Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
подгруппы: “задержанное развитие” и “парциальная несформированность высших психических функций”.
К подгруппе “задержанное
развитие” относятся варианты истинно
задержанного развития, которые характеризуются
именно замедлением темпа формирования
различных характеристик
В понимании особенностей
развития этих категорий детей авторы
согласны с представлением классиков
отечественной психологии и дефектологии
о “задержке психического развития”,
а именно в том, что постепенно
темп развития ребенка увеличится (самостоятельно
или с помощью коррекционных
мероприятий) и к рубежу 9-ти -11-ти
лет по своему развитию ребенок реально
догонит сверстников и его
состояние можно
Характеристика особенностей детей с ЗПР основывается на базовых составляющих психического развития. К этим составляющим относятся источники и причины психического развития и психической деятельности в целом:
И базовые предпосылки (составляющие)
психической деятельности. Как предпосылки
собственно психической деятельности
они формируются, начиная с момента
рождения (по некоторым, не подтвержденным
экспериментальными исследованиями утверждениям,
и раньше, до рождения), а в более поздние
сроки развития, уже как базовые составляющие,
встраиваются в качестве “операционально-
Система “базовых составляющих
развития” имеет три
Однако следует заметить,
что развитие самих составляющих
подчинено общему закону “перекрытия
стадий развития”, что подразумевает
овладение следующим уровнем (этапом)
с одновременным
Эти базовые составляющие психической деятельности ребенка являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям. Дети с различными формами ЗПР, развивающиеся по типу дисгармонического или искаженного развития, обладают собственным “профилем”, спецификой формирования и спецификой взаимодействия всех базовых предпосылок (составляющих).
Типичный ребенок с
темпово задержанным типом
Рассмотрим специфику
базовых составляющих психического
развития. Практика диагностической
работы показывает, что формирование
базовых составляющих психического
развития у детей с гармоническим
инфантилизмом соответствует
При этом варианте развития встречается левшество, но не чаще, чем в среднем по популяции, и обычно бывает истинным, то есть не осложняет еще более ход развития ребенка. Признаки неврологического или соматического неблагополучия либо отсутствуют, либо хорошо компенсируются уже на первом году жизни, что, по-видимому, можно объяснить достаточными компенсаторными и адаптационными возможностями, заложенными “от природы”.
Специалистами смежных профилей обычно ставится диагноз “инфантилизм”, “конституциональная задержка психического развития”, а диагнозы логопеда – “функциональная дислалия”, “неярко выраженное общее недоразвитие речи”.
В отличие от гармонического
инфантилизма, неравномерно задержанный
тип развития (дисгармонический инфантилизм)
характеризуется, в первую очередь,
большим уровнем зрелости (сформированности)
когнитивного звена ВПФ по сравнению
с уровнем развития произвольной
регуляции собственной
Наличие соматических проблем еще больше снижает работоспособность ребенка, делает его эмоционально лабильным, часто с элементами демонстративности. Дети могут быть капризны, упрямы. Это вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок “не готов” к предъявляемым к нему в соответствии с этим требованиям. Ребенок может быть вполне адекватным, но недостаточно критичным к результатам своей деятельности, самооценка может быть и завышенной, и, наоборот, заниженной. В общении со сверстниками он часто не находит общего языка, слишком эмоционален, редко может “удержать” роль. В целом показатели критичности и адекватности соответствуют актуальному психофизическому возрасту, а обучаемость новым видам деятельности может быть даже высокой, то есть соответствовать фактическому возрасту.
Определенная диспропорция наблюдается и в формировании базовых составляющих психического развития. Но формирование их происходит с той существенной разницей, что при данном типе развития скорее можно говорить об опережении формирования пространственных представлений и их соответствии возрасту (следствием является соответствующий уровень развития познавательной сферы). Возрастное условно нормативное развитие пространственных представлений сочетается с задержанным в своей динамике развитием других базовых составляющих (произвольность психической активности и базальная система аффективной регуляции). Причем при анализе уровневой системы аффективной регуляции можно сделать вывод о недостаточном (по сравнению с условным возрастным нормативом) регулирующим влиянием 4-го уровня (уровень аффективного контроля) на все остальные нижележащие уровни. При этом уровень аффективной экспансии (3-й уровень) может находиться как в гипо – так и в гиперфункции. Это является специфичным для группы темпово-задержанного типа развития. В то же время общим и принципиально важным для обоих типов задержанного развития является то, что в обоих случаях формирование всех базовых предпосылок (составляющих) последовательно проходит (не пропуская и не перескакивая) все уровни своего развития.
При анализе прогноза детей с неравномерно задержанным типом развития очевидна его неоднозначность: в отношении формирования так называемого когнитивного звена ВПФ он вполне благополучен, а с точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного развития в целом велика вероятность формирования вариантов дисгармоничного развития личности (девиации); при наличии более или менее выраженных соматических проблем – варианта интрапунитивного дисгармонического развития ребенка по психосоматическому типу.
Среди диагнозов среди
других специалистов: “ММД”, “ЗПР соматогенного
или конституционального
Другая подгруппа “
На протяжении всего дошкольного
детства, а если не принимать серьезных
специфических мер помощи, это
расхождение продолжится и в
младшем школьном возрасте. Эти дети
“ не догоняют” своих сверстников
ни к 9-11 годам, ни даже поздние. В дальнейшем
признаки не сформированности когнитивного
звена ВПФ “маскируются”
1.2.Направления психолого-
Как мы видим, категория детей с ЗПР нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи.
Так в 80-е годы Министерство
просвещения РСФСР издало ряд
приказов, предписывающих создание специальных
школ для детей с ЗПР, а затем
как компромиссный вариант
Приоритетными функциями компенсирующего обучения являются:
детей с ЗПР;
В учебный план компенсирующих
классов вводятся специальные лечебно-
В формировании личности большое
значение имеют механизмы саморазвития.
В условиях дизонтогенеза эти
механизмы не работают в полную силу.
Нормально развивающийся
Без оказания своевременной
медицинской и психолого-
Большую помощь в диагностике,
лечении и воспитании детей с
отклонениями в развитии оказывают
психилого-медико-
При работе с ПМПК задача педагога-психолога состоит в консультативном сопровождении семьи проблемного ребенка. Ведь именно педагог-психолог становится выразителем интересов ребенка и, следовательно, возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом. Особенности консультативного процесса заключаются в соблюдении интересов консультируемого ребенка, доведении до сведения членов семьи необходимости адекватных условий для его обучения, воспитания и развития, как в школе, так и дома.
Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития