Лекции по "Социальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций

Описание работы

1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Работа содержит 1 файл

социальная педагогика.docx

— 539.25 Кб (Скачать)

 

 

Воспитание как управление процессом формирования личности растущего человека имеет особые психологические механизмы. Их исследование и составляет важнейшую задачу психологии воспитания. Известно, что общество на каждом конкретном историческом этапе ставит перед воспитанием определенные цели. Ориентиром для формирования современного мировоззрения и подлинной нравственности служат цели демократического общества, указывающие образец, идеал воспитания человека как личности. Именно в соответствии с идеалом, нравственным образцом, воплощающим требования общества к личности, и осуществляется целенаправленная организация процесса воспитания. В общей форме это осуществляется в практической деятельности людей, определяемой целями общества. В деятельности формируются образцы общества, его идеалы. Еще в прошлом веке исследователи ввели термин «первичные идеалы», обозначив им некоторые базисные представления, усваиваемые ребенком на начальных фазах социализации, – такие как честность, справедливость, сострадание, человеческое достоинство. Эти нравственные начала, выросшие из многовековой социальной практики человечества, представляют собой необходимую основу, на которой только и могут формироваться высшие формы морали и нравственности.

Высокие нравственные идеалы общества – яркое подтверждение того, что по мере развития общества возрастают его нравственные требования, усложняются идеалы. Отличительная черта психического развития состоит в том, что результат этого развития в виде своеобразной «идеальной формы», определенного образца существует в окружающей ребенка общественной среде еще до начала его развития. Общественные образцы, идеалы жизни, труда, поведения людей, представленные в разных формах, не только направляют, корригируют процесс развития детей, но и являются его источником. Однако одного лишь наличия общественно ценного образца, идеала недостаточно для организации процесса воспитания. Необходимо конкретизировать общественно заданные цели воспитания, исходящие из требований общества и учитывающие особенности, закономерности различных возрастных этапов психического развития ребенка. Результаты исследований показывают, что усвоение существующих в обществе нравственных образцов как важной побудительной силы формирования нравственной сферы личности растущего человека – это сложный процесс, который происходит в системе многоплановой деятельности детей и проходит несколько ступеней. Возрастает значение «внутренней позиции», «внутренней среды».

 

еревоспитание и самовоспитание

 
Если у воспитанника уже сформированы нежелательные качества личности, то воспитание новых качеств  сочетается с перевоспитанием - преодолением недостатков  предыдущего воспитания. В таком случае последовательность процесса изменяется. Перевоспитание начинается с определения  уровня воспитанности  и причин неправильного  поведения. Затем  составляется программа  воспитания (перевоспитания), далее неизбежно  следует эмоциональная  ориентация и в  зависимости от уровня воспитанности усвоение правил поведения или выработка умения вести себя, усвоение понятий или организация опыта общественного поведения.  
Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности. Сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств называется самовоспитанием. Обычно такая работа становится возможной в подростковом возрасте. Однако следует помнить, что в формировании своей личности ребенок участвует всегда. Кратко последовательность и основные приемы самовоспитания можно представить как самопознание, определение идеала, самообязательство (программа достижения идеала), самоубеждение, самоорганизация и самоободрение, самоконтроль и самоанализ.  
Справедливо считается, что самовоспитание во много раз быстрее формирует качества личности, чем подражание и приспособление. Рассматривая «технологию», внутреннюю структуру самовоспитания, можно выделить в нем три этапа, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на несколько звеньев. Их можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы личности по формированию и развитию у себя личностных качеств.  
 
Первый этап - определение цели. На этом этапе можно выделить три следующие элемента:  
самопознание, т.е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь воспитатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно;  
определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстников, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по отношению к официальной системе воспитания плана действий;  
самообязательство, т.е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Вот, например, какие обязательства ставил перед собой К.Д.Ушинский:  
«I. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится... 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть...» Самообязательство - это, собственно, план работы над собой.  
Второй этап - работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:  
самоубеждение и самовнушение; известный психиатр В.М.Бехтерев советовал произносить слова самовнушения от своего имени, в утвердительной форме и в настоящем времени. Самым лучшим моментом для самовнушения он считал время перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение осуществляется по схеме: должен - хочу - могу - есть. Причем именно последняя ступень - есть - является наиболее существенной;  
самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздействия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инструментами самовоспитания.  
Третий этап - подведение итогов работы, определение результатов приложенных усилий, эффективности работы над собой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как самоконтроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразумевает ведение дневника, в наиболее простом - вспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения,  
 
его анализ в сравнении с принятыми обязательствами. Обратимся опять к опыту великих. Что писал, например, по этому поводу Л.Н.Толстой: «Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». И в одной из записей о прожитом дне читаем:  
«Утром долго не вставал, ужимался, как-то себя обманывал. Читал романы, когда было другое дело... Гимнастику делал торопясь... Все ошибки нынешнего дня можно отнести к следующим наклонностям: 1. Нерешительность, недостаток энергии; 2. Обман самого себя...; 3. Торопливость; 4. Дурное расположение духа, происходящее большей частью от торопливости, от поверхностного взгляда на вещи...»1 и т.д.  
Следует отметить, что для подавляющего большинства детей и подростков участие в деятельности какой-либо детской общественной организации является самым сильным стимулом в самовоспитании. Сравнение себя с другими, стремление к самоутверждению в группе сверстников побуждает к работе над собой больше, чем уговоры воспитателей. Так, одной из заповедей скаутской организации является ежедневный самоотчет скаута о прожитом дне, что помогает скаутам самосовершенствоваться. 

 

В свою очередь методологические принципы парадигмы личностно ориентированного образования культурологического  типа – это принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип индивидуально-личностного подхода, принцип личностно-смысловой направленности образования. В отечественной педагогике данные принципы обоснованы применительно к детям, однако, принимая во внимание, что по мере продвижения по своему жизненному пути человек изменяется относительно самого себя, переходя от одного возрастного этапа к другому и приобретая определенный опыт, перечисленные принципы справедливы и к взрослому обучающемуся так же, как они справедливы к дошкольникам и школьникам, т.е. не зависят от периода взрослости, однако нуждаются в уточнении. Это значит, что методологические принципы образования взрослых в гуманистической личностно ориентированной парадигме культурологического типа рассматриваются с позиции взрослого как субъекта образовательного процесса.

Известны различные  перечни принципов образования  вообще и принципов образования  взрослых в частности. В одном  случае в основу их классификации  положен функциональный подход, когда  основанием классификации служат функции  образования. В России XIX в. принципы образования взрослых формулировались  согласно идеям демократических  преобразований в обществе. Опора  на международный опыт кладет в основу выделения принципов образования  взрослых эффективность его организации. Андрагогические принципы строятся также на основе учета специфики взрослого обучающегося.

В контексте личностно  ориентированной образовательной  парадигмы культурологического  типа методологические принципы образования  взрослых описаны следующим образом.

Принцип природосообразности: учет закономерностей природного развития личности взрослого, укрепление и поддержание его физического и психического здоровья. Данный принцип предписывает учитывать гендерное своеобразие взрослых обучающихся; создавать оптимальные физические и умственные нагрузки; беречь индивидуальность взрослого обучающегося, не стремясь переделывать ее; принимать каждого таким, какой он есть и т.д.

Принцип культуросообразности: обеспечивать обучение и учение, воспитание и самовоспитание, самоорганизацию личности в контексте культуры, понимаемой как среда, растящая личность через общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности.

Принцип индивидуально-личностного подхода: опора на уникальность каждой личности, на её потребность в культурной идентификации в процессе развития и саморазвития как высшем показателе эффективности образования, ориентация на создание условий для развития творческого потенциала личности.

Принцип ценностно-смысловой направленности образования: направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов.

Принципы обучения андрагогического подхода, обусловленные методологическими принципами образования взрослых личностно ориентированной парадигмы культурологического типа, образуют многоуровневую структуру: методологические принципы образования; принципы обучения; принципы преподавания; принципы учения.

Принципы преподавания детерминированы принципами обучения. Принципы учения взрослых обучающихся  вырастают из активной позиции взрослого  как субъекта обучения, которому свойственны  самосознание, самостоятельность, саморегуляция, целеустремленность, овладение ценностью самосовершенствования, работа над собой, управление процессом собственного образования, разумность и т.п.

Совокупность сформулированных принципов представлена в таблице:

Методологические

принципы

Принципы обучения

Принципы

Преподавания

Принципы учения

Принцип

природосообразности

Обучение взрослых обусловлено  растущей способностью личности к обучению на протяжении всей жизни.

Принцип учета закономерностей  возрастного развития и особенностей (физических, психических, гендерных) взрослых обучающихся.

Принцип опоры на заложенные потенциальные возможности для  развития взрослым учащимся своего мышления и чувств.

Принцип

культуросообразности

Обучение взрослых осуществляется в процессе  самореализации личности по мере ее культурного саморазвития и самоактуализации.

Принцип выращивания познавательных, образовательных, культурных, духовных и т.п. потребностей взрослого обучающегося в контексте современной культуры.

Принцип самовоспитания, самообучения, саморазвития социальных и духовных потребностей, норм и способностей взрослого учащегося в контексте культуры социума.

Принцип индивидуально-личностного  подхода

Обучение взрослых опирается  на субъектность как свойство осознанно действующей личности в процессе ее самоопределения.

Принцип опоры на профессионально- личностный опыт взрослых обучающихся

Принцип готовности взрослого  учащегося к взаимодействию в  процессе обмена профессионально-личностным опытом.

Принцип

ценностно-смысловой

направленности

образования

Обучение взрослых предполагает обеспечение личности актуальным содержанием  в условиях овладения адекватными  способами ее обработки и усвоения.

Принцип отбора, организации  и презентации содержания, адекватного  запросам взрослых обучающихся.

Принцип критического восприятия взрослым учащимся знания как открытой системы и его творческое использование  для решения своих собственныхжизненных затруднений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 5 Методы воспитания.

 
Чтобы уверенно прогнозировать искомый  результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог  должен профессионально владеть  методами воспитания . Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод . Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах . И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.. Есть методы , отражающие содержание и специфику воспитания ; есть методы , непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам . + методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); + методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); + методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); + методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании .

  1. Личностно-ориентированная воспитательная деятельность может быть реализована при принципиальном отказе от авторитарной парадигмы воспитания и от тоталитарных методов воздействия на детей при доминанте субъект-субъектных и диалоговых отношений в системе учитель-ученик; при условии целенаправленного развития диалоговых отношений между педагогами и детьми.
  2. Личностно ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

 

Предлагаю три этапа организации  личностно-ориентированного воспитательного  процесса в студенческой группе.

ЭТАП I

Этот этап предполагает осознание  студентом себя как субъекта взаимодействия, что имеет большое значение для  дальнейшего становления отношений, так как активизирует мотивационные  факторы самоопределения в совместной деятельности. Развитие интереса и  позитивного отношения к самому себе, формирование эмоционально личностной включенности классного руководителя и студентов в процесс воспитания, развитие эмоционального контакта, внутренней мотивации, рефлексивных способностей, познавательной самостоятельности. Раскрытие  своей субъектности каждым участником взаимодействия, «знакомство» с собой, осознание необходимости понимания самого себя.

Каждый этап предполагает использование  некоторых экспериментальных методик  модерации германских учителей, адаптированных для взаимодействия куратора и группы. Данные методики обеспечивают мотивацию и повышенную активность студентов, выявляют их насущные проблемы и ожидания, организуют процессы соуправления и самоорганизации, создают атмосферу сотрудничества, реализуют возможность планирования форм и методов совместной работы, структурирования хода совместной или индивидуальной работы, анализа и оценки результата.

В частности, на первом этапе проведение таких методик, как «Личное дело», «Зеркало группы», «Фамильная символика», «Живая статистика» и др., может  способствовать раскрытию студентов, прежде всего, для самих себя, осознанию  своей уникальности, значимости. Также методики направлены на снятие напряженности в группах, эмоциональную разрядку.

Действия куратора

· Всестороннее изучение студентов  группы

· Организация тренингов  общения, дискуссий, диалогов, направленных на преодоление ситуации «блуждания»  студентов

· Организация рефлексивных методик, направленных на развитие рефлексивных способностей студентов

Действия студентов

· Изучение своих личностных особенностей студентами

· Участие в тренингах  общения, дискуссиях, диалогах, рефлексивных методиках с целью «знакомства» с собой, осознания себя субъектом  взаимодействия


ЭТАП II

На этом этапе классный руководитель становится организатором, координатором  и соучастником коллективной деятельности. Наиболее важной его задачей является нахождение оптимальных способов вести  студентов к постепенно возрастающей самостоятельности. Обучая самостоятельности и предоставляя ее, куратор помогает студентам стать субъектами деятельности, осознавать ее, управлять ею и, следовательно, самостоятельно ее осуществлять. Это возможно через включение студентов в систему студенческого самоуправления сначала на уровне группы.

Информация о работе Лекции по "Социальной педагогике"