Наглядные методы ознакомления детей с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).

Работа содержит 1 файл

ПРИРОДА Межсес.doc

— 592.00 Кб (Скачать)
>как они помогут 

                      67

 

    скорректировать дальнейшую педагогическую работу. Совершенно неоправданно существующее в настоящее время стремление управленческих структур в образовании во что бы то ни стало иметь ежегодные результаты диагностики всех детей, по всем параметрам и из всех ДОУ.

    Диагностика — деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических и личностных новообразований. Развитие применительно к человеку — понятие психологическое, оно обозначает скачок (по аналогии с развитием в живой природе), и этому процессом его определения должны заниматься психологи. Неправильно или неумело проведенная диагностика приносит больше вреда, чем пользы: отнимает много времени у воспитателей, создает ложное представление об успехах (или, наоборот, провалах), создает прецедент «навешивания ярлыков» на детей («глупый», «профессор» и др.), что в дальнейшем мешает им в развитии, так как у них образуются комплексы неполноценности, завышенные или заниженные самооценки.

    Педагогическая  диагностика экологического воспитания направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач. Она призвана выявить:

  • в какой степени ребёнок усвоил программу экологических знаний;
  • как ребёнок овладел познавательными и речевыми умениями;
 
    
  • насколько ребенок освоил трудовые навыки и  умения по уходу за живыми объектами;
  • в какой степени у ребёнка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

    В начале педагогической диагностики  педагог ставит перед собой цель для чего он проводит диагностики? И  в зависимости от поставленной цели определяет методы, способы, критерии по которым будет оценивать знания, умения и навыки детей, подбирает игры, материал который поможет провести диагностическую работу.

    В ходе диагностической работы педагог  может использовать разнообразные  методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, тесты в картинках, игровые задания и др. Вес результаты фиксируются в протоколе. Затем на основе представленных критериев и описания уровней усвоения детьми программы, он сопоставляет данные, полученные при изучении дошкольников, с нормативами. Таким образом, можно сделать предварительное предположение о причинах недостатков в работе, или наоборот, убедиться в правильности выбранного пути.

    В конце диагностика определяется коррекционная работа, которая учитывает  результаты диагностики.

    Коррекционная работа может быть направлена на решение пробелов в экологическом образовании или на углублении знаний по экологии.

    Так же диагностические данные учитываются  при планировании работы   по экологическому воспитанию.

 
68

 

      2. Диагностика природоведческих  знаний детей

    Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявление современного уровня знаний детей младшего дошкольного возраста о растениях. Так как в основу нашей работы будут положены наблюдения за растениями, то вопросы мы составляли с учетом того, чтобы выявить знания детей о растениях.

    Детям двух групп  были заданы следующие вопросы:

    Выявить знания младших дошкольников о растениях  нам помог опрос детей, который  мы провели на прогулке. Детям были заданы вопросы:

    1. Назови и покажи деревья и кусты, растущие на участке.

    Дети  показывали деревья -и кусты, но не знали  их названия, многие дошкольники путались в показе.

    2. Покажи ствол, ветки, листья у дерева.

    Младшие дошкольники показывали листья у  деревьев и ветки, но ствол затруднились показать.

    3. Узнай, с какого дерева лист?

    Нами  были предложены листья с березы, дуба, клена, но никто из ребят не назвал их правильно.

    4. Назови и покажи знакомые цветы.

    Ребята  показывали цветок у растения, но никто  не знал названия данного цветка. Только одна девочка показала и назвала  ромашку и одуванчик.

    5. Покажи цветок, стебель, лист у цветущего растения.

    Малыши показывали цветок и лист у растения, но не показывали стебель.

    6. Из чего развивается растение?

    Никто из ребят  не ответил на данный вопрос.

    9. Как растение питается?

    На данный вопрос ребята также не ответили.

    На  основании проведенного опроса мы видим, что у ребят двух групп «Малыши» очень низкий уровень знаний о  растениях. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», не зная точного названия того или иного комнатного растения; малыши имеют представление только об отдельных частях этих растений, не знают их общего вида, отличительных признаков.

    Результаты  ответов детей фиксировались  в протоколе (приложение 1).

    Каждый ответ  ребенка оценивался по следующим  критериям.

              Критерии  оценки

  1. - знаний, умений, представлений нет, не сформированы.
  2. балл - очень поверхностные знания
 
    
  1. балла - соответствует стандарту не в полной мере (знания на среднем уровне: необходима подсказка)
  2. балла - знания на высоком уровне (самостоятельное выполнение задания).

Ф. И. ребенка

Средний бал

Уровень

Уровень знаний детей (2 опрос) группа «А» 

                      69

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9    
Максим  П. 2 3 2 3   3 2 3 2
    2,31
Средний
Валерия И. 3 2 3 2 3 2 3 3 2
    2,43
Средний
Павел Г. 2 3   3 3 2 3   2
    2,65
Средний
Валерия И. 3 2 3 3 3 2 2 3 3
    2,5
Средний
Дионис  Ю. 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    3
Высокий
ЯнаЗ. 2 2 3 2 3 3 3 2 2
    2,37
Средний
Христина  Р. 2 3 2 3 3 2 3 2 2
    2,65
Средний
ЖеняЗ. 3 2 3 3 3 2 2 3 3
    2,5
Средний
Паша  К. 3 2 2 2 2 3 2 2 3
    2,25
Средний
Вероника  Н. 2 3 2 3   3   3 2
    2,31
Средний
Даша  К. 2 2 3 2. 3 3 3 2 2
    2,37
Средний
Валерия П. 2 3 2 3 3 2 3 2 2
    2,65
Средний
Полина  К. 3 2 3 3 3 2 2 3 3
    2,5
Средний
Толя  Г. 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    3
Высокий
Настя Н. 2 2 2 2 2 3 2 3 2
    2,18
Средний
Вероника  Ч. 3 2 2 2 2 3 2 2 3
    2,25
Средний
Настя Ч. 2 2 3 2 3 3 3   2
    2,37
Средний
Женя  В. 2 3 2 3 2 3 2 3 2
    2,31
Средний
Полина  Т. 2 2 3 2 3 3 3 2 2
    2,37
Средний
Леша  Л. 3 2 3 3 3 2 2 3 3
    2,5
Средний
Максим  Ш. 2 2 2 2 2 3 2 3 2
    2,18
Средний

