• принцип коррекции снизу  вверх.

В нашей программе это  нашло отражение в наличии  упражнений, заданий, нацеленных на тренировку уже имеющихся психических способностей;

Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития