Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа
Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).
Алгоритм №2
Элемент знания | Цель формирования | Необходимые условия | Действия воспитателя и детей | Вывод |
1Семя | Познакомить детей со строением семени, определить его роль в жизни растений | Вода, сырая тряпочка, набухшие семена бобов, фасоли или гороха, лука | Дети
вместе с
воспитателем устанавливают происхождение семян, находят зачаток будущих растений внутри семени, рассматривают его с помощью лупы |
Фактический
1. У каждого растения из цветков
после их отцветания образуются плоды.
2. Внутри плодов есть семена. 3. Внутри семян есть
зачаток 4. Зачаток
окружен пи 5. Питательные
вещества 6. Зачаток и
питательные Семена необходимы растениям, чтобы из них |
72
вырастали новые молодые растения. С помощью семян растения размножаются | ||||
2.
Прорастание семени |
Познакомить с первой стадией развития растений, показать детям связь развития и жизни растения с окружающей средой | Проростки семян, за которыми ведется наблюдение | Дети рассматривают
проростки:
а) находят и на б) обсуждают созданные для прорастания семян |
Фактический
При прорастании семени появляется проросток. У него есть корешок и стебель с одним или двумя листьями. Чтобы семя проросло, нужны тепло, много воды и воздух. Общий Развитие и жизнь растения зависят от определенных условий окружающей среды |
3. Развитие проростка | Обратить внимание детей на определенную последовательность развития | Проросток на разных стадиях развития | Дети с воспитателем
рассматривают стадии развития проростка,
находят
набухшие семена с проросшим корешком, |
Фактический
При прорастании сначала появляется корешок, потом стебелек, затем на стебельке вырастают первые листочки |
4. Рост растения | Сформировать у детей понимание сущности роста | Взрослые растения, у которых отчетливо выражены все органы, проростки | Дети сравнивают
взрослое
растение с проростком, находят их отличительные признаки, устанавливав ют признаки роста растений |
Фактический У взрослого растения сохранились те же части, что и у проростка: корень, стебель, листья, — но они увеличились в размерах На корне появились новые корешки на стебле много новых листьев. Общий Постепенно растения увеличиваются в размерах, т. е. растут. Значит, рост — увеличение размеров |
5. Развитие растения | Определить, что такое развитие растения, чем оно отличается от роста | Взрослое, полностью сформированное растение или его изображение | Дети сравнивают молодое растение с полностью сфорированным, находят их отличительные признаки, устанавливают признаки развития | Фактический Во время роста в растениях происходят постоянные изменения. Наступает время, когда у взрослого растения появляются бутоны, они распускаются, растение зацветает. После отцветания растения образуются плоды, а в них — семена. Общий В течение жизни растение не только растет, но и развивается (изменяет свой внешний вид) |
Таким образом, в циклических наблюдениях у детей накапливаются знания о развитии растения из семени, уточняются представления об особенностях внешнего строения многих растений.
3. Подготовить материалы диагностического обследования Диагностика развития трудовой деятельности по уходу за живыми объектами
73
Содержание задания: выяснить освоение детьми компонентов трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и качество труда.
Для диагностики подготовить комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление), набор оборудования для данного труда и ненужного для него, картинки с изображением трудового оборудования, трудовых действий, игровой персонаж.
Схема изучения трудовой деятельности детей и методика обследования
1. Выяснить,
умеют ли дети принимать цель труда, поставленную
взрослым. Выявить характер мотивации
труда.
Методика диагностики. Воспитатель даёт ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной: 1) познавательную («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»; 2) практическую («Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, подрыхлить их, убрать с них пыль»); 3) игровую («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»). Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребенок не принимает предшествующую.
2. Выяснить,
выделяют ли дети предмет труда, его особенности,
значимые
для предстоящего трудового процесса.
Методика диагностики. Предложить ребёнку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения
3. Выяснить,
умеют ли дети спланировать трудовой процесс
в
соответствии с целью труда (уборка пыли
с растения).
Методика диагностики. Дать ребёнку задание рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить. (Можно дать задание в виде игры «Путаница».)
4. Выяснить, способен
ли ребенок предвидеть результат труда.
Методика диагностики. Ребёнок должен
ответить, какими будут растения
после того, как он обеспечит уход.
5. Выявить,
умеют ли дети отбирать необходимое оборудование
для
трудового процесса. Методика диагностики. Предложить
ребёнку
отобрать необходимое для труда оборудование.
Поставить его в ситуацию
выбора: вместе с необходимыми инструментами
и оборудованием положить
ненужные для данного трудового процесса
(например, сачок для пересадки
рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы
и др.)
6. Проверить освоение трудовых навыков и умений
Методика диагностики. Дать задание показать незнайке (или другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений.
74
.
Объяснить незнайке, почему нужно
делать именно так. Детям
Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений Черенкованием: «Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажи, как надо посадить, чтобы оно выросло».
7. Выявить, умеет ли ребёнок соотносить результат труда с целью.
Методика диагностики. Дать задание рассказать незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями, что он хотел ,и что получилось.
В
ходе диагностики воспитатель
Форма протокола
|
Уровни развития трудовой деятельности детей по уходу за живыми объектами
I. Ребенок не принимает цель труда, поставленную воспитателем вне игровой мотивации, самостоятельно её не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и результата низкое.
И.
Ребёнок принимает цель труда
при условии игровой или
III. Самостоятельно способен поставить цель труда; принимает цель, мотивированную не только тропой и практической, но и познавательной
75
задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести ею с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.
Тема 3. Труд как метод ознакомления дошкольников с природой 1. Подготовить тезисное сообщение о значении труда в развитии и воспитании ребенка
В программе «Пралеска» в качестве основной цели трудовой подготовки определено формирование у детей желания и умения трудиться, уважительного отношения к людям труда. Это означает, что уже с младшего дошкольного возраста в повседневной жизни и на занятиях по трудовому обучению надо воспитывать правильное отношение к любому труду, который направлен на общую пользу, найти способы, убеждающие детей: все, что необходимо для жизни людей, их работы, отдыха, благополучия, создается трудом.
Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
Труд
в природе создает
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития» способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
76
Содержание
труда детей дошкольного
1) труд, связанный с уходом за животными,
2) труд по выращиванию и уходу за растениями.
2. Проанализировать программу «Пралеска» по разделу «Труд в природе» (младший, средний, старший дошкольный возраст) и заполнить таблицу «Содержание труда детей в разный возрастных группах»
|
Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой