Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа
Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).
Практико-
АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ: ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ I» ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Наблюдение 1. «Кто живёт в нашем аквариуме?»
Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения), их названия; отметить красоту аквариума, его привлекательный вид. Наблюдение 2. «Что есть в аквариуме, и кому это нужно?» Цель: уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является «домом» для рыб. Здесь вода необходимой температуры, грунт для растений, много света. В нём уютно рыбам и другим обитателям «стеклянного дома». Наблюдение 3* «Чем и как питаются рыбы?»
Цель: уточнить, что служит кормом для рыб, как часто и в каком количестве его нужно давать. Разные рыбы питаются по-разному: одни берут его с поверхности воды, другие собирают со дна, некоторые ловят его в воде.
ВТ
ОРАЯ НЕДЕЛЯ Наблюдение 4. «Какие наши рыбки?»
Цель: уточнить с детьми особенности внешнего вида рыб (форма тела, окраска чешуек, особенности органов, расположенных на голове, особенности хвоста, плавников); отличия и сходства аквариумных рыбок. Наблюдение 5. «Как рыбы плавают?»
50
Цель: уточнить с детьми, что рыбы двигаются в воде легко, свободно, быстро могут плыть в разных направлениях. В этом им помогают обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, отсутствие шеи, плавники. При помощи хвоста и плавников рыбы делают повороты в разные стороны. Наблюдение 6. «Как рыбы отдыхают и спят?»
Цель: показать детям, что рыбам нужен отдых, сон. Отдыхают они на плаву около кустиков травы, дна; спят с раскрытыми глазами. Яркий свет и шум могут их разбудить (наблюдение проводится вечером без освещения).
ТР
ЕТЬЯ НЕДЕЛЯ Наблюдение 7. «Как дышат рыбы?»
Цель: дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат при помощи специальных органов — жабр, тем воздухом, который есть в воде. Жаберные крышки, которые их прикрывают, размещаются по бокам головы. Они всё время открываются и закрываются — так рыба дышит. Наблюдение 8. «Легко ли дышать нашим рыбкам?» Задание для самостоятельного наблюдения.
Цель: учить дошкольников по поведению рыб определять их самочувствие, количество воздуха в воде.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать за рыбами и определить: жаберные крышки открываются широко или чуть-чуть, часто или редко; рыбки плавают по всему аквариуму или держатся возле поверхности воды.
Выводы: если рыбки ведут себя спокойно, плавают по всему аквариуму, жаберные крышки открываются нешироко, то им хватает воздуха, они хорошо себя чувствуют; если рыбки часто поднимаются на поверхность воды, хватают ртом воздух, жаберные крышки работают быстро, это означает, что воздуха в воде мало, рыбки задыхаются, им плохо. Необходимо им помочь: сменить часть воды (в свежей воде больше воздуха), долить воду, если её мало, отсадить некоторых рыбок, если их много, поставить компрессор, который подаёт воздух. После оказания помощи понаблюдать, изменилось ли их состояние. Наблюдение 9. «Наведи порядок в аквариуме».
Цель: учить детей определять изменения во внешнем виде аквариума — грязь на дне, пыль и пятна на стекле, налёт, жёлтые листики и стебли, малое количество воды. Уметь оценивать это как ухудшение условий для жизни его обитателей. Учить детей наводить порядок в аквариуме, видеть красоту в его чистоте, прозрачности воды.
Тема 2. Формы организации природоведческой работы в детском саду. 1. Контрольно-учетное занятие в детском саду
Контрольно-учетное
занятие рекомендовано
В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.
В
области экологического воспитания
контрольно-учетные занятия
51
2. Сущность и руководство комплексными занятиями
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию
организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников. (И Левитан, И.Остроухов и др.), художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1 —2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты — это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - дети знакомятся с произведениями искусства).
Третья
часть занятия — это
задачи опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку
Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» — это и разговор Айболита с детьми о здоровье, и том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают
52
личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
3. Нетрадиционные формы занятий
В их число
исследователи справедливо
В педагогике этот метод не является принципиально новым. На протяжении десятилетий он не был востребован в советской и постсоветской педагогике. Его «второе рождение» в первой половине 90-х годов XX века произошло преимущественно в практике и лишь в начале нового века получило должное теоретическое обоснование в российской и отечественной педагогике. В современных исследованиях подчёркивается, что метод проектов обладает не только образовательным, но, главное, особым воспитательным потенциалом.
Целесообразность использования экологического проекта в дошкольном образовании связана с его огромным потенциалом в формировании экологической культуры и развитии познавательной активности ребёнка.
Экологический проект — это средство, с помощью которого педагог решает задачи воспитания и обучения дошкольников по экологической тематике. Его общий характер несомненно определяется принципами, положенными в основу програмхмы, в рамках которой он реализуется.
Экологический проект - это средство, с помощью которого педагог решает задачи воспитания и обучения дошкольников по экологической тематике. Его общий характер несомненно определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
Уроки мышления
Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?», например:
— Почему
муравейники окружены зарослями крапивы,
чистотела,
малины, шиповника?
Не следует забывать, что познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основное условие их проведения — интерес детей. Сочетание прогулок с
53
увлекательным рассказом, органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
«Зеленый патруль»
В последнее время используется такая форма работы со старшими дошкольниками, как «зеленый патруль». Дети обходят территорию детского сада, отмечают объекты, нуждающиеся в охране, помощи, принимают меры по ее оказанию. Ребята пользуются картой, составленной совместно с воспитателем. «Зеленый патруль» может знакомить малышей с правилами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы от уплотнения и т. д. Патруль также определяет, есть ли на участке или близлежащих территориях редкие или ценные растения, защищает не только растения, но и всех лесных жителей: муравьев, жужелиц, птиц. Дети знакомятся с причинами возникновения пожаров, правилами поведения в природе.
Обсуждение и проигрывание ситуаций
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации:
3. Ягоды
по одной в лесу собирать долго. Проще
наломать веток с ягодами.
Можно ли так поступать?
4. Из гнезда выпал
птенец. Что ты предпримешь?
Нетрадиционным методам ознакомления
дошкольников с природой можно
отнести такие как: экологические праздники и утренники, КВН, вечера вопросов и ответов и т.д.
4. Труд и наблюдения в уголке природы
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой