Обучение детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию-2.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

подгруппы: “задержанное развитие”  и “парциальная несформированность высших психических функций”.

К подгруппе “задержанное развитие” относятся варианты истинно  задержанного развития, которые характеризуются  именно замедлением темпа формирования различных характеристик когнитивной  и эмоционально-личностной сфер, включая  и регуляторные механизмы деятельности. К этой подгруппе относятся такие  типы отклоняющегося развития, как  “темпово задержанный тип развития” (гармонический инфантилизм) и “неравномерно  задержанный тип развития” (дисгармонический инфантилизм).

В понимании особенностей развития этих категорий детей авторы согласны с представлением классиков  отечественной психологии и дефектологии о “задержке психического развития”, а именно в том, что постепенно темп развития ребенка увеличится (самостоятельно или с помощью коррекционных  мероприятий) и к рубежу 9-ти -11-ти лет по своему развитию ребенок реально  догонит сверстников и его  состояние можно характеризовать  как “условно нормативное”.

Характеристика особенностей детей с ЗПР основывается на базовых  составляющих психического развития. К этим составляющим относятся источники  и причины психического развития и психической деятельности в  целом:

  • социальная ситуация (условия) развития;
  • состояние центральной и периферической нервной системы с точки зрения непосредственно нормативности “органической” составляющей развития;
  • специфика нейробиологической функциональной организации мозговых систем;

И базовые предпосылки (составляющие) психической деятельности. Как предпосылки  собственно психической деятельности они формируются, начиная с момента рождения (по некоторым, не подтвержденным экспериментальными исследованиями утверждениям, и раньше, до рождения), а в более поздние сроки развития, уже как базовые составляющие, встраиваются в качестве “операционально-технологических” в психическую деятельность ребенка.

Система “базовых составляющих развития” имеет три взаимозависимых  и взаимодополняющих элемента: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления, базовая аффективная регуляция. В свою очередь, каждая из базовых  составляющих (предпосылок) психической  деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, которая  планомерно развертывается (формируется) в процессе развития ребенка.

Однако следует заметить, что развитие самих составляющих подчинено общему закону “перекрытия  стадий развития”, что подразумевает  овладение следующим уровнем (этапом) с одновременным совершенствованием предыдущего.

Эти базовые составляющие психической деятельности ребенка  являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям. Дети с различными формами ЗПР, развивающиеся по типу дисгармонического или искаженного развития, обладают собственным “профилем”, спецификой формирования и спецификой взаимодействия всех базовых предпосылок (составляющих).

Типичный ребенок с  темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом) выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, “…инфантильности психики часто соответствует  инфантильный тип телосложения с  детской пластичностью мимики и  моторики”. “Эмоциональная и когнитивная  сферы этих детей как бы находятся  на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка  более младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием  эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности”. В школьном возрасте они неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелостью регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок.

Рассмотрим специфику  базовых составляющих психического развития. Практика диагностической  работы показывает, что формирование базовых составляющих психического развития у детей с гармоническим  инфантилизмом соответствует ходу нормального онтогенеза, т.е. не меняет своих пропорций, но как бы происходит медленнее. При этом сами уровни развития базовых составляющих гармонично соотносятся  друг с другом, определяя, по-видимому, гармоничный характер задержанного развития, как регуляторных функций, так и эмоциональной и когнитивной  сфер, и в целом соответствуют  общей программе психического развития ребенка. Именно этот аспект и является смыслообразующим в данной типологии.

При этом варианте развития встречается левшество, но не чаще, чем в среднем по популяции, и  обычно бывает истинным, то есть не осложняет  еще более ход развития ребенка. Признаки неврологического или соматического  неблагополучия либо отсутствуют, либо хорошо компенсируются уже на первом году жизни, что, по-видимому, можно  объяснить достаточными компенсаторными  и адаптационными возможностями, заложенными  “от природы”.

Специалистами смежных профилей обычно ставится диагноз “инфантилизм”, “конституциональная задержка психического развития”, а диагнозы логопеда –  “функциональная дислалия”, “неярко  выраженное общее недоразвитие речи”.

В отличие от гармонического инфантилизма, неравномерно задержанный  тип развития (дисгармонический инфантилизм) характеризуется, в первую очередь, большим уровнем зрелости (сформированности) когнитивного звена ВПФ по сравнению  с уровнем развития произвольной регуляции собственной деятельности, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Внешний вид и поведение  ребенка также несут на себе отпечатки, характерные для более младшего возраста, но при этом часто отмечаются хронические соматические заболевания, нарушения зрения или просто соматическая ослабленность. Знаки атипичного развития (леворукость, неустоявшаяся латерализация  и т.п.) встречаются среди данной категории детей чаще, чем в  среднем по популяции, то есть являются специфичными, что, в свою очередь, осложняет  ход развития в целом.

Наличие соматических проблем  еще больше снижает работоспособность  ребенка, делает его эмоционально лабильным, часто с элементами демонстративности. Дети могут быть капризны, упрямы. Это  вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок “не готов” к предъявляемым  к нему в соответствии с этим требованиям. Ребенок может быть вполне адекватным, но недостаточно критичным к результатам  своей деятельности, самооценка может  быть и завышенной, и, наоборот, заниженной. В общении со сверстниками он часто  не находит общего языка, слишком  эмоционален, редко может “удержать” роль. В целом показатели критичности  и адекватности соответствуют актуальному  психофизическому возрасту, а обучаемость  новым видам деятельности может  быть даже высокой, то есть соответствовать  фактическому возрасту.

Определенная диспропорция наблюдается и в формировании базовых составляющих психического развития. Но формирование их происходит с той существенной разницей, что  при данном типе развития скорее можно  говорить об опережении формирования пространственных представлений и  их соответствии возрасту (следствием является соответствующий уровень  развития познавательной сферы). Возрастное условно нормативное развитие пространственных представлений сочетается с задержанным в своей динамике развитием других базовых составляющих (произвольность психической активности и базальная система аффективной регуляции). Причем при анализе уровневой системы аффективной регуляции можно сделать вывод о недостаточном (по сравнению с условным возрастным нормативом) регулирующим влиянием 4-го уровня (уровень аффективного контроля) на все остальные нижележащие уровни. При этом уровень аффективной экспансии (3-й уровень) может находиться как в гипо – так и в гиперфункции. Это является специфичным для группы темпово-задержанного типа развития. В то же время общим и принципиально важным для обоих типов задержанного развития является то, что в обоих случаях формирование всех базовых предпосылок (составляющих) последовательно проходит (не пропуская и не перескакивая) все уровни своего развития.

При анализе прогноза детей  с неравномерно задержанным типом  развития очевидна его неоднозначность: в отношении формирования так  называемого когнитивного звена  ВПФ он вполне благополучен, а с  точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного  развития в целом велика вероятность  формирования вариантов дисгармоничного  развития личности (девиации); при наличии  более или менее выраженных соматических проблем – варианта интрапунитивного дисгармонического развития ребенка  по психосоматическому типу.

Среди диагнозов среди  других специалистов: “ММД”, “ЗПР соматогенного  или конституционального генеза”, “аффективная неустойчивость”, “дети  группы риска по нарушению формирования школьных навыков” – иногда присутствует и логопедический диагноз: “функциональная дислалия”.

Другая подгруппа “недостаточного  развития”, получившая название “парциальная несформированностью высших психических  функций”, имеет ряд принципиальных отличий по сравнению с подгруппой, описанной выше. Наиболее принципиальное, основное отличие детей данной подгруппы  от детей с различными типами задержанного развития заключается в том, что в данном случае ни в коей мере нельзя говорить лишь и задержке развития. Многолетняя практика показывает, что развитие детей этой категории идет принципиально иным путем, чем развитие детей с истинной задержкой психического развития. Расходясь еще в раннем возрасте, пути развития этих двух групп детей продолжают расходиться.

На протяжении всего дошкольного  детства, а если не принимать серьезных  специфических мер помощи, это  расхождение продолжится и в  младшем школьном возрасте. Эти дети “ не догоняют” своих сверстников  ни к 9-11 годам, ни даже поздние. В дальнейшем признаки не сформированности когнитивного звена ВПФ “маскируются” особенностями  эмоционально-личностного развития, которые и квалифицируются позже  как иные варианты дизонтогенеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Направления психолого-педагогической  деятельности с детьми с ЗПР

 

Как мы видим, категория детей  с ЗПР нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации  специальной педагогической помощи.

Так в 80-е годы Министерство просвещения РСФСР издало ряд  приказов, предписывающих создание специальных  школ для детей с ЗПР, а затем  как компромиссный вариант классов  компенсирующего обучения при общеобразовательных  школах, так как число открытых специализированных школ не могло обеспечить необходимую помощь нуждающимся  детям. В соответствии с Законом  Российской Федерации об образовании, приказом Министерства образования  России №333 (от 08.09.92.) такие классы широко внедрены сегодня в общеобразовательную  практику. Нормативным документом, регламентирующим процесс их создания и функционирования, является утвержденное Министерством образования России “Примерное положение о классах  компенсирующего обучения в общеобразовательных  школах”.

Приоритетными функциями  компенсирующего обучения являются:

  1. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья

детей с ЗПР;

  1. коррекция отклонений, имеющихся в развитии;
  2. компенсация недостатков дошкольного развития, семейного воспитания;
  3. активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе.

В учебный план компенсирующих классов вводятся специальные лечебно-оздоровительные  и коррекционно-развивающие занятия. Программа коррекционно-развивающей  работы направляет всю учебную и  воспитательную работу психологов, педагогов  в классах, позволяя ставить развивающие  и учебные цели, учитывающие типические особенности детей с ЗПР. Задачами психологов, работающих в классах  компенсирующего обучения, администрации  школ является педагогизация всей воспитательной ситуации жизни ребенка, организация его жизнедеятельности на коррекционно-развивающей основе. 

В формировании личности большое  значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти  механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок  очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг  за шагом ведет его по “ступеням  развития”, раскрывая потенциал  возможности маленького человека.

Без оказания своевременной  медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают  все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической  адаптации.

Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с  отклонениями в развитии оказывают  психилого-медико-педагогические консультации (ПМПК), которые призваны решать многоплановые  задачи:

  1. разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с цель предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей;
  2. своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно-педагогической помощи;
  3. разрабатывать индивидуальные рекомендации, оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При работе с ПМПК задача педагога-психолога состоит в  консультативном сопровождении  семьи проблемного ребенка. Ведь именно педагог-психолог становится выразителем  интересов ребенка и, следовательно, возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения  в целом. Особенности консультативного процесса заключаются в соблюдении интересов консультируемого ребенка, доведении до сведения членов семьи необходимости адекватных условий для его обучения, воспитания и развития, как в школе, так и дома.

Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития