Наглядные методы ознакомления детей с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).

Работа содержит 1 файл

ПРИРОДА Межсес.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

    3.   Разработать   конспект   руководства   трудом   детей   в   цветнике, огороде, саду (возрастная группа, форма и организации по выбору)

          Высадка цветочной рассады  на клумбу

    Цель. Дать детям представление о том, что растения цветника и огорода, требующие много тепла, вначале выращивают из семян в теплице, парниках, на

77

 

    светлых окнах, а затем рассаду пересаживают на клумбы или грядки; познакомить с приемами высадки рассады (взять растение в левую руку, опустить в ямку, правой рукой расправить корни, присыпать землей до корневой шейки, левой рукой поддерживая растение; далее обеими руками обжать землю вокруг растения, проверить, достаточно ли плотно обжата земля — слегка потянуть за стебель около корневой шейки); вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы.

    Организация занятия. Клумбу или цветочную рабатку  готовят заранее: перекапывают и  разделывают землю, вносят удобрение, большую клумбу разбивают на секторы, отбивают края и дорожки, поливают за I—2 ч до работы. Непосредственно перед высадкой рассады (2—3 вида) воспитатель вынимает ее из ящика, разделяет на отдельные экземпляры и раскладывает посередине рабатки или сектора клумбы, прикопав корни. Несколько экземпляров каждого вида оставляет для рассматривания и показа. Воспитатель с помощью 2—3 детей маркирует места посадки, размещает вблизи места работы оборудование: 2—3 веревочки с колышками на концах, мерные палочки для маркировки места посадки растений, открытки или другие цветные рисунки растений, совочки, лейки и ведерки.

    (В солнечную  погоду занятие проводится во  второй половине дня.)

              Ход занятия.

    В первой половине занятия воспитатель  размещает детей недалеко от места  работы так, чтобы всем было видно, рассматривает  с ними изображения цветущих растений. «Кто знает, как называется цветок? Нравится? Чем?» Дополнительно дает пояснения о величине растений, времени их цветения; показывает само растение (рассаду). После рассматривания картинок и беседы воспитатель обсуждает с детьми, как разместить растения на клумбе (или рабатке): одни ближе к краю, другие посередине, какие в центре и т. д. При этом обращает внимание на необходимость подбора растений так, чтобы было красивое сочетание цвета, размеров. Во время работы объясняет, почему некоторые растения сажают рассадой, а не семенами.

    Во  второй части занятия рассматривают  рассаду. Воспитатель с двух сторон рабатки (или по дорожкам, разделяющим  клумбу на секторы так, чтобы перед  каждым ребенком было 2 бороздки, обозначающие место посадки, и чтобы каждый ребенок мог видеть действия воспитателя).

    Вначале надо отмерить расстояние (по бороздкам), на котором следует сажать растение. Педагог показывает мерную палочку  и способ ее использования. Затем  на обозначенных местах делает ямку, показывает глубину ее, поясняет: «Все корешки должны разместиться». Предлагает дежурным раздать мерные палочки и совочки. Все дети под контролем воспитателя готовят ямки. Когда ямки готовы, дежурные наливают в них воду. Пока вода в ямках впитывается, воспитатель показывает способ посадки. Вначале 2—3 ребят рассказывают, как надо сажать рассаду, а затем воспитатель еще раз показывает. Во время посадки следит за выполнением детьми работы, помогает тем, кто не справляется с заданием.

 
78

 

        Когда все растения посадили, воспитатель  показывает способ проверки. Дети проверяют правильность посадки, исправляют допущенные ошибки. Дежурные с помощью других детей поливают посадки (клумбу, грядку).

    В конце воспитатель дает оценку работы, подчеркивает, что все работали дружно. Предлагает задание к дальнейшему  наблюдению: проследить, когда на растениях появятся свежие листики (это значит, что растение прижилось); договориться об очередности работы — когда и кто будет поливать посадки.

    4. Составить перечень  оборудования для  организации труда  детей в природе  (на участке детского сада). Указать педагогические требования к оборудованию

    1. Для ухода за растениями '

  • лейки;
  • щеточки,
  • тазы;
  • клеенки;
  • тряпочки.
  • палочки для рыхления земли;
  • передники.

    2. Для ухода за животными

  • тазы;
  • тряпочки;
  • щетки-сметки;
  • савки;
  • терки;
  • мисочки;
  • разделочные доски

    При организации работы детям необходимо предоставить нужный инвентарь, соответствующий  их возрасту. Приведем примерный список инвентаря, необходимого для работы на участке:

    Грабли: длина  ручки 100-110 см, длина грабель 20-22 см и  зубьев 5 см.

    Грохот: прямоугольник 400 X 75 см.

    Колышки: высота 30 см.

    Кошки, лейка, ведро.

    Лопата: длина ручки 75—80 см, диаметр 2—2,5 см; высота лопаты 15 см, ширина 13 см.

    Совок: длина 16—20 см.

    Молоток (деревянный).

    Носилки: длина 100—ПО см, расстояние между  ручками 30-35 см, ящик квадратный 20-25 см, высота бортика 3 см.

    Тачка: длина 100—110 см, расстояние между ручками 35 см, длима ящика 30—40 см.

     Тема     3  Методическое  руководство  природоведческой  работой  в дошкольном учреждении.

 
79

 

 

    1. Ознакомиться со  структурой индивидуальных карт наблюдений за деятельностью педагога по разделу «Человек и природа»

      Диагностическая карта профессиональных умений и качеств

воспитателя

УМЕНИЯ  И

КАЧЕСТВА

ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ВАЖНЫЕ  ДЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБЩЕНИЯ

      Ф. И. О. ВОСПИТАТЕЛЯ
 
 
 
                             
    1
    Умение  легко и быстро устанавливать  контакт с детьми в процессе фронтального общения (например, на занятиях).                                
    2
    Умение  легко и быстро устанавливать  контакт и процессе дидактическою  общения (например, в процессе беседы о природном явлении, поре года и т.д. с небольшой группой детей или одним ребенком).                                
    3
    Чуткость  и отзывчивость, способность проявить сопереживание по отношению к детям.                                
    4
    Умение  понять детскую группу, определить ее доминирующие качества.                                
    5
    Умение  понять конкретного ребенка.                                
    6
    Умение  проявить педагогический и психологический такт.             t                  
    7
    Умение  проявить внимание ко всем детям и  к каждому ребенку в отдельности.                                

 

    8
    Умение  управлять своим поведением, психологическим  состоянием, проявлять терпимость в  общении, сохранять спокойствие и разум даже в ситуациях, вызывающих раздражение.                                
    9
    Умение  регулировать отношения в группе, разрешать детские конфликты, предотвращать их.                                
    10
    Умение  своевременно проявить гибкость в общении                                
    11
    Владение речью
                               
    12
    Эмоциональная устойчивость                                
    13
    Умение  использовать игру как средство экологического воспитания дошкольников             -                  
    14
    Владение  мимикой и пантомимой                                
    15
    Умение  использовать искусство как средство общения                                
    16
    Умение  применять шутку, юмор в общении                                
    17
    Умение  создать в процессе общения                                

    2. Составить план  контроля по теме  «Особенности поведения  детей в природе»

    1. Определение знаний детей о  неживой и живой природе, понимание  взаимосвязи между ними.

    2.Владение  детьми трудовыми навыками.

    3.Умение  детьми находить ошибки в поведении окружающих и исправлять их.

                       
                       
                      81

 

        4. Умение видеть недостатки в  окружающей природе и находить  способ их 
    устранения. 

    Дни недели
    Содержание  деятельности
    время
    ответственный
    Понедельник
    Наблюдение   за
    11.30-
    Зам.
  проведением прогулки      во      2 младшей группе. 12.00 Заведующей
    Вторник
    Наблюдение   за
 
    Зам.
  проведением    сбора
    12.00-
Заведующей,
  урожая на огороде  в ДОУ (ст. гр)

Наблюдение   за

13.00 заведующая
    Среда
трудом                  ст.  
    Зам.
  Дошкольников        в   Заведующей
  природе        (уборка
    11.30-
 
  групповых участков).

Беседа с детьми

12.30  
    Четверг
ст. Гр. О поведении
    Зам.
  в природе.

Наблюдение   за

  Заведующей
  проведением
    16.00-
 
  занятия   в   комнате 16.30
    Зам.
  природы (ст. Гр.) по   Заведующей,
  теме     «Как     вести себя в природе». Беседа с детьми   заведующая
  ср.гр. о поведении  в
    10.00-
 
    Пятница
природе. 10.35  
 
    Наблюдение   за
 
    Зам.
  проведение  дидактической игры   Заведующей
  «Правила  
    Зам.
  поведения» (ст.гр)   Заведующей,
    16.00-

16.30

заведующая
 
        .
10.30-

11.00

 

Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой