Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций
1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Е.Н. Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль.
Новизна методики донецкого учителя Виктора Фёдоровича Шаталова в том, что он сумел заинтересовать ребенка в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению В.Ф. Шаталова, воспитать стремление познавать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые необходимы цивилизованному человеку.
Для достижения этой цели В.Ф. Шаталов изменил систему преподавания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, использовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета знаний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.
Интересным также является построение В.Ф. Шаталовым урока по принципу разделения учеников на группы, пары при освоении знаний.
Новаторской стала и работа Николая Николаевича Дубинина, который в процессе перевоспитания малолетних правонарушителей выдвинул в качестве главного пути воспитание интереса к занятиям, к учению, что должно помочь подростку стать личностью.
Учитывая, что без индивидуального подхода достичь этого невозможно, был выбран путь воспитания через искусство.
Каждый воспитанник был вовлечен в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организовывал декады искусств, в подготовке которых принимали участие все воспитанники. Ребята занимались исследованиями, построили собственными руками космодром, где запускали ракеты.
В этой школе вместо классов были созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация детского самоуправления давала возможность каждому воспитаннику выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реальными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, в спорте или в техническом творчестве. Принятие такого решения способствовало самоутверждению личности.
Система воспитания и обучения Шалвы Александровича Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых», строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Ш.А. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.
Нравственная основа детской учебной кооперации в системе Ш.А. Амонашвили – способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например – обучение чтению – от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.
13 . ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
.1 Отечественный опыт социально-педагогической
поддержки приемных семей
В настоящее время в Республике Беларусь
создана нормативно-правовая база, которая
обеспечивает механизм выделения и отбора
приемных семей, обеспечение юридических
прав и обязанностей приемных родителей,
материальной поддержки семьи. Внедряется
«Положение о приемной семье». Разрабатываются
научно-методические концепции с учетом
условий страны. Однако сама лучшая и мудрая
научная концепция не поможет, если ее
не оживят, не пропустят через свой опыт
исполнители-практики. Осуществлять механизм
введения института приемных семей в регионах
призваны органы охраны детства совместно
с социально-педагогическими центрами.
В Рогачевском районе в 1999 году открыт
социально-педагогический центр помощи
семье и детям. При поддержке местной администрации
и отдела образования района мы начали
создавать реальную службу, которая призвана
заниматься проблемами семьи. Поддержание
осиротевших детей, их дальнейшее устройство
и воспитание - одно из основных направлений
в работе, определенных центром. На основе
отечественного и зарубежного опыта разрабатывается
и внедряется программа социально-психологического
сопровождения приемной семьи. При создании
приемных семей центр ставит перед собой
следующие задачи:
. Отбор кандидатов в приемные родители,
создание банка данных кандидатов в приемные
родители, обучение приемных родителей.
. Подготовка ребенка (детей) для передачи
в приемную семью, подбор семьи для ребенка.
. Осуществление постоянного социально-психологического
сопровождения приемной семьи и детей
в семье. Работа с биологической семьей
по вопросу возвращения в нее детей.
Определены основные направления работы
социально-педагогического центра в этом
направлении:
Помощь ребенку в адаптации к жизни в приемной
семье (регулярное наблюдение за детьми,
консультации родителей, привлечение
социального окружения - учителей, воспитателей,
школьных психологов, которые будут работать
с ребенком по месту жительства).
Социально-педагогический центр тесно
взаимодействует с органами опеки и попечительства.
На сегодняшний день органами опеки и
попечительства а также социально-педагогическими
центрами республики разрабатываются
и внедряются новые программы помощи поддержки
приемных семей.[1, 17]
В октябре 1999 года в г. Бобруйске был создан
экспериментальный центр помощи приемным
семьям. Проект осуществлялся при поддержке
Белорусского отделения ЮНИСЕФ, Главного
Управления социальной и воспитательной
работы Министерства образования РБ. Целью
создания этого проекта стал отбор и обучение
с помощью психолого-педагогической программы
семей-кандидатов и дальнейшее их сопровождение
в случае получения нового социального
статуса.
На основе проведенных исследований специалистами
центра были определены критерии отбора
кандидатов в приемные родители. Оптимальной
для замещения считается семья среднего
супружеского возраста, в которой:
· сформировался стереотип супружеских
отношений;
· есть жизненный опыт;
· сложился собственный образ жизни семьи
как воспитательного фактора. [1, 74]
Отдел образования Октябрьского района
г. Витебска разработал свою модель организации
работы с приемной семьей. Согласно данной
модели отдел образования ведет свою работу
с приемной семьей через различные институты:
школы, детские дошкольные учреждения,
социально-педагогический центр, дошкольный
детский дом, детский социальный приют,
сектор охраны детства. Школы и детские
дошкольные учреждения осуществляют информирование
педагогического коллектива и родительской
общественности о приемной семье и ее
функциях, а также сопровождение приемной
семьи. Социально-педагогический центр
проводит психодиагностическое обследование
кандидатов в приемные родители. Детский
дошкольный дом и детский социальный приют
осуществляют подбор детей для устройства
в приемную семью. Специалисты сектора
охраны детства занимаются координацией
работы по организации приемной семьи,
обследованием материально-бытовых условий
кандидатов в приемные родители, психолого-педагогическим
обучением кандидатов в приемные родители
[5, 75].
Большой опыт по работе с приемной семьей
накоплен и детском социальном приюте
при Могилевском городском социально-педагогическом
центре. На базе приюта разработана и в
течении трех лет реализуется программа
«Приемная семья», которая включает в
себя комплекс диагностических, психопрофилактических,
коррекционных и консультативных форм
работы с кандидатами в приемные родители,
приемными семьями и детьми, оставшимися
без попечения родителей. Работа осуществляется
по следующим направлениям: информирование
населения о форме устройства; диагностика
кандидатов в приемные родители, обучение
кандидатов в приемные родители; психолого-педагогическое
сопровождение приемной семьи специалистами
центра; консультативная помощи социального
педагога, психолога, юриста, приемным
родителям, приемным детям, биологическим
родителям; психокоррекция поведенческих
нарушений приемными детьми, детско-родительских
отношений, методическая помощь психологам,
педагогам, работающим с приемной семьей.
В рамках работы по определению детей
в замещающие семьи специалисты Центра
решают следующие задачи.
. Изучение сети социальных контактов
ребенка.
. Организация работы с сетью контактов
с целью определения возможных кандидатов
в приемные родители.
. Подготовка ребенка к определению в замещающую
семью.
. Психолого-педагогическая подготовка
в замещающие родители (тренинг «Родительская
компетентность»).
. Психолого-педагогическое сопровождение
в замещающей семье.
. Обеспечение условий для реабилитации
и адаптации ребенка в замещающей семье[3,
27].
Разрабатываются и отдельные рекомендации
по организации процесса адаптации ребенка
в приемной семье.
Особое внимание следует уделить первой
встрече с ребенком. Бывает, что при первой
встрече он пугается мужчин, долго не может
привыкнуть к новому папе. Это происходит,
если ребенок долго находился в интернатом
учреждении. Где работают женщины и мужчины
непривычны ему. В первые дни нежелательно
приглашать в дом гостей, новых людей.
Не желательно в этот период злоупотреблять
походами в гости или посещать незнакомые
места.
В первые дни дети бояться спать одни,
оставаться в комнате без взрослых.
Желательно исключить из общения с ребенком
жесткие и категорические требования.
Дисциплинирующие ограничения, наказания,
порицания лучше использовать попозже,
когда ребенок привыкнет к новым условиям,
примет взрослых как своих близких. Первое
время нужно меньше ограничивать свободу
ребенка. Запретами в этот период трудно
добиться его расположения.
Чтобы вхождение в семью создавало меньше
трудностей, в первое время необходимо
придерживаться тог8о режима дня, по которому
ребенок жил последнее время. Желательно
внимательно выслушивать все рассказы
ребенка из прошлого опыта, это поможет
лучше его узнать. Быстрее установить
с ним контакт и доверительные отношения.
Запрет или нежелание слушать могут усугубить
имеющиеся у ребенка проблемы . Не следует
слишком назойливо и настойчиво стараться
расположить к себе ребенка. Ему нужно
время освоиться и оглядеться. Все нормально
развитые дети очень любопытны. Особый
интерес они проявляют к бытовой технике,
к предметам, которых они раньше не видели.
Самый простой способ избежать неприятностей
и сохранить добрые отношения - заранее
убрать все предметы, которые представляют
особую ценность в укромные места. А полезные
для ребенка вещи оставить на видном месте
так, чтобы их удобно было взять.
Приемного ребенка нельзя представлять
сразу всем родственникам. Вначале ему
надо дать время, чтобы он по возможности
познал домашнее окружение. Постепенно
ребенок становиться членом семьи и всего
семейного окружения. У него появляются
свои тети, дяди, бабушки, двоюродные братья
и сестры.
