Лекции по "Социальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций

Описание работы

1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Работа содержит 1 файл

социальная педагогика.docx

— 539.25 Кб (Скачать)

1 Педагогическая деятельность  в системе социальной работы. 
 
объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста. 
 
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность. 
 
Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиен том, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.

 

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана  с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные — основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой  как часть и целое. Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки  личности в определенных социокультурных  условиях, конкретизировать положения  общей педагогики применительно  к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и  многое другое.

Однако связь  педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен  в окончательном виде вопрос о  месте социальной педагогики в общей  системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам  первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.

Социальная  педагогика тесно связана с социальной работой. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими  методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении  способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

 

Разнообразие направлений, принципов, задач и методов социальной педагогики как интегративной отрасли знаний становится системой, если они связываются  в единое целое при помощи функций. 
Основные функции современной социальной педагогики можно сформулировать как теоретико-преобразовательную и гуманистически-прикладную. 

Теоретико-преобразовательная функция  включает обобщение, анализ и синтез научных знаний в области социально-педагогической деятельности, исследование процесса социализации в совокупности природных, культурно-этнических и общественных факторов, системное распространение  продуктивных идей в обществе. 

Гуманистически-прикладная функция  выражается в разработке социально-педагогических технологий поддержки развития личности, выявления эффективных условий  и способов самореализации жизненного сценария человека, повышения уровня педагогической компетентности в обществе. 
Перечисленные компоненты (объект, субъект, принципы, задачи, методы и функции) составляют структуру современной социальной педагогики, каждый элемент которой необходим и органически связан с другими, а в комплексе представляют целостную научную систему. 
Представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально-педагогической деятельности.

Функции социальной педагогики:

  1. Исследовательская - предполагает изучение личности, среды, общины, анализ явлений, процессов, факторов, закономерностей, влияющих на процесс социального формирования личности; изучение исторических аспектов проблемы.
  2. Аналитико-проектная - предполагает анализ воспитательно-образовательных и средовых социальных процессов, различных проблем социального воспитания, способов адаптации личности к природной и социальной среде, современному обществу, анализ работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров, определение приоритетных направлений социального воспитания и социальной работы.
  3. Просветительско-образовательная - предполагает педагогизацию общества, обобщение и распространение, пропагандирование позитивного опыта, широкое просвещение.
  4. Организаторская - включает влияние на вопросы планирования, организации текущей деятельности, координацию и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы человека, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  5. Прогностическая - предполагает прогнозирование процессов социального формирования личности на всех возрастных этапах, развития социальной среды, формирования социальной политики средствами социально-педагогической деятельности.

 

 

2  Основные категории социальной педагогики 
 
1.Социально-педагогическая деятельность 
 
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. — в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. 
 
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. 
Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. 
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка. 
 
2. Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением. 
 
Образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации.

 

Социальная педагогика, как и любая другая наука, имеет  свой категориальный аппарат, в котором  наиболее отчетливо проявляется  ее специфика.

Категории — наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми  организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят  свойства и отношения бытия и  познания во всеобщей и наиболее концентрированной  форме. В качестве таких наиболее общих понятий в существующей социально-педагогической литературе выделяются социальное воспитание, социальное обучение, социальная среда, социальная реабилитация, реасоциализация, социальная профилактика, социальная помощь и др. Однако эти понятия в большей мере отражают основные направления социально-педагогической деятельности и ее условия, чем закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Социальный педагог, в отличие от школьного учителя или преподавателя вуза, работает в соответствующей социальной среде, открытом социуме, а не только в классе или аудитории, и деятельность его менее организована, т. е. не совершается по строго определенному алгоритму. Социальный педагог, как правило, стоит перед необходимостью решения тех или иных социальных проблем, чаще всего возникающих спонтанно, неожиданно. Они зависят от тех или иных факторов, обстоятельств, интенсивности проявлений или различной природы своего возникновения и отражают характерные для социокультурной действительности объективные противоречия между реальным жизненным миром человека и социальной общностью. В одном случае это проблемы адаптации, в другом - социальной трансформации и социальных изменений, а чаще всего одновременно и то и другое.

Социальный педагог  постоянно разрешает противоречия между обществом, коллективом, социальной группой и личностью, как бы регулирует ее инновационную и адаптационную  активность в зависимости от объективно складывающейся ситуации и времени. При этом одна и та же активность и деятельность, одни и те же деловые  и личностные качества в зависимости  от ситуации и времени могут приобретать  различный смысл, различную общественную и личностную значимость. Иногда эта  активность требует жесткой организованности, социальной институализации и регламентации, а иногда, наоборот, освобождения от всяких ограничений, проявляемого в виде самодеятельности, творческой самореализации.

Личностно-ориентированный  подход


В 1999 году были проведены III международные  исследования учебных достижений школьников 31 страны мира. Россия заняла 25 общее  место. Первые места заняли Китай, Сингапур, Япония, Гонконг, Бельгия, Австралия, Чехия, Англия, Канада и т.д. позади себя Россия оставила такие страны, как Болгария, США, Италия, Израиль, а самое последнее место заняла Южная Африка.

Что выявилось благодаря  международным исследованиям?

Наши школьники не умеют:

-распознавать практические  проблемы в повседневной жизни;

-формулировать выявленные  проблемы;

-соотносить эти проблемы  с ранее полученными знаниями;

-анализировать и оценивать  результаты решения проблем.

Они умеют только воспроизводить заученное и решать задачи на репродуктивном уровне «по образцу».

Тогда как ценностным ориентиром образования на международном уровне является способность применять  полученные ЗУНы на практике, в повседневной жизни.

При этом ЗУНы должны рассматриваться как основа, на которой формируются способы творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вот эти ориентиры и  определяет современная педагогика.

Сравним эти ценностные ориентиры  с ориентирами традиционной педагогики.

Какие цели ставила  перед собой образовательная  система? (ответы)

Воспитание всесторонне  развитой личности, формирование строителя  будущего общества.

Каковы цели современной  педагогики?

Развитие личности. Здесь  нет противоречия.

В чем же тогда различие, в чем корректировка целевой  направленности?

Давайте проведем эксперимент.

1.           Напишите на листочке каждый о себе: какой вы видите для себя цель воспитания? Так и пишите про себя: «Я хочу ...» и указываете конкретные цели, которых вы добиваетесь в работе с детьми.

2.           Теперь зачитайте (спросить одного). Кто согласен, у кого такие же цели? Подсчитайте. Определите процент по отношению к присутствующим. У кого иная формулировка? Также подсчитайте в процентах. Третьи - так же.

3.           А теперь разложим все по полочкам:   

 А) Информационные цели - передать знания, умения, научить отличать плохое от хорошего (39% - пед. колледж Г. Москвы № 13)  

 Б) Нормативно-формирующие цели - воспитание нравственности, трудолюбия, дисциплины и т.д. (33%)  

 В)   Неопределенно-расплывчатые цели - всестороннее развитие, формирование нравственно чистой, духовно богатой личности и т.д. (16%)  

 Г) Гуманистически-развивающие цели - создать условия для формирования человека со своим внутренним миром, умеющего жить среди людей и сотрудничать с ними. (16%)

Первые три позиции  отражают субъект объектную установку  воспитателя, а четвертая - субъект  субъектную.

Таким образом, вырисовывается картина отличия декларируемой  и фактически существующей системы  отношений педагог-ребенок, существующей на практике учебно-дисциплинарной образовательной  модели.

Только  последнее (взаимодействие) можно отнести к педагогике сотрудничества.          

Прежде чем говорить о  личностно-ориентированной педагогике (педагогике, ориентированной на развитие личности) или личностно-ориентированном  подходе, необходимо определить, а что  же такое личность в принципе.         

