Методы преподавания урока трудового обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Общественно полезный труд школьников -- один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
2.2 Учебная демонстрация
2.3 Инструктаж
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

Использование изображений  в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как  это дает возможность учителю  при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным  изображением изучаемых объектов.

Большую пользу дает и эскиз  или рисунок, сделанный учителем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить  за мыслью учителя, слушать его и  зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в  тетради. Такая работа способствует выработке у школьников умения выполнять  и читать эскизы. Следует заметить, что демонстрации всех изобразительных  пособий должны проводиться синхронно  с объяснениями, чтобы в нужный момент урока привлечь учащихся к  наглядному пособию.

Как видно из вышесказанного, к демонстрации учебного фильма учителю  следует тщательно готовиться: просмотреть  фильм, составить задания, подготовить  учащихся к восприятию фильма, продумать  вопросы заключительной беседы.

Демонстрируя различные  средства наглядности, важно учитывать  психологические особенности школьников разного возраста. Так, учителю надо помнить, что у младших школьников способности наблюдений за группой  предметов и явлений ограниченны, и потому демонстрируемый объект, техническое устройство, схема, таблица  не должны содержать много деталей, чтобы не отвлечь внимание детей  от важных вопросов. Например, в V классе при изучении электротехнических работ  для демонстрации простейшей электрической  цепи, состоящей из источника тока, выключателя, лампы и проводов, необходимо брать макеты элементов увеличенных  размеров, а в VII классе учащимся можно  демонстрировать цепи, состоящие  из десяти и более натуральных  элементов. В старших классах  внимание школьников обращают на функциональную сторону, причинно-следственные связи, и потому им можно демонстрировать работу усилителя низкой частоты, собранного на плоской панели из стандартных промышленных деталей. Не рекомендуется устройство одного и того же объекта демонстрировать множеством изобразительных пособий, дублирующих друг друга. Из всех пособий необходимо выбрать такие, которые наиболее четко выражают существенные признаки изучаемого объекта.

На занятиях учитель нередко  демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного  труда, изготовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей  работе и желание изготовить деталь еще лучше.

На занятиях в учебных  мастерских, на учебно-опытном участке  и в производственных условиях учитель  показывает приемы выполнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выполнять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие  следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняющим последовательность совершаемых действий.

Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в  демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале  это целостный показ в рабочем  темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее  снова целостный показ в рабочем  темпе. В случае если учащиеся допускают  ошибки в выполнении тех или других операций, рабочих движений, в приемах  пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще  раз показывает правильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с  применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе на токарно-винторезном станке учитель  показывает собравшимся около станка учащимся, как подготовить его  к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им операцию: «Берем резец, устанавливаем его в резцедержателе, закрепляем прижимными винтами с  помощью гаечного ключа. Затем берем  заготовку детали, ключ от трехкулачкового патрона, разводим кулачки, вставляем заготовку и закрепляем ее. Подводим резец к торцу заготовки, проверяем, совпадает ли его вершина с ее центром». Закончив подготовку, учитель включает станок и вытачивает на нем деталь, обработка которой требует применения всех технологических операций, осваиваемых учащимися. При этом он объясняет все производимые им на станке действия.

На уроках сельскохозяйственного  труда учитель демонстрирует  разнообразные агротехнические  приемы: перекопку почвы лопатой, внесение удобрений, полив, пикировку  рассады, пасынкование, прищипку верхушки стебля, окулировку, подвязку культурного побега к шипу, посадку подвоев, их окучивание и укорачивание стебля после посадки, правильную уборку и учет урожая, приемы пользования сельскохозяйственными ручными орудиями, малогабаритной и другой техникой, инструментами, инвентарем.

После демонстраций приемов  работы учитель предлагает одному-двум учащимся повторить прием перед  всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую  помощь.

2.3 Инструктаж

Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового  задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом  трудовых и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся.

Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно  сопровождать демонстрацией таких  учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движения, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы  по организации рабочего места, порядку  и системе измерений, техническим  требованиям, правилам безопасности труда  и т. д.

Вводный инструктаж проводят обычно в начале занятия. Его главное  назначение состоит в том, чтобы  помочь учащимся организовать и направить  их деятельность, усвоить особенности  работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструктаж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; повторение пройденного материала, необходимого для ее выполнения (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам техники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с техническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопасности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок; объяснение и показ способов самоконтроля правильности выполнения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией -- рабочими чертежами, инструкционными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).

В ходе текущего инструктажа  учитель особое внимание уделяет  выполнению тех приемов, которые  были недостаточно четко усвоены  учащимися вначале, после вводного инструктажа. Учителю необходимо заранее  продумать, на что обратить особое внимание в процессе наблюдения за учащимися, выполняющими ту или иную трудовую операцию.

В ряде случаев проведение текущего инструктажа можно поручить бригадирам.

Заключительный инструктаж учитель применяет по окончании  занятия. Цель его - подведение итогов выполняемой работы. Проводят инструктаж обычно в форме беседы, и включает он разбор и оценку правильности и  качества выполнения учащимися задания. Заключительный инструктаж должен способствовать воспитанию у школьников навыков  самоконтроля, контроля, оценки и анализа  своей трудовой деятельности и деятельности товарищей. Заключительный инструктаж может также включать в себя указания по подготовке к следующему занятию. Готовясь к заключительному инструктажу, учитель выбирает те типичные ошибки, которые допускают учащиеся при  выполнении трудовых приемов и операций.

2. Повторение в форме  беседы материала по устройству  швейной машины.

3. Объяснение и показ  приемов подготовки швейной машины  к работе и выполнения операций  на ней; указание на правила  безопасной работы.

4. Подготовка учащимися  швейной машины к работе. Проверка  и оценка учителем этого этапа  работы, постановка перед учащимися  задания.

5. Самостоятельная работа  учащихся (тренировочные упражнения  по овладению умениями работы  на машине без выполнения шитья).

6. Текущий инструктаж: корректировка  рабочей позы учащихся и приемов  работы.

7. Самостоятельная работа  учащихся (шитье).

8. Заключительный инструктаж. Беседа о профессии швеи.

9. Приведение в порядок  рабочих мест.

В зависимости от творческого  подхода учителя, его квалификации, а также учета конкретных местных  условий и возможностей урок на одну и ту же тему может быть организован  и проведен по-разному, с применением  различных вариантов сочетаний  приемов и методов, разных способов руководства деятельностью учащихся. Например, при изучении группы одноименных  технических объектов (приборов, механизмов и т. д.) можно построить урок на одну и ту же тему по таким вариантам:

I вариант урока:

1. Повторение в процессе  фронтальной беседы основных  сведений по физике, математике  и черчению, необходимых для изучения  устройства и действия данной  группы приборов (механизмов).

2. Объяснение общего принципа  действия группы приборов (механизмов) как основы их классификации.

3. Показ частей, одинаковых  в различных приборах (механизмах), и объяснение их устройства  и действия.

4. Объяснение в отдельности  принципа действия и особенностей  устройства каждого прибора (механизма).

II вариант урока:

1. Проверка знаний учащихся  о назначении и классификации  приборов (механизмов), полученных на  предыдущих уроках (индивидуальный  опрос двух-трех учеников).

2. Рассказ об устройстве  и действии в отдельности каждого  прибора (механизма); во время  рассказа напоминают необходимые  сведения из физики, демонстрируют  основные части изучаемого прибора  (механизма).

3. Закрепление знаний  учащихся в процессе фронтальной  беседы о сходстве и различии  в устройстве и действии различных  приборов (механизмов) Трудовое обучения  в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005. С. 160..

3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ

Урок «Пиление»

Цель. Ознакомить учащихся с  операцией пиления древесины  вдоль волокон, приемами ее выполнения, правилами безопасности. Сформировать первоначальное умение пиления древесины  лучковой пилой.

Объект работы. Вешалка  для одежды.

Оснащение занятия. Образец изготавливаемого изделия (для демонстраций); лучковые пилы, ножовки различных видов, рейсмусы, измерительные линейки, угольники, карандаши, приспособления для упражнений по распиливанию древесины вдоль волокон; таблицы с технологическими картами изготовления деталей вешалки; таблицы по техническому труду для IV--VIII классов; таблица «Техника безопасности»; фрагменты кинофильма «Промышленное изготовление пиломатериалов»; заготовки для выполнения упражнений по пилению; заготовки для изготовления деталей вешалки.

Методические рекомендации

Занятие целесообразно начать с краткого повторения основных сведений о пилении древесины, уже известных  пятиклассникам. После повторения материала  учитель раскрывает содержание занятия. Учащиеся должны будут подробно ознакомиться с процессом пиления древесины, используемыми инструментами, освоить  приемы пиления лучковой пилой.

Опираясь на материал, изученный  в IV классе, учитель рассказывает о  поперечном, продольном и смешанном  пилении в зависимости от направления  движения пилы относительно древесных  волокон. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, почему пилы, применяемые при  различных видах пиления, имеют  неодинаковые по форме зубья.

Используя таблицу с изображением элементов зубьев пилы, учащимся объясняют  устройство режущей части полотна  пилы, отмечая, что каждый зуб является самостоятельным резцом. Затем по таблице с изображением формы  зубьев или с помощью изготовленного из картона или фанеры макета поясняют, чем отличаются зубья пилы для  продольного, поперечного и смешанного пиления, демонстрируя при этом пилы для различных видов пиления  с зубьями разной формы. В заключение можно предложить учащимся решить техническую  задачу по определению направления  рабочего движения при пилении пилами различного назначения. Анализируя форму  зубьев пилы и направление движения инструмента, учащиеся с помощью  учителя приходят к выводу, что  пилы для продольного и смешанного пиления режут древесину только в одном направлении -- при движении от себя, т. е. вперед, а пилы для поперечного пиления -- как при движении вперед, так и назад.

Далее переходят к изучению особенностей устройства лучковой пилы, последовательности подготовки ее к  работе, демонстрируют приемы пиления. При этом следует обратить особое внимание на необходимость тщательной подготовки пил к работе. Можно  ознакомить учащихся с правкой полотен, выравниванием высоты зубьев, их разводкой  и заточкой, отметить, что у правильно  разведенной пилы ширина пропила  должна соответствовать 1,5...2 толщины  полотна пилы.

Информация о работе Методы преподавания урока трудового обучения