Если в семье, пожелавшей взять приемного
ребенка, есть собственные дети, то их
надо подготовить еще до прихода приемного
сына или дочери. Важно сделать родных
детей своими союзниками, даже партнерами
в помощи и заботе о приемных детях. Если
родные уверены, что их положение в приемной
семье прочно, то есть они по-прежнему
любимы. Их интересы будут соблюдены, то
они могут во многом помочь родителям.
Через пример родных детей приемные учатся
воздействию с родителями.
В большинстве случаев у детей сохраняются
плохие воспоминания о покинувших их родителях.
Однако встречаются дети, которые с грустью
и слезами вспоминают своих, даже бросивших
их родителей, чаще всего мать.
Если ребенок в своих воспоминаниях проявляет
положительное отношение к матери, то
будет абсолютно неправильно исправлять
его взгляды или высказывать в связи этим
неудовольствие. Наоборот, надо радоваться,
что чувства ребенка не притупились, потому
что его мать хотя бы частично удовлетворяла
его физические и психические потребности.
На воспоминания ребенка о родной семье
можно не обращать внимания.
Когда взрослые люди говорят с ребенком
о его прошлом, ни в коем случае нельзя
высказываться пренебрежительно о его
прежней семье. Ребенок может почувствовать
себя оскорбленным. Однако он должен четко
знать, почему не мог оставаться среди
прежнего окружения, что воспитание в
другой семье - спасение для него. В разговоре
с ребенком о его прошлом необходимо проявлять
находчивость: сказать правду и не обидеть,
помочь все понять и правильно осмыслить.
Ребенок должен внутренне согласиться
с действительностью, только тогда он
к этому не будет возвращаться.
Приемного ребенка до трех лет желательно
воспитывать матери, так как после всех
переживаний ему необходимо успокоиться
и сжиться с семьей.
Когда ребенок полностью адаптируется
в семье, то он может посещать детский
сад. Для детей, не посещавших детский
сад, это критический момент, так как они
оказываются в широком социальном окружении.
В интересах ребенка родителям необходимо
тесно сотрудничать с воспитателями детского
сада. Желательно познакомить их с судьбой
и развитием ребенка, попросить уделять
ему немного больше внимания, придерживаясь
индивидуального подхода.
Для детей, не посещавших детского сада,
в начале учебы в школе возникает критический
момент, когда ребенок оказывается в широком
социальном окружении. В интересах ребенка
родителям необходимо тесно сотрудничать
с учителями. Желательно познакомить их
судьбой и предшествующим развитием приемного
ребенка, попросить уделять ему немного
больше внимания. Если ребенок наблюдается
психологом, то сообщить об этом, ибо психолог
также будет нуждаться в информации учителей.
Если врач и психолог, которые наблюдают
за приемным ребенком. Посоветуют отдать
его в школу только через год, то, безусловно,
надо прислушаться к этому совету. Такое
решение поможет выровнять отставание
в общем развитии ребенка, создаст условия
для формирования уверенности в своих
силах. Ребенок потом будет лучше без напряжения
усваивать школьный материал. При необходимости
приемным родителям нужно показать ребенка
врачу-логопеду для полного исправления
его произношения и дикции перед поступлением
в школу.
Специалисты Национального центра усыновления
с учетом важности проблемы семейного
устройства для каждого ребенка определили
необходимость усиления информационно-разъяснительной
работы в широких общественных слоях в
целях:
создания и закрепления положительного
мнения о гражданах, принявших в свою семью
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
распространения опыта успешных замещающих
семей (родителей) по воспитанию, социальной
реабилитации и адаптации детей сиротской
категории
расширение группы потенциальных замещающих
родителей, что будет способствовать оптимальному
подбору замещающей семьи для ребенка,
оставшегося без попечения родителей.
Следует отметить, что основная идея информационно-разъяснительной
кампании заключается предложении возможности
стать замещающим родителем, а не в предложении
конкретных детей в замещающие семьи.
Важным аспектом в реализации кампании
является создание положительных мотивов
к замещающему родительству, отсев лиц
с корыстными педагогически нецелесообразными
и несостоятельными устремлениями к замещающему
родительству [7,7].
2.2 Социально-педагогическая служба школы
как основной институт социально-педагогического
сопровождения приемных семей (на примере
СШ №4 г. Сморгонь)
Основным институтом социально-педагогического
сопровождения детей в приемных семьях
являются социально-педагогические центры
в учреждениях образования. Так как значительную
часть времени дети