Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций
1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
Форма такой организации - "производственная коммуна с полным самоуправлением и наибольшим формальным равенством положений воспитателей и воспитанников". Самоуправление в ней должно строиться "по типу не демократического народоправства,.. а демократического централизма, как можно с более широким развитием метода полномочий".
Говоря о социальной организации "детского общества" и констатируя отсутствие его "образцов", А.С. Макаренко отмечал, что здесь могут быть разные варианты, но все они "должны как можно дальше стоять как от нынешней практики воспитания потребителей, так и от предрассудков педагогической литературы".
В основу воспитания он положил не "логику труда", а "логику хозяйства", которое "должно отличаться развитием, мощностью, прибыльностью, веселым тоном". На этом строится "железная логика коммуны", требующая "быстрого экономного совещания, короткого приказа и короткого исполнения. Но она же требует и организации защиты личности" (там же). Нужно, следовательно, не просто "трудовое воспитание" (воспитание труженика), а "хозяйственное воспитание". Оно должно строиться на "хозяйственной (экономической) заботе". Нужен не "труд-работа", а "труд-забота". Необходимо вырабатывать у людей умения и навыки коллективного хозяйствования, новую систему экономических отношений, развивать принципы трудовой морали.
Поэтому в 30-е годы, в период
реконструкции народного
С начала 30-х годов развивается
его стремление к "организации
серьезного производства, обставленного
станками, обладающего строгим
Характерные черты макаренковской общины-коллектива определяются также составом и численностью воспитанников. Это преимущественно беспризорные дети и несовершеннолетние нарушители, большей частью "полусироты" и "семейные дети", а в последние годы педагогической работы А.С. Макаренко - подростки вообще "без воровского стажа", практически не жившие "на улице". Контингент его воспитанников в среднем составлял от 50 до 500 человек. Соотношение числа воспитанников и педагогов, обслуживающего персонала, мастеров производства и квалифицированных рабочих в оптимальном варианте выражалось как 3 : 1.
Вопрос о специфическом составе детей, с которыми работал А.С. Макаренко, рассматривался и рассматривается нередко так, что его опыт - это опыт перевоспитания "трудных" детей в "закрытом" учреждении, он неприемлем для воспитания "нормальных" детей в учреждениях обычного типа.
Данный вывод игнорирует ряд весьма важных обстоятельств. Во-первых, то, что в гуманитарном знании крупные открытия нередко делались именно на "специфическом" материале. (Классический пример - З. Фрейд, невропатолог и психиатр, создавший общую теорию и метод психоанализа.) Далее, нельзя не учитывать того, что в работе Макаренко в колонии горьковцев и коммуне дзержинцев нашел отражение его 9-летний опыт работы в "нормальной" школе. И главное: его учреждение с самого начала было организовано как "открытое" учреждение (без заборов и сторожей), где действовал принцип добровольного пребывания в нем. "Кому в ней (колонии - А.Ф.) не нравится, может свободно уходить" (т.1, с.218).
"Наша колония представляла
собой свободное объединение
людей - здесь никого не заставляли
жить насильно". Это формальное
отсутствие препятствий к
Другой важнейший принцип
- "забвение тяжелого прошлого воспитанников"
- как проявление чувства такта
и "деликатности" в отношении
к детям с трудной судьбой.
"...С самого начала педагогический
коллектив отнесся к
Но элементы перевоспитания в опыте А.С. Макаренко, несомненно, были. Ему удавалось довольно быстро (в течение 3 - 4 месяцев) доводить вновь поступающих "трудных" детей до состояния "нормы" и дальнейшую работу с ними вести как с обычными детьми. Прохождение этого начального этапа значительно облегчилось после 1924 - 1926 годов, когда, как он говорил, его учреждение представляло собой уже не "правонарушительский коллектив", а обыкновенный, "нормальный коллектив", и начался период "нормальной работы" (т.4, с.139 - 140).
Принципиально не ограничивая себя задачами лишь "перевоспитания" ("исправления"), А.С. Макаренко на опыте работы с "трудными" показал высочайший уровень воспитательных достижений, когда дети, молодежь выводятся в "первые ряды общества". Ему, однако, не удалось осуществить план последовательного "отпочкования", своеобразного "размножения" своего опыта силами его воспитанников. В начале 1925 г. он мечтал: "...Мы представляем собой себе в будущем серьезную, дисциплинированную производственную семью колонистов, крепкую в хозяйстве, просвещенную в знаниях, которая вокруг себя учредит трудовые коммуны бывших колонистов, связанных с ней культурно и экономически".
В своих художественно-
Не случайно и о себе А.С. Макаренко говорил: "Таким меня сделала колония... Я сделался другим человеком"; "Я благодарен коммунарам: они... и меня во многих отношениях воспитали" (т.8, с.15; т.4, с.374).
Уже более полувека макаренковское наследие оказывается в эпицентре борьбы и дискуссий в педагогике, обостряющихся в периоды радикальных социально-экономических преобразований. Опыт показывает, что это большей частью не столько собственно педагогические споры, сколько столкновение различных позиций в области идеологии и морали. Это в первую очередь расхождение взглядов на ценности, положенные в основу той или иной концепции педагогики.
Макаренковское творчество – это, прежде всего, всепоглощающий поиск, осмысление и реализация в педагогике новых ценностей, которые общество вырабатывало в период кризиса, перехода от одного социально-экономического состояния к другому. Педагогическое новаторство А.С. Макаренко, как и других классиков педагогики, по существу является производным от его творческих поисков в "базисных" отраслях социально-гуманитарного знания. Поэтому, как сейчас признается, ему удалось внести ощутимый вклад в развитие социальной и педагогической психологии, этики, социологии, даже медицины (психотерапии).
Но его новаторство в педагогике было столь успешным потому, что строилось на прочном фундаменте исторической преемственности. При этом он обладал исключительной способностью распознавать попытки "старые педагогические предрассудки выдавать за новейшие достижения".
Истинную суть борьбы А.С.
Макаренко в педагогике составляет
отрицание грубо
А.С. Макаренко говорил об общественном "ощущении действительных ценностей", об "интеллектуальном богатстве русского человека,… умеющего различать ценности". Он стремился отразить в педагогике "новые позиции человека на земле,… новые принципы общественной, творческой дисциплины. Его идеал - сообщество, в котором "отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна" (т.3, с.457), где будет высоко поднят социальный статус молодежи, дан простор для ее созидательной, творческой энергии.
Макаренковское понимание социалистической идеи и ее реализации в воспитании значительно опережало свое время, было далеко не адекватно теории и практике строящегося в нашей стране государственного социализма. Этим объясняется то, почему педагогическая и литературная деятельность А.С. Макаренко одновременно и поддерживалась властями, и вызывала упорное сопротивление.
Макаренковское наследие - уникальный в истории педагогики результат органического сочетания длительной (25 лет) и необычайно успешной практической педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике и художественно-эстетического освоения педагогической действительности. Опираясь на эти три главных метода познания в их единстве, А.С. Макаренко вплотную подошел к воспитанию и развитию целостной человеческой личности, в гармонической связи трех ее главных начал: практически-волевого, эмоционально-эстетического и интеллектуально-научного.
А.С. Макаренко - противник индивидуалистической педагогики, возводящей в абсолют материальные блага и культивирующей простое приспособление человека к существующему. Душа его общинно-коллективистской педагогики - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея "возвышения человека" в процессе созидания и творчества
12 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов
Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором в середине 70-х гг. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями педагогики сотрудничества являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, иди трудной цели, опоры, свободного выбора, самоанализа и самооценки, создание высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода и др. Представители педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин.
В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.
Игорь Павлович Волков известен своими уроками творчества для младших школьников. Учитель рисования и черчения поставил цель – направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс школы на личности ребенка, его формировании. На каждого ученика была заведена «Творческая книжка школьника».
Каждому ученику, начиная с начальных классов, предоставлялась возможность апробировать свои силы в разнообразном творчестве сверх учебной программы.
Самостоятельные работы учащихся, их изделия, изобретения, литературные, художественные и музыкальные произведения регистрировались как авторские и фиксировались в «Творческой книжке школьника». Это было огромным стимулом для самостоятельного творчества ребенка.
Уроки истории Татьяны Ивановны Гончаровой называют «уроками жизни». О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления рассказывает в своей книге «Уроки истории – уроки жизни». Т.И. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа – это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребенка думать, развивает его творческие способности.
В основе методов Т.И. Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке – ее соратник