Наглядные методы ознакомления детей с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).

Работа содержит 1 файл

ПРИРОДА Межсес.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

способности.

    Одновременные занятия с отдельными подгруппами  создают хорошие 
условия и для воспитательной работы в разновозрастной труппе. Так, 
ежедневно проводимое второе занятие со старшими, когда малыши здесь же в 
уголке играют, позволяет как нельзя лучше упражнять детей в сдержанности, 
сосредоточенности, самостоятельности, уважении друг к другу. Этической нор 
мой для старших постепенно становится правило: не отвлекать воспитателя, 
когда он играет или занимается с малышами; для младших — играть тихо: 
старшие занимаются. Кроме того, во время занятий старших у маленьких 
развивается самостоятельность в игре: они сами договариваются, выбирают 
себе игрушку, кладут ее на место и т. д. Старшие также приобретают навыки 
самостоятельности: привыкают советоваться с товарищами в затруднительных 
случаях, терпеливо
 ждать своей очереди,  когда задание требует

индивидуального исполнения, и т. д.

63

 

        Наконец, занимаясь одновременно с отдельными подгруппами, воспитатель может  уделять внимание каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, опросить его. Дифференцированная по возрастам воспитательно-образовательная работа продвигает детский коллектив на более высокую ступень организации и развития, что дает воспитателю большое    моральное удовлетворение.

    В практике работы детских садов, применялись различные варианты, способы организации детей на занятиях. В зависимости от содержания программного материала и тех воспитательных задач, которые ставятся перед каждой подгруппой, различают два основных типа занятий в смешанных группах.

  1. Вся группа организована на одной и той же деятельности, но с разным программным содержанием для каждой возрастной подгруппы. Например, все дети рисуют или лепят, занимаются аппликацией, рассказывают по картине. Причем при общей для всех подгрупп деятельности темы могут быть одни и те же, но с разным программным содержанием.
  2. Каждая подгруппа организована на разных видах деятельности. Так, старшая подгруппа может заниматься счетом, а средняя в это время — наклеиванием форм, или старшие дети лепят, а остальные разучивают стихотворение (текст, знакомый старшим, обычно  их  не отвлекает).

    Очень важным моментом в организации занятий  является их начало. Оно 
зависит от типа и темы занятия, его программного содержания, а также от 
опыта детей каждой подгруппы, который создает возможность для их 
объединения. В одних случаях начало является общим для обеих подгрупп: все 
дети садятся одновременно, задания и указания воспитателя также сооб 
щаются одновременно всем подгруппам. В других случаях
 занятия 
начинаются последовательно: раньше со старшими детьми группы, 
пока младшие играют. Спустя 5—7 минут, когда воспитатель убеждается, 
что старшие поняли задание и правильно приступили к его выполнению, он 
' привлекает к занятию младших.

    Совершенно  очевидно, что все занятия, построенные на разных видах деятельности, требуют последовательного начала. Но и занятия, которые объединяют детей на одном виде деятельности, с разным содержанием для каждой подгруппы, тоже могут требовать последовательной организации сначала  старших, а потом младших.

    Если  же в одной подгруппе намечены занятия с повторением 
программного материала, воспитатель имеет все возможности объединить 
детей общей темой. В приложении приводится конспект занятия «Колобок 
встретил лису». Общее        задание («Слепим колобок для малышей»)

объединяет  детей единой целью, укрепляет дружбу между ними. Каждая подгруппа получает свое задание: средние лепят на тему «Колобок катится по лесной дорожке», старшие — лису, а все вместе готовят подарок малышам.

    Одна  из особенностей организации занятий в разновозрастных группах — правильная последовательность занятий в течение дня, умелое сочетание работы между отдельными подгруппами.

64

 

        2. Разработать конспект  занятия по ознакомлению  с природой в  разновозрастной  группе

        Конспект  занятия «Кто это и кто их детеныши» (смешанная группа)

    Программное содержание. 1. Общие задачи. Уточнить представления детей о домашних животных и их детенышах. Обогатить содержание творческих игр.

  1. Младшая подгруппа. Знать, что корова мычит «му-у-у», ее детеныш — теленок; лошадь ржет «иго-o-ro», ее детеныш — жеребенок; собака лает «гау-гау», ее детеныш — щенок. Поупражнять детей в зву копроизношении.
  2. Средняя подгруппа. Дать представление о том, что корова, лошадь, собака — домашние животные. Показать пользу, которую они приносят человеку.

    Предшествующая  работа. На прогулках и дома дети наблюдали этих животных, много рассказывали о них, рассматривали картину  «Кошка и котята» и беседовали по ней.

    Подготовка  воспитателя. На столе в коробке  заранее положены резиновые игрушки   (домашние животные), кубики.

            Организация и ход занятия.

    Воспитательница приглашает всех детей группы сесть  полукругом вокруг стола: «Сейчас будем  играть». Вынимая из коробки лошадку, она обращается сначала к малышам: «Кто это? А это?» (показывает жеребенка). Затем воспитательница предлагает детям» средней подгруппы сказать, как лошадь зовет своего жеребенка. Следует дружный ответ: «Иго-о-го». По указанию воспитательницы все дети зовут жеребенка. Потом его ставят рядом с лошадкой.

    Когда малыши поупражняются в звукопроизношении, воспитательница вызывает несколько детей из средней подгруппы и уточняет, что лошади делают для людей, чем они питаются, где живут (в конюшне, сарае). «Витя, построй конюшню для этой лошадки и жеребенка», — обращается она к одному мальчику. Тот быстро огораживает их кубиками. В такой же последовательности дети знакомятся и с коровой и ее детенышем.

    Чтобы развить активность старших детей, им предлагается загадка: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под  крылечком, а хвост колечком». Дети отгадывают и одновременно рассказывают, чем собака полезна человеку: сторожит, на охоту ходит. «Живет в конуре»,— уточняет воспитательница, тем самым развивая сюжет игры. Вове (средняя подгруппа) предлагается построить конуру, позвать щенка (дети «лают»).

    В конце занятия, осторожно отставив стол с постройками и животными, воспитательница разрешает малышам  посмотреть, .как там живут корова с теленком, лошадка с жеребенком, кошка с котенком, тихонько поиграть с ними и опять поставить в домик. Детям средней подгруппы снова напоминают о том, что все эти животные — домашние, уточняют, чем они питаются, а затем предлагают выбрать и отнести им корм (воспитательница ставит перед детьми сено, овес, кусочек хлеба). После того как воспитательница обобщила ответы

65

 

    детей, она предлагает часть корма отдать малышам: «Пусть и они покормят, а  вы поиграйте и готовьтесь ко второму  занятию». Уходя с занятия, Света, Валя и Таня запели: «Ходит, бродит по лужку рыжая корова».

    В последующие дни дети часто повторяли  описанную игру, сочетая ее с другой «Кто, кто в этом домике живет?» Так дидактические игры влияли на возникновение творческих. В учете от 15 января имеется такая запись: «Дети всё еще играют с домашними животными. Сегодня Таня сказала: «Нашим куклам коровка дает много молочка парного».

    3. Составить конспект  одной из форм работы в разновозрастной группе по ознакомлению детей с природой в повседневной жизни

              Посев овса

    Программный материал. Ознакомление детей с семенами овса и их посевом.

    Обогащение  словаря: овес, сеять.

    Ход занятия. На столе 2 ящика— пустой и с землей; перед каждым ребенком— коробка (или стакан из бумаги), совочек (или ложка), тарелочка с семенами овса.

    Воспитатель. На столе перед вами лежат в  тарелочках семена овса. Возьмите каждый одно семя. Какое оно? Посмотрите на его длинный острый кончик. Теперь положите семена и послушайте.

    Сегодня мы посеем семена овса в землю, а  когда из них вырастет трава, будем  кормить ею птиц. Семена мы посеем в  коробки (или стаканы), стоящие перед  вами. Посмотрите, как следует сеять. Сначала-надо насыпать землю, затем положить на нее семена. Семена надо засыпать землей. (Все объяснение сопровождается показом.) Чтобы из семян выросла трава, надо землю полить водой. Когда вы посеете овес, дежурные соберут коробочки, поставят в ящик и польют.

    Воспитатель вызывает 2—3 детей и предлагает им показать, как они будут сеять  семена овса. Затем дети приступают к посеву. Воспитатель следит, чтобы  все дети посеяли семена правильно. По окончании занятия дети ставят свои коробочки в ящик, дежурные поливают посевы из лейки.

    4. Спланировать природоведческую  работу (разновозрастная  группа) в

календарном плане на 1 день

      Утро
      Прогулки
      2 половина дня.
      Старшие.
        Прогулка
      Старшие
      Кормление птиц и pi
      Прогулка  «Осень».
      Опыт    «Вода    бывает
    .уииука  клеток для птиц     Цель:   сформировать   у детей       первые       связные представления      об      этом времени года.

    Ход прогулки

    Во   время   сборов   на прогулку             воспитатель говорит:                 «Обратите

    разной»
      внимание  на свою  одежду. Мы стали все более тепло одеваться,   потому   что   на  

66

 

Младшие. Полив цветов. 

улице холодно. Лене я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, под курточку. Всё надели? Дима, посмотри, надета ли шапка у Влады? Мы с собой сегодня возьмем кукол, у них тоже теплая одежда». Выйдя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Женщина одета в теплый плащ. Она оделась потеплей, чтобы не простудиться

    Давайте, чтобы нам было теплее поиграем в игру.

    Подвижная игра

«Летает, прыгает, ползает».

    Цель:     Закрепить 
одинаковые
 признаки

насекомых.

    Задачи: развивать

точность движений.

     

называет

дети

летает,

ползает.

     Педагог 
насекомых, а

определяют,     кто прыгает,

     

ответы

     Поощряются  правильные, самостоятельные детей.

    После игры дети опять переходят к самостоятельной  деятельности.

    Старшие к дереву, которое назвал воспитатель.

    

или

    Младшие к дереву 
к кустарнику.  

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Д/И  «Цыпочки питания» Младшие

Д/И  «Когда это бывает» 
Участие       в       опыте 
старших. 
 

    Тема 2. Диагностика природоведческих знаний и трудовых умений детей дошкольного возраста 

1. Освоить процедуру  педагогической диагностики

    Определение    уровня    экологической    воспитанности завершенность  педагогической  технологии  —  истинному хочется    увидеть    результат    воспитательного    процесса, значимости    его   систематических   усилий.    Между   тем трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять полным пониманием того, каких результатов можно ожидать, 

 детей создает педагогу  всегда

доказательство

диагностика   —

профессионалы с

Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой