Методы преподавания урока трудового обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Общественно полезный труд школьников -- один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
2.2 Учебная демонстрация
2.3 Инструктаж
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

 

Энергетическая сторона  охватывает свойства, характеризующие  активизацию нервной системы  учащихся ( энергетика учащихся) : эмоции, чувства, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость. Свойства энергетической стороны деятельности в основном определяют уровень работоспособности учащихся. Однако активизация деятельности зависит также от силы мотивов. Но система мотивов служит не только энергетическим, но и направляющим фактором ( В.Г. Асеев [1] ), т.е. содержит свойства, относящиеся также и к целевой стороне деятельности (однако надо отметить, что работоспособность, как и мотивация, целиком не лежит в плоскости только энергетической стороны).

 

Индивидуальные особенности  учащихся могут быть определены путем  комплексной оценки, которая отражает особенности деятельности по трем направлениям анализа. Всех учащихся можно разделить  на 3 группы:

 

1 группа - все 3 стороны  деятельности более или менее  сохранны,

2 группа - 1 или 2 стороны  деятельности нарушены,

3 группа - все 3 компонента  трудовой деятельности нарушены.

 

Мирский Л.С. [3] всех учащихся разделил на 8 типов.

 

1 тип (это 1 группа учащихся) - в основном успешно справляется  с обучением во фронтальной  работе. К ним нет необходимости  систематически применять дифференцированный  подход с задачей преодоления  отставания в учебе.

 

Для учащихся 2 группы в зависимости  от сочетания нарушений выделяются 6 типов (2-7 типы). Эффективное обучение учащихся 2 группы возможно лишь при  условии систематического дифференцированного  подхода к учащимся.

 

8 тип (это 3 группа) - учащиеся  не овладевают материалом существующих  учебных программ. Здесь встает  задача не индивидуального и  дифференцированного подхода в  обучении, а индивидуализация обучения, т.е. перевод учащихся на индивидуальные  программы или на обучение  другим видам труда (подготовка  младшего обслуживающего персонала,  т.е. внешняя дифференциация).

 

Основная трудность для  данных учащихся состоит в том, что  указанные программы, в основном, предусматривают конструктивно  и технологически изготовление новых  изделий. Учащиеся, отнесенные к 8 типу, могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание  повторяется несколько раз, при  этом образ изделия и план работы, в основном, усваиваются во время  практического выполнения задания. Подражание - основной способ выполнения трудовых заданий для таких учащихся. Учащиеся 8 типа в большинстве случаев  также не способны к овладению  материалом существующих учебных программ по общеобразовательным предметам. Поэтому для их обучения целесообразна  организация специальных классов, работающих по облегченной программе. Если раздельное обучение для учащихся 8 типа не организовано, то они должны заниматься по индивидуальным программам.

 

Организация систематического дифференцированного подхода к  учащимся, имеющим типические недостатки в обучении, включает работу с шестью основными типами ( 2-7 типы). В конкретной учебной группе, как правило, все типы учащихся не встречаются. К тому же, выделенные группы учащихся не являются устойчивыми, стабильными. Количество выделяемых групп непостоянно. Оно может изменяться в зависимости от характера и сложности учебного материала, от подготовленности учащихся к его усвоению, от сформированности у учащихся необходимых для этого предпосылок. Состав групп должен изменяться со временем в связи с различной обучаемостью учащихся и, соответственно, с неодинаковыми успехами их продвижения, а также в зависимости от задач и этапов урока. Дифференцированный подход предполагает достижение одной цели в обучении, но разным путем, разными приемами.

 

Опираясь на сохранные  свойства учащихся и возможности  их развития, дифференцированный подход ставит своей основной целью исправление  наиболее нарушенных процессов трудовой деятельности, а значит, дифференцированный подход - это одна из форм коррекционной  работы. В результате обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в  своем развитии. Развитие - это переход  из одного состояния в другое, более  совершенное. Чем больше у.о. ребенок продвинется в своем развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом. Коррекция и развитие- единый, взаимосвязанный процесс. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход помогают решать задачи коррекционно- развивающего обучения. Но необходимо отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход не заменяет фронтальную работу. Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся. Перед учителем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы- задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности (посильность заданий для разных групп учащихся). Можно задания разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную. Для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за соблюдение правил по ТБ, правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания, за использование правильных приемов трудовых действий, за умение пользоваться измерительными инструментами и т.д. Любой результат успеха должен быть оценен - это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.

 

Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные  условия для обучения, всестороннего  развития и коррекции имеющихся  недостатков. Организация таких  условий предполагает глубокое знание психофизиологических особенностей учащихся и их потенциальных возможностей. Принцип работы учителя: “ Обучая_- изучай!” Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход позволяет  контроль отслеживания учащихся, динамика их развития. Опора педагогической технологии учителя - это результаты отслеживания развития учащихся. Отслеживание проводится по специальным критериям, соответствующим развитию трех сторон трудовой деятельности: целевой, исполнительной и энергетической. Каждый учитель  может видоизменять критерии отслеживания и вводить новые в зависимости  от специфики своего предмета. В  качестве значков использую кружочки разного цвета: красного, синего, зелёного и чёрного, что соответствует  отметкам: 5, 4, 3,2. Можно в качестве значков использовать “ - “ и  “ + “ или какие-то другие символы. Проводя анализ динамики развития учащихся, учитель делает выводы:

 

1. Об объекте коррекции  (т.е. сразу видно, что надо  развивать, что корригировать,  над чем учителю работать, какие  трудности и сложности у учащихся),

 

2. О развитии учащихся  ( переходит ли ученик от одной группы к другой: (3-2, 2-1).

 

Динамика развития учащихся помогает учителю составить планы  индивидуальной коррекции учащихся, то есть сделать обучение личностно  ориентированным, что в конечном итоге продвинет учащихся в общем  развитии.

 

Психолого-педагогическое диагностирование учащихся требует определенного  опыта. Но если проработка данной проблемы поможет преодолеть отставание хотя бы одного ученика в каждой учебно-трудовой группе, то в масштабе всей страны это  позволит включать в более эффективный  производительный труд несколько тысяч  человек.

 

2.2 Индивидуальный подход  к младшим школьникам в трудовом  обучении

 

Учителю необходимо знать  индивидуальные особенности детей  её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими  детьми, строить индивидуальный подход к ним.

 

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной  деятельности в соответствии с его  особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно  важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время  эти приёмы должны быть более или  менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

 

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого  ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

 

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

 

Индивидуализация учения в начальных классах состоит  в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к  школе, но и особенности его психофизиологического  развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

 

Раскрытие и совершенствование  индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому  попытка ввести индивидуализацию учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может  быть признана правильной с точки  зрения развития личности. Задача заключается  в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития.

 

Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредствам сокращения программы  для одних учеников и видоизменения  её для других учеников. Приспосабливаться  к уровню развития учащихся - значит следить за имеющимися в ребёнке  слабыми сторонами, отказаться от средств  их преодоления, свести на нет систему  воздействия учителя.

 

Каковы же основные пути и способы индивидуальной работы с детьми?

 

Во-первых, поскольку необходимость  индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин:

 

а) отрицательного влияния  неблагоприятных семейных условий,

 

б) неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного  коллектива,

 

в) асоциального окружения.

 

То общая стратегия  воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение школьника, попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния.

 

Во-вторых, корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные  учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский  коллектив, действовать сообща с  ним, через него. Только совместными  усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную  задачу.

 

В-третьих, основным средством  перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что  нравоучения, нотации не очень действенные  средства воспитания ребёнка, так как  у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение  и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере  искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

 

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание - это  и формирование развития положительных  привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

 

В-пятых необходимо вовлечь  школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с  собственными недостатками. А.И. Кочетов, раскрывал систему воспитательных воздействий на трудных школьников, отмечает, что формирование личности трудновоспитуемого есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, трудный ребенок не должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима активизация его личности, использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками. Как подчёркивает А.И. Кочетов, надо показать трудному школьнику истинную романтику нравственного воспитания, попытаться сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека, который затмил бы в глазах воспитуемого идеал «лихого парня-вожака», дать вдохновляющий образец для подражания. Кочетов конкретно рекомендует, как организовать самовоспитание трудных детей. В частности, оно может начинаться с элементарных заданий самому себе на короткий срок. Такие задания вначале должны быть основаны на самолюбии ребенка на его желании отличиться.

 

Этот же автор показывает, как с помощью школы для  перевоспитания трудных учащихся можно  воздействовать на семью, нормализовать, оздоровить семейную обстановку, как  восстановить положительное влияние  семьи на трудного ребёнка, а если это не удаётся, как нейтрализовать вредное влияние родителей или  других взрослых членов семьи.

Информация о работе Методы преподавания урока трудового обучения