Лекции по "Социальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций

Описание работы

1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Работа содержит 1 файл

социальная педагогика.docx

— 539.25 Кб (Скачать)

Вопрос 92. Социально-педагогические технологии

1. Определение

2. Специфика

3. Формы, уровни, структура

4. Процесс технологизации


 

1. Социально-педагогическая технология — это:

✓ совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения;

✓ способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

2. Социально-педагогические  технологии обладают  следующей спецификой:

концептуальностью — опорой на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования;

системностью — обладают всеми признаками системы;

экономичностью — их применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени;

относительной (частичной) алгоритмизируемостью — в социально- педагогических технологиях крайне ограничено использование принципа четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие части;

корректируемостью деятельности — обладают возможностью постоянной оперативной обратной связи в процессе своего осуществления;

воспроизводимостью, которая напрямую зависит от степени их алгоритмируемости.

3. Социально-педагогические  технологии существуют  в двух основных  формах:

в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;

в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях.

✓ индивидуальном (или авторском), на котором происходит реализация технологии в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи;

✓ групповом (или профильном), на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в рамках определенного социального института;

✓ управленческом (или территориальном), на котором реализация конкретных задач осуществляется в границах определенной территории.

Виды  и формы социально-педагогических технологий:

✓ общие — воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности;

✓ частные — в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке;

✓ специальные — посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п.

✓ экстренные — направлены на выживание индивида;

✓ непрерывные (или постоянные) — направлены на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии включает несколько обязательных компонентов".

определение цели деятельности;

отбор и формулирование ее содержания;

выбор основного способа организации деятельности;

подбор методов и средств деятельности;

определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы;

подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов.

4. Технологизация — комплекс мер, направленных на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. Этапы технологизации:

✓ теоретический, включающий обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними;

✓ методический, связанный с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием;

✓ процедурный, который связан с непосредственным осуществлением конкретной деятельности

 

Алгоритм деятельности как  элемент социально-педагогической технологии

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального  типа он не столь жестко задан, отдельные  его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального  педагога. Представим обобщенный вариант:

1. Диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени  трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые  должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени  переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

2. Оказание помощи ребенку  в выявлении и осознании проблемы  и ее причин или создание  условий для актуализации проблемы  для ребенка.

3. Совместное проектирование  решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в  нахождении способов разрешения  проблемы или создание условий  для поиска им этих способов.

6. Анализ результатов  выхода из проблемы.

7. Оценка собственной  деятельности.

8. Последствия - формирование  установки ребенка на самостоятельное  преодоление подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Л.В. Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.

Вариант Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

1) диагностико-прогностический;

2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

3) этап непосредственной  подготовки к реализации выбранной  технологии;

4) реализационный;

5) экспертно-оценночный.

В разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности:

Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

Этап обработки  информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

Процедурно-организационный  этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

Контрольно-аналитический  этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно ассоциируется прежде всего с понятием коллектив. Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.

Исследования показывают также, что используя термин "коллектив", А.С. Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е  годы, - не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному - "община" и новому - "коммуна".

Обращение сейчас к термину "община" вносит много нового, принципиально важного не только в макаренковедческие исследования, но и в разработку проблемы коллектива вообще, а через нее - в разработку фундаментальной социально-гуманитарной проблемы взаимоотношения личности и общества с позиций различных социально-этических систем и лежащих в их основе ценностей.

В работе, относящейся к  марту 1923 года, А.С. Макаренко отметил: очевидные к тому времени воспитательные достижения его колонии им. М. Горького (1920 - 1928 годы) определяются тем, что  с самого начала это учреждение встало "на правильный путь" - "путь трудовой общины, определенно прогрессирующей  в разных областях ее жизни". В  феврале 1924 года он в своем отчете отразил еще один аспект: "Общее  развитие воспитательной системы колонии  совершалось по прежнему плану: от авторитарно-требовательного  тона к рабочему самоуправлению" (т.1, с.31).

В документе от 1 января 1925 г. говорится: "...Колонийская коммуна представляет собой крепко спаянную, очень дисциплинированную рабочую общину, но в то же время с постоянным веселым и оживленным настроением. Хотя колонийская дисциплина очень требовательна, нам почти не приходится применять наказаний".

В авторских материалах А.С. Макаренко 1922 - 1925 годов отмечается: колония "живет тесной общиной"; на основе коллективной трудовой организации "удалось создать крепкую и  дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации"; "Воспитанники и  воспитатели к настоящему дню  представляют тесную рабочую семью, проникнутую взаимным уважением  и преданностью друг другу... В области  общинного труда воспитанники колонии  являются убежденными хозяевами  и прекрасными работниками, сознательно  могущими переживать гордое сознание трудящегося и презирать дармоеда" (т.1, с.16, 17, 36). Применяется выражение: "рабочее сообщество" (т.8, с.131).

В процессе становления и  развития своей "педагогическо - хозяйственной  коммуны" А.С. Макаренко преодолевал  многие трудности, особенно в области "юридических форм и отношений". Коренным недостатком он считал то, что "в своей экономической  жизни детское учреждение не имело  никаких прав и всецело зависело от снабжения". В этих условиях, как  он утверждал, воспитание не может быть социалистическим, "ибо быть социалистическим - это значит прежде всего быть основанным на активном экономическом коллективном труде и творчестве". "Ряд детских внутренних организаций, взаимоотношений, экономических и юридических форм - вообще вся Конституция учреждения должны создаваться им самим".

Опираясь на педагогический успех трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского (1927 - 1935 годы), А.С. Макаренкопредпринял пять попыток расширения и дальнейшего развития своего социально-педагогического опыта. В разработанных им проектах (1925, 1927, 1929, 1935 - 1936 годы) четко обозначены идеи, которые лежат в основе его педагогического творчества и которые ему удалось успешно осуществить далеко не в полной мере и не так, как он этого хотел.

Он указывал на неэффективность "мелких воспитательных предприятий", настаивал на необходимости "мощных очагов воспитания" (на 10 - 12 тыс. воспитанников). Они должны быть основаны на "экономном  и точном расходовании личных и материальных сил в условиях крупного производства и сложного коммунального быта". Насколько серьезными и достаточно обоснованными были эти его масштабные проекты, говорит тот факт, что  в сентябре 1928 г. в Украинском ЦИКе возник план поручить А.С. Макаренко  организацию на границе с Афганистаном сети колоний для беспризорных детей  на 40 тыс. воспитанников, взятых из Украины.

Но "коллективно-хозяйственное  воспитание", как говорил А.С. Макаренко, требует "организации чисто педагогической системы хозяйства". Это такая  организация, которая, во-первых, ставит во главу угла воспитательно-образовательные цели и, во-вторых, учитывает возрастные особенности детей и молодежи. Он имел дело преимущественно с подростками от 12 - 13 лет, выпуская их в жизнь в 18 - 19 лет.

Информация о работе Лекции по "Социальной педагогике"