Методы преподавания урока трудового обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Общественно полезный труд школьников -- один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
2.2 Учебная демонстрация
2.3 Инструктаж
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает интерес  школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу  могут ответить, и задача учителя  состоит в том, чтобы направить  мысль учащихся в нужном русле. Рассмотрим примеры таких вопросов: «Почему  в первые дни жизни теленку необходимо давать молозиво?»; «С какой целью кормовые травы скашивают на «зеленый корм» до начала цветения?»; «Почему рассаду высаживают в прохладную погоду?»; «Чем объясняется нагревание проводников при прохождении по ним электрического тока?».

Вопросы учителя, которые  он ставит в процессе беседы, должны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; вопросы следует  строить на известном учащимся учебном  материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать  плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего  с последующим); содержание вопросов должно отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение главного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьника; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу проводят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулировать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие самостоятельности школьников.

Объяснение носит доказательную  форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для  усвоения. Например, объяснение необходимо при изучении школьниками принципа устройства и работы машин, механизмов, технологических процессов, работы с инструментами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом  приемов работы.

Объяснение проводят в  строгой логической последовательности: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем разрешают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности  и предусматривать разную степень  самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во время объяснения, учитель  приучает школьников ко многим логическим операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное  мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью  учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упражнения, которые помогут  учащимся применить новые знания в самостоятельной работе.

В старших классах наряду с рассказом, беседой и объяснением  используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися  анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое  научное обоснование.

Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознакомлении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств наглядности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных пособий и др.) для иллюстрации  основных ее положений. Опыт работы передовых  учителей показывает, что логика построения лекции, эрудиция учителя, умелое использование средств наглядности в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей  степени способствовать обобщению  знаний и умений учащихся, развивающих  научное мировоззрение. К таким  лекциям, например, относятся проводимые в старших классах лекции для  ознакомления учащихся с основными  направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами технологических процессов  и т. д.

По продолжительности  школьная лекция занимает, как правило, большую часть урока, остальная  часть урока идет на подготовку учащихся к восприятию материала лекции, а  часть на проверку усвоения нового материала.

К лекции предъявляют ряд  педагогических требований: идейная  направленность учебного материала, строгая  логика его изложения; содержание лекции должно раскрывать основные положения, идеи темы лекции; научная достоверность, доказательность, аргументированность  изложения; постепенное усложнение учебного материала; использование  средств наглядности, поясняющих главную  идею лекции; формулирование выводов  и обобщений научно-материалистического  характера.

При подготовке к лекции учитель производит строгий отбор  научной информации, которую предстоит  дать учащимся, и ее педагогическую переработку; выделяет существенное, главное; продумывает логику изложения (составляет план лекции); готовит средства наглядности, поясняющие сущность основных положений, идей, закономерностей; продумывает  использование логических, организационных  и технических приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников.

Структура школьной лекции примерно следующая. Вначале учитель  объявляет и записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему и план лекции. Далее в соответствии с  планом раскрывает основное содержание темы: с научной точностью в  логической последовательности объясняет  сущность понятий; выдвигает основные положения, идеи; приводит для их доказательства необходимые факты, выявляет реально  существующие между ними связи, сопоставляет и анализирует их и на основе обобщений  формулирует выводы. Одновременно с  изложением учебного материала учитель  руководит восприятием учащихся. Под его руководством школьники  по каждому пункту плана делают в тетрадях краткие записи основных положений, тезисов, технических характеристик, цифрового материала, формулировок и выводов. Причем внимание учащихся акцентируется на главном, существенном. Таким главным может быть логика научного исследования, открытия; техническое совершенствование тех или иных производственных процессов, экономическая эффективность механизации и автоматизации производственных процессов, реализация идей научно-технического прогресса и т. п. Как по ходу лекции, так и в конце ее учитель контролирует усвоение учебного материала путем повторения учащимися основных положений лекции. Однако не следует перегружать память учащихся обилием фактов, явлений, процессов. В конце лекции учитель обобщает изученный материал, отвечает на возникшие у учащихся вопросы.

Учителю следует постоянно  активизировать внимание учащихся в  процессе проведения лекции самыми разнообразными приемами, в том числе и постановкой  вопросов проблемного характера, повышать самостоятельность школьников в  суждениях, умозаключениях, формулировании обобщений и выводов Гончарова  М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001. С. 131..

2.2 Учебная демонстрация

Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью  которых у школьников возникают  чувственные представления о  реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово  учителя направляет умственную деятельность учащихся, активизирует ее постановкой  вопросов и проблем. Школьники, самостоятельно наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя  при этом оказывает руководящее  действие, поясняющее, что наблюдать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова преподавателя  с чувственным отражением реального  мира самим учащимся способствует усвоению им сложного учебного материала.

На уроках трудового и  профессионального обучения используют различные виды демонстраций, натуральные  объекты и технологические процессы; изобразительные средства наглядности; приемы работы. В зависимости от содержания учебного материала, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подготовки, материально-технической базы школы  учитель выбирает оптимальный вид  демонстраций.

Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; технически исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом соответствовать уровню трудовой и общеобразовательной подготовки, выглядеть эстетично. Демонстрируют натуральные объекты школьникам всех возрастов.

В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми  для учебной демонстрации, могут  быть:

орудия труда -- станки, оборудование, приборы, машины, механизмы, двигатели, регулирующие устройства, инструменты, сельскохозяйственный инвентарь и  т. п.;

предметы труда -- различные  материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и  посадочный материал и т.д.;

живые объекты природы (растения, животные), объекты труда (изделия, изготовленные  учащимися).

Демонстрацию крупногабаритных объектов (станков, сельскохозяйственных машин) проводят вблизи объекта.

Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов и т. п.) могут демонстрироваться  на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т.д.), назначением инструмента, его действием на материалы, особенностями  его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к  ремонтным работам в быту в  качестве раздаточного материала используют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных). Во время  демонстрации учитель рассказывает о структуре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.

Опыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно следует демонстрировать их устройство и действие. Например, ознакомление школьников с устройством токарного  станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, фартука, коробки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процессе разборки отдельных его частей или  на макетах.

Макет -- статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, узлы и детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объектам. Например, демонстрируя учащимся резцы, применяемые в учебных мастерских при работе на токарно-винторезном станке, Объясняют их назначение, а демонстрируя элементы резца -- главную, вспомогательную, режущие кромки, вершину резца, угол заострения, -- показывают на его увеличенном макете. При изучении крупного оборудования (например, пресса или прокатного стана) используют уменьшенные макеты.

Иногда на натуральном  объекте невозможно показать технологический  процесс. В таких случаях вместо натурального объекта используют модель. Модель -- экспериментальное подобие натурального объекта, в котором в реальном или измененном масштабе происходят процессы, явления или часть их, сходные с процессами и явлениями, происходящими в натуральном объекте. Модель раскрывает функциональную сторону предметов и явлений. Примерами таких моделей могут быть модели передач вращательного движения, механизмов преобразования движения, электрических двигателей, генераторов, двигателей внутреннего сгорания, радиоэлектронных устройств и т.д.

На уроках сельскохозяйственного  труда натуральными объектами, применяемыми для учебной демонстрации, являются живые растения и животные. Растения наиболее доступны для этой цели, поэтому  их можно показывать непосредственно  на занятиях в классе. Для показа сорных растений или сельскохозяйственных культур их заготавливают заранее. Если время изучения не позволяет  демонстрировать живые растения, ознакомление можно проводить на раздаточном гербарном материале. Чаще всего демонстрацию живых объектов проводят на учебно-опытном участке  в процессе выращивания овощных, полевых, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур. Демонстрируя живые растения, учитель может знакомить учащихся со строением и функциями их органов, особенностями строения в связи  с выполнением функций, признаками заболевания, характером повреждения  вредителями, фазами развития, признаками спелости и другими существенными  свойствами. Демонстрацию животных проводят обычно во время экскурсии. На занятиях в школе показывают коллекции  насекомых (вредителей, энтомофагов) или  муляжи (например, при изучении пород  сельскохозяйственных животных, строения тела), которые являются подобиями  макетов и изготовлены из папье-маше или пластмассы.

Демонстрация различных  средств наглядности выполняет роль иллюстрации к объяснению, рассказу, беседе, инструктажу. Она наглядно выражает наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления, процесса, трудовой операции.

Рассмотрим пример. В V--VII классах на занятиях по уходу за сельскохозяйственными культурами учитель в начале занятия проводит вводную беседу о влиянии рыхления, прополки, прореживания, окучивания, полива, подкормки сельскохозяйственных культур  и защите их от вредителей и болезней. В ходе вводной беседы он демонстрирует: приемы выполнения агротехнических  мероприятий; натуральные сорные растения учебно-опытного участка в различных  фазах их развития (или гербарные  образцы наиболее распространенных сорняков); коллекцию вредителей выращиваемых культур или живых насекомых; растения учебно-опытного участка с  типичными признаками повреждений  или заболеваний.

Демонстрирует натуральные  объекты при изучении нового материала, проверке и усвоении изученного. Усвоение учебного материала с помощью  демонстрации идет более успешно, если учитель при этом привлекает знания учащихся по физике, математике, биологии, химии, графической грамоте.

Демонстрацию изобразительных  средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологических карт, выполненных  на бумаге или в виде мелового изображения, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому  и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательствами педагогической литературы. Можно использовать также таблицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные  для системы профессионально-технического образования.

Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных наглядных  пособий учитель сопровождает объяснением  или беседой, причем внимание учащихся направляет на существенные признаки объекта, поясняя, что надо знать  об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное  или уменьшенное изображение  объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при  увеличенном изображении объекта  демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к активному  изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «читать» таблицу, т.е. устанавливать  с учащимися обратные связи. Такая  методика работы с изобразительными средствами наглядности делает ее источником осмысленной информации. Примером этому может служить использование наглядных пособий при изучении в VIII классе темы «Изготовление деталей (изделий) с наружной и внутренней резьбой». Учитель, пользуясь плакатом, объясняет, что детали с резьбой широко распространены в технике. Их применяют в разъемных неподвижных соединениях для преобразования вращательного движения в поступательное (винт слесарных тисков, ходовой винт токарно-винторезного станка), в прижимных устройствах (закрепление иголок измерительного циркуля и т. д Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005. С. 220..

Информация о работе Методы преподавания урока трудового обучения