Психолого-педагогическая литература дает нам такие формулировки этого  термина:

-         Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием (С.Ю. Головин)

-         Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий эти взгляды отстаивать (Я.А. Каменский)

-         Личность - субъект общественных отношений (К. Маркс)

-         Личность - это качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (Леонтьев)

Критерии сформировавшейся личности таковы:

-         Осознанные мотивы поведения, дающие возможность преодоления личных побуждений. (объясните, как вы это понимаете)

-         Наличие общественно значимых мотивов поведения. (этот критерий по сути является расширением первого, но оба они свидетельствуют, что личность не может сформироваться вне общества, что это явление / феномен/ - общественное)

Личность характеризуется:

-         активностью (стремлением субъекта расширить сферу деятельности, выйти за освоенные пределы)

-         направленностью (устойчивой системой интересов, убеждений, вкусов и т.д)

-         осознанным поведением (знание и свободное выполнение правил поведения в группе)

-         развитым самосознанием (Я - концепция) 

Личностно-ориентированный  подход в воспитании. 

Какая же модель предлагается как альтернативная?

Сравним признаки личностно-ориентированной  и учебно-дисциплинарной образовательных  моделей.

Основные че р ты педагогической позиции при реализации учебно-дисциплинарного подхода к образованию.

Основные черты педагогической позиции  при реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Цель: вооружить знаниями, умениями, навыками и привить послушание (без  дисциплины ничего сделать нельзя)

Цель: содействие становлению и развитию личности ребенка

Лозунг в ходе взаимодействия педагога с детьми: «делай как я».

В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать)

Вынужденная линия поведения: реализация «спущенной сверху» программы, использование  в педагогической деятельности готовых  чужих разработок без корректировки.

Основная линия поведения: не подтягивать  ребенка к некоторым заранее  известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей  максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного  роста ребенка. Составление авторских  программ, разработок. Подчинение своей  педагогической деятельности цели максимального  создания условий для развития самобытной, творческой личности ребенка, раскрытия  его потенциала.

Взгляд на ребенка лишь как на объект приложения сил учебно-дисциплинарной системы.

Взгляд на ребенка как на полноценного сотрудничающего партнера.

Ведущие способы общения: наставления, разъяснения, нотации, требования, запреты, угрозы и т.д.

Способы общения: понимание, принятие, признание  ребенка, сочувствие и сопереживание  ребенку (эмпатия). Эмпатия - это профессионально значимое качество личности  педагога. Если эмпатии у педагога нет, то личностно-ориентированного подхода быть не может.

Результат: Взаимное отчуждение педагога и детей. На стороне педагога - закрепление  или формирование негативных черт характера: менторство, внешне обвинительный стиль на промахи детей, эмоциональное застревание, «прокурорский» личностный профиль. На стороне ребенка:  преобладание пассивности над активностью, невротизация и психопатизация. За пределами контакта с педагогом поведение ребенка может резко меняться, формируется двойной стандарт поведения.

Результат: Сами педагоги открыты, способны к росту, проявляют интерес к  профессии. Эффект воспитания проявляется  в расширении степени свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив. Преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, мышление и воля не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются. 


Особенности личностно-ориентированного подхода  в дошкольном учреждении:        

  В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения (портфолио) интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей), умения мотивировать самооценку, самокритичности и т.д.

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой. Во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от  педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. В третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.

Что же такое личностно-ориентированный  подход?

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный подход связан с  устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.

Часто личностно-ориентированный  подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?

Использование в педагогической деятельности и того и другого  подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако, при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Чтобы показать наглядно целевое  и принципиальное их различие, сравним  их составляющие:

Индивидуальный подход

(учет особенностей  ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)

Личностно-ориентированный подход

(направленность  на развитие яркой индивидуальности  ребенка)

 Возрастные  особенности  ребенка, сензитивность, физические  и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.),  уровень имеющихся знаний,

обучаемость, уровень коммуникативных  качеств      и т.д.

 Создание условий и стимулирование  развития индивидуальности, личностных  качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его

Я-концепции, педагогическая поддержка.


Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.

Из каких же компонентов  складывается личностно-ориентированный  подход? Это такие компоненты как понятия, принципы и методы (или способы воздействия). Раскроем их значение.

Первый  компонент - понятия. Отсутствие этих понятий или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике. Это такие понятия:

  • Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности его черт, отличающие его от других;
  • Личность - постоян но изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;
  • Самоактуализация - осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
  • Самовыражение - процесс и результат развития, проявление своих качеств и способностей;
  • Субъект - индивид (или группа), обладающий осознанной творческой активностью в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
  • Субъектность - качество отдельного человека (или группы), отражающее способность быть субъектом и обладать активностью и свободой в осуществлении деятельности;
  • Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим;
  • Выбор - осуществление человеком (или группой) возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
  • Педагогическая поддержка - деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успехами в образовательной деятельности и т.д.

Второй  компонент - это исходные положения и основные принципы построения процесса воспитания и обучения:

-        Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

-        Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

-        Принцип субъектности.  Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

-        Принцип выбора.  Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

-        Принцип творчества и успеха.  Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

-         Принцип доверия и поддержки.  Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Третий  компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • Диалогичность;
  • Деятельностно-творческий характер;
  • Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • Предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

После описания основных компонентов  личностно-ориентированного подхода  его строение можно представить  в виде схемы:

Личностно-ориентированный  подход 

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная личность

Самовыражение

Субъект

Субъектность

Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъектности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки

Диалога и полилога

Рефлексии

Педагогической поддержки

Диагностические и самодиагностики

Создание ситуации выбора и успеха


 

Рассмотрим пример занятия  в детском саду. Как известно, в образовательном процессе участвуют  педагог и ребенок.

Кто ставит цель? Педагог. Кто  реализует цели? Педагог. Кто осуществляет контроль реализации целей? Педагог. Но тогда где же участие ребенка  в педпроцессе? Он - исполнитель. Стиль педагогической деятельности - субъект-объектный. Можно ли организовать педагогический процесс по личностно-ориентированной технологии? Как бы вы это сделали? (разобрать на примере конкретного занятия).             

 Такая модель служит  примером одной из технологий  личностно-ориентированного подхода  - технологии сотрудничества.

Сегодня мы подробнее остановимся  на другой технологии этого же подхода. Это Метод проектов, или методика проектирования.

Но прежде чем рассматривать  метод проектов, нам предстоит  разобраться, что же такое сам  проект, из каких частей он состоит  и как оформляется.


 

 

Факторами социального воспитания являются…

 

  1. детские общественные организации
  2. семья
  3. Интернет
  4. образовательное учреждение

Сегодня очевидно, что человек - это  духовно-душевно-телесная сущность, имеющая  космо-био-психо-социальное происхождение.

Совершенно очевидно, что влияние  современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и  психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному  воздействию.

В марксистской трактовке воспитательных факторов приоритетна социальная среда. Роль наследственности сводится к передаче определенных задатков, которые актуализируются  воспитанием и обучением [2;37-38].

Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность  системы воспитания на:

- объективные и субъективные;

- внешние и внутренние;

- управляемые и неуправляемые  и отнести их к мега-, макро,  мезо- и микроуровням.

На основе такого деления можно  сконструировать совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности.

Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности

ФАКТОРЫ

МЕГА

ФАКТОРЫ

Внешние

Объективные, неуправляемые

МАКРО

ФАКТОРЫ

Внешние

Внутренние

Объективные, неуправляемые

Объективные

Субъективные

неуправляемые

управляемые

управляемые

МЕЗО

ФАКТОРЫ

Внешние

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

МИКРО

ФАКТОРЫ

Внешние

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Информация о работе Лекции по "Социальной педагогике"