Методы преподавания урока трудового обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Общественно полезный труд школьников -- один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
2.2 Учебная демонстрация
2.3 Инструктаж
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

 

      Методика  преподавания технологии как  область, педагогических знаний  предполагает выделение следующих  направлений в деятельности школьного  учителя.

 

1. Обоснование задач трудового  обучения. Необходимость раскрытия  их воспитательного и образовательного  значения связана с тенденциями  развития науки и техники, требованиями  современного производства к  трудовой подготовке молодежи. Технология, рассматриваемая как сфера производства  и как отрасль званий, охватывает  материальный и социальный аспекты  человеческой деятельности. Показывать  тесную взаимосвязь между ними  значит формировать у подрастающего  поколения идеологию преобразовательной  продуктивной творческой деятельности.

 

2. Обоснование содержания  учебного материала. Это одна  из важнейших проблем решаемых  как методическая задача учителями  технологии и предпринимательства.  Речь идет не только о вычленении  из больших объемов знаний, накопленных  человечеством в различных областях  деятельности, тех, которые позволят  дать школьникам наиболее ясные  представления о теоретических  основах и практике производственных  процессов. Методические аспекты  систематизации учебного материала,  превращения знаний и умений. по крупицам рассматриваемых на уроках технологии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики.

 

З. Организация процесса обучения. Отдельное направление, где  методика играет главенствующую роль. По существу это четкое выделение  деятельности учителя и деятельности учеников, органически связанных  между собой. Принципы и способы  построения учебного процесса при преподавании технологии, хотя и имеют много  общего с преподаванием других школьных предметов, отличаются рядом специфических  факторов. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.

 

   Профессионализм  учителя технологии во многом  определяется уровнем его методической  подготовки. Наиболее эффективные  пути и средства для решения  учебно-воспитательных задач могут  быть найдены (иногда интуитивным  путем) в итого длительной школьной  деятельности, а могут стать результатом  освоения достижений педагогической  науки. Ясно, наверное, сколь важна  вторая составляющая.

 

    Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками.

 

    Великий Ян  Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Хочу лишь остановиться на слове «приятным». Когда приятно? Когда не скучно, интересно.

 

  Выработайте у себя  профессиональную манеру создавать  на своих занятиях такую атмосферу,  такой психологический микроклимат,  чтобы ваши уроки были ожидаемы.

 

     Итак, как сжато,  сформулировать столь важное  приоритетное направление в работе  учителя технологии? Это формирование  межличностных отношений педагогов  и учеников в гуманистическом  сотрудничестве. Только в атмосфере  доброжелательности, уважения личности  развивается творческая активность  учащихся, развиваются возможности  и способности школьника. 

 

    В настоящее  время учителю технологии предоставлена  немалая свобода для реализации  авторских программ на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточно простора для того, чтобы строить самостоятельную работу по собственному усмотрению. Он может сам выбирать подход изучения разделов, корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностями и традициями.

 

   Все это реально  позволяет освободить систему  обоснования своей методики преподавания  от догматизма и устаревших  подходов, которые основательно  обременили педагогику трудового  обучения, воспитания. Но в этих  условиях возникает много неясностей  с организацией содержанием производительного  труда учащихся. Нужен ли он  вообще а если нужен, то в каких формах. Делая попытки использовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся (включая производственную практику) для других целей. Конечно, успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужны специальные условия. Если нет реальных возможностей для организации полноценного производительного труда, то следует вообще отказаться от него, а не превращать дело в фарс. Главное условие, которое необходимо при этом соблюдать, чтобы труд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали, что их деятельность приносит реальную пользу. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.  Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Научно-технический процесс коренным образом изменяет средства обучения, предлагает широчайший выбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологических концепций ХХI века. Учитель технологии должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня. Настольная видеокамера позволяет показать на любом экране плоский объект -документ, цветное фото, рисунок из книги, трехмерный - людей, самые разнообразные предметы (микроэлектронику, например). Появились и принципиально новые классные доски.

 

       Нестандартный  урок - импровизированное учебное  занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.

 

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление  межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников

 

    Интегрированные  уроки, на которых материал  нескольких тем, даются блоками:

 

· межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

 

· театрализованные уроки, которые  проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени  и согласно установленному расписанию;

 

· уроки с разновозрастным  составом учеников, что предусматривает  передачу блоками материала, что  по программе изучается в разных классах.

 

   Виды нестандартных  уроков: урок - деловая игра; -пресс конференция; -соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, -аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция. Почему же нестандартные уроки получили такое распространение современной школе? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников, как по технологии. Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.


Информация о работе Методы преподавания урока трудового обучения