    В результате проведенного опроса мы видим, что знания детей о растениях имеют низкий уровень.

    Согласно  программе «Пралеска», блоку «Мир растений» у детей следует  воспитывать уважительное отношение к любому проявлению жизни; формировать представления дошкольников об уникальности каждого растения; знакомить со строением растения, элементарными функциями, которые выполняют его части и внутренние системы жизнедеятельности.

    Проанализировав планы воспитательно-образовательной  работы на сезон в группе «Малыши» мы видим, что циклические наблюдения за растениями являются одним из основных методов ознакомления дошкольников с природой.

    Организуя наблюдения в природе, воспитатель  решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

    В процессе кратковременных циклических  наблюдений, организуемых для накопления знаний о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое еостояние объекта с тем, что было раньше.

    Наблюдения  организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями, которые проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой

70

 

    умственной  активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

    В группе «Малыши» мы формируем умения различать растения по ярким и существенным признакам и называть их. Важной задачей является воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы.

    Первое  природоведческое занятие мы провели во время прогулки проводя осмотр участка. Мы выясняли с детьми в каком состоянии находится огород, цветник, деревья и кустарники. При этом выясняли следующее: какие овощи на огороде уже поспели, по каким признакам можно определить это (жухнет ботва, меняется цвет помидоров, кабачков, гороха и др.); какие растения хорошо цветут в цветнике, какие уже доцветают, есть ли семена (у каких растений). Постепенно мы подводили детей к выводу о том, что большинство растений огорода и цветника закончили свой рост, доцветают, на многих поспевают плоды, семена. Ребята сравнивали состояние растений на огороде и цветнике с летним (какими были летом, какие цветы цвели в цветнике); определяют приметы осени на деревьях и кустарниках (частичное расцвечивание листьев, появление плодов и семян).

Проводили наблюдения за изменениями состояния  растений. Очень яркое явление осени — расцвечивание листьев деревьев, кустарников и листопад. Учить детей видеть все богатство и разнообразие красок осени важно не только для формирования точных и конкретных представлений, но и для развития эстетического восприятия, связной речи, обогащения изобразительного творчества.

    Наблюдения  за созреванием ягод и семян вели во время сбора семян для последующих посадок (семена растений цветника), подкормки птиц в уголке природы и на участке. Для этого на ежедневные прогулки мы брали марлевые мешочки, полиэтиленовые и бумажные пакеты. Собирали для подкормки ягоды рябины, бузины, калины, семена сирени, березы, вяза, ясеня, ольхи. Собранные на прогулке семена и ягоды просушивали, разложили в марлевые мешочки и убрали на хранение.

    С началом листопада детям сообщили о том, что не все деревья одновременно начинают сбрасывать листву. Первыми остаются без листьев береза, липа. Долго сохраняется листва сирени, дуба. Перед детьми поставили задачу — установить, когда усиливается листопад (после заморозков, при сильном ветре).

    Дети  должны были знать, что у деревьев после опадания листьев сохраняются почки. На прогулках их рассматривали, назвали форму, цвет, указывали разницу между почками деревьев двух видов. Увядание и засыхание травы по мере похолодания дети заметили самостоятельно.

    Наблюдения  в уголке природы осенью также  дают детям материал для суждения об осенних изменениях в жизни растений. Поручили дежурным вести наблюдения за растениями уголка природы: дети замечали, что у комнатных

 
71

 

    растений  реже появляются молодые листья, растения отцветают. Мы разъясняли, что осенью поливать растения надо реже и в  меньшем количестве.

    С детьми младшей группы нами были проведены наблюдения по развитию растения из семени.

    Наблюдение 1. из чего развивается растение?

    Наблюдение 2. Прорастание семени?

    Наблюдение 3. Развитие прорости?

    Наблюдение 4. Рост растения?

    Наблюдение 5. Развитие растения

Тема  «Развитие растений из семени»

Элемент знания Содержание
1. Семя У каждого растения из цветков после их отцветания образуются плоды, внутри которых есть семена. Семя содержит зачаток будущего растения и питательные вещества для его  развития
2.      Прорастание семени Весной, когда становится тепло, прогреваются воздух и почва, когда в почве содержится много влаги, семя набухает, а потом прорастает
3.   Развитие   прорости При прорастании  семени у него появляются корешок  и стебелек с одним или двумя  листочками Это проросток семени. Части проростка появляются всегда в одинаковой последовательности. Сначала появляется корешок, затем стебель с листочками
4. Рост растения С течением времени  корень и стебель увеличиваются  в размерах. На корне появляются новые корешки на стебле — новые листья. Растение растет
5.   Развитие   растения Растение не только растет, но и изменяется. Наступает  время, когда у него появляются бутоны, затем они распускаются, растение расцветает, потом, после отцветания, появляются плоды, а в них семена. Все изменения, происходящие с растением, означают его развитие

Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой