Наглядные методы ознакомления детей с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).

Работа содержит 1 файл

ПРИРОДА Межсес.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

    Труд  и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы  организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

 
54

 

        Уголок  природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

   При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

    5. Специфические формы  экологического воспитания

    В коррекции субъективного отношения к природе используются такие методы:

    Метод экологических ассоциаций (от лат .- соединение) - установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни.

    Метод экологической лабилизации  (от лат. - неустойчивый) - такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.

    Метод художественной репрезентаъщи  природных объектов (от франц.-представительство) - актуализация художественных компонентов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

    Метод экологической идентификации  (от лат.- отождествлять) -постановка личностью себя на место того или иного природного объекта, погружение в ситуацию, пространство, обстоятельства, в которых объект находится, психологическое моделирование состояния природного объекта.

    Метод экологической эмпатии - (от греч. - сопереживание) -сопереживание личностью состояния природного объекта, сочувствия ему через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов.

    Метод экологической рефлексии  (от лат. - обращение назад)- анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

    Метод ритуализации экологической  деятельности - организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

    Метод экологической заботы - актуализация экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных

55

 

    объектов,  проявление  сострадания,  соучастия,  поддержки,  попечения,  т.е. деятельного участия в жизненной ситуации природных объектов.

     Ярактико-ориентированное  задание 1. Разработать  конспект комплексного занятия Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "Весна"

   Программное содержание: Обобщить представления  детей о весне: назвать приметы  весны, знание весенних месяцев. Обогащать  через речь чувственный опыт, пополнять  лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

    Задачи:

    Развивающие:

    Расширение  лексического запаса по теме "Весна".

    Развитие умения подбирать действия и признаки.

    Развитие связной  речи.

    Развитие общей  моторики.

    Развитие артикуляционной  моторики и мимических движения лица.

    Стимулирование  мыслительной и речевой активности детей.

    Развитие словесно-логического  мышления.

    Воспитательные:

    Воспитание  бережного отношения, любви к  природе.

    Формирование  умения работать в коллективе.

   Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

   Подготовительная  работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой "Как колобок весну встречал".

    Оборудование: картина "Весна", макеты цветов. Магнитофон, кастета с релаксационной музыкой, костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок и зонтик;

   План  комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "Весна":

    1. Организационный момент. (2 минуты)

  • введение в тему занятия "Весна";
  • антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).

   2. Работа по картинке, развитие связной речи. Актуализация лексики по 
теме "Весна". (7 минут)

  • рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;
  • развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

56

 

    Упражнение "Ветерок" на развитие речевого дыхания;

   - упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание 
правильного произношения парных звуков "Ш-Ж".

    3. Физкультминутка  "солнечные цветочки". (2 минуты)

  • развитие общей моторики;
  • снятие психофизических зажимов.

   4.Сказка " Как колобок весну встречал". Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи. (7 минут)

    - развитие связной речи;

   Обогащение  через речь чувственного опыта воспитанников, пополнение лексики разнообразием слов-определений.

  • распознование по мимике настроения;
  • развитие интереса к театрализованному действию.

   5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. (1 
минута)

   - словарная работа : Весна,весенние месяцы: март, апрель, май; приметы 
весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; 
солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

    6. Игра "Воробышки и дождик". (1 минута)

    - развитие умения декламировать стихи хором;

- развитие умения действовать по команде; 
-сплочение детского коллектива.

              Ход занятия

    1. Организационный момент.

    - Ребята, все сели на свои места, начинается занятие.

  • Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
  • Весна.
  • А какие весенние месяцы вы знаете?
  • Март, апрель, май.
  • Как много вы знаете о весне!

   - Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать 
антонимы)

    - Давайте проверим.

Зима ушла, а весна -...- пришла. Зима холодная, а весна -...- тёплая. Зимой солнце морозит, а весной -...- греет. Зимой сугробы высокие, а весной -... - низкие. Зимой надевают шубы, а весной -... - куртки.

    - Всё правильно ответили, молодцы.

   2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме 
"Весна".

  • Ребята, очень внимательно посмотрите на картину.
  • А теперь ответьте на мои вопросы:
  • Какое время года изображено на картине? - Весна.

57

 

  • Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без  листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.
  • Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.
  • А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

   Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

   Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

  • Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш
  • А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? -Ж-Ж-Ж

    3. Физкультминутка  "Солнечные цветочки".

   А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся  в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

    Мы сидим  в земле, как семечки (дети присели).

   Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

    Распускаем, как  цветочки (дети разводят руки в стороны).

   Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные  цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

   4.Сказка "Как колобок весну встречал". Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

    - Дети, вы все знаете сказку "Колобок"? - Да.

   - А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется 
она "Как колобок весну встречал". (Дети, участвующие в постановке одевают 
костюмы)

   Инсценировка  по сказке " КАК КОЛОБОК ВЕСНУ  ВСТРЕЧАЛ" Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

    Бабушка: Ой, а  это что такое?

   Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну  в гости? Как здорово, будет весёлый  праздник! Покачусь-ка я по дорожке  навстречу Весне.

   Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

    Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

    Колобок: Не ешь  меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

    Я весёлый  Колобок,

    У меня румяный  бок,

    А качусь я  по дорожке

    Весну красную встречать

    Будет мы тогда  все дружно

    Песни петь и  танцевать

   Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя... Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

    Колобок (обращаясь  к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

58

 

Дети: Да! Бабушка:

Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой