Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Общественно полезный труд школьников -- один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
2.2 Учебная демонстрация
2.3 Инструктаж
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
2.2 Учебная демонстрация
2.3 Инструктаж
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общественно полезный труд школьников -- один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
Изучая общеобразовательные
предметы, школьники усваивают знания
по общим научным основам
.
.
Вторая группа задач трудовой подготовки указывает главным образом на необходимость осуществления в единстве политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом. Эти же задачи характеризуют специфику предмета «Трудовое и профессиональное обучение», призванного давать учащимся общетрудовые и профессиональные знания о предметах, средствах и процессах труда, вооружать аналогичными умениями и навыками. В данную группу включим следующие задачи:
формирование трудовых навыков
и умений, технических, технологических,
конструкторских и
расширение и углубление
политехнического кругозора учащихся,
ознакомление их с общими научными
основами и едиными организационно-
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства.
Широта и многоплановость
целей и задач трудовой подготовки
учащихся обусловливают необходимость
использования разнообразных
Рассмотрим сначала те пути трудовой подготовки, которые относятся ко всем школьникам. Это преподавание основ наук, предмета «Трудовое и профессиональное обучение», обязательный общественно полезный, производительный труд учащихся, ежегодная трудовая практика.
В достижении общих целей и задач трудовой подготовки особенно важную роль играет учебный предмет «Трудовое и профессиональное обучение».
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы устного изложения учебного материала
Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебного материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.
Эффективность применения методов устного изложения и объяснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы -- составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Существуют самые разнообразные методические приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000. С. 151..
Логические приемы -- приемы формирования мыслительной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следственных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.
Технические приемы предусматривают рациональное использование средств деятельности учителя и учащихся: различного оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.
В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше названных и других приемов.
Рассмотрим пример. На занятиях по сельскохозяйственным работам в VII классе по теме «Весенний уход за молодым и плодоносящим садом, растениями дендрария» учитель ставит цель: продолжить формирование практических умений по уходу за плодово-ягодными и древесно-кустарниковыми декоративными растениями.
В начале занятия учитель объясняет учащимся биологическую сущность таких работ, как обрезка, обработка приствольных кругов, рыхление междурядий с внесением удобрений, полив, защита растений от вредителей и болезней. В процессе объяснения он использует логический прием выявления причинно-следственных связей -- зависимости развития корневой системы от водно-воздушного и минерального режима почвы, урожайности сельскохозяйственных культур от мероприятий по защите их от болезней и вредителей, а также прием сравнения: рост и развитие растений в условиях недостаточного питания и в условиях рационального внесения удобрений и полива. Затем делает обобщение: проводя работы по уходу за растениями, человек повышает продуктивность сельскохозяйственных культур, управляет ростом и развитием растений.
К устному изложению, объяснению учебного материала предъявляют следующие требования: постоянное соблюдение дидактических принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содержания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и формируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учебного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.
Рассказ -- метод устного изложения материала, который носит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убедительностью, образностью сообщения учащимся сведений теоретического или практического характера.
С помощью рассказа учитель
формирует у учащихся представления
и понятия о научных фактах,
например о принципе действия и устройстве
инструментов, приборов, механизмов, аппаратов,
орудий, машин и других средств
промышленного и
Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержанию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмоциональность учащихся.
Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка происходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое значение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педагогические требования: каждое слово учителя должно быть понятно учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зеленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утомление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.
Рассказ не должен быть очень пространным, изобиловать множеством примеров, так как учащиеся не смогут из такого рассказа выделить главное, запомнить его. На уроках трудового обучения в V--VII классах рассказу целесообразно отвести не более 10--15 мин, а в старших классах -- 25--30 мин.
Часто учитель использует
рассказ на вводных уроках, когда
учащимся для раскрытия закономерностей,
лежащих в основе промышленного
и сельскохозяйственного
При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план рассказа и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед учащимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.
Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью целенаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью беседы учитель активизирует мыслительную деятельность школьников, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Беседа -- один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель имеет возможность выяснить знания большой группы учащихся за относительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.
В практике трудового и профессионального обучения беседу применяют на занятиях во всех классах -- от младших до выпускных. Успеху беседы способствует четкое определение темы, логика плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.
Каждый учитель знает,
что от характера и постановки
вопроса зависит умение ученика
дать правильный и полный ответ. Поэтому
учитель готовит систему
Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктивный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, которые требуют от учащихся воспроизведения фактического материала, например: «Какие породы древесины вам известны?»; «Какие натуральные ткани используют при пошиве летней легкой одежды?»; «Что понимают под севооборотом?»; «Назовите вегетативные и генеративные органы растений»; «Как классифицируют овощные культуры по хозяйственным признакам?». Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучаемых объектов, явлений, процессов, например: «Сравните всходы культурных растений и сорняков, опишите признаки их различия и сходства»; «Объясните, почему процессы дыхания и питания растений противоположны друг другу».
Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, процесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональные, временные, пространственные и другие связи, например: «Какие физические закономерности используют в работе токарных, сверлильных станков?»; «Какие биологические процессы лежат в основе роста и развития растений (животных)?»; «В чем сущность различных способов (физических, химических, биологических) подготовки кормов к скармливанию?»; «Какое влияние оказывает недостаток элементов минерального питания на растения?»; «Каково устройство и назначение рабочих органов плуга?»; «Какие изменения структуры металлов и сплавов происходят при химико-термической их обработке?»; «Объясните влияние на производительность труда отрицательных производственных факторов (шум, повышенная температура, влажность, запыленность воздуха и др.)»; «Объясните зависимость прочности металлов от структуры кристаллической решетки».
Информация о работе Методы преподавания урока трудового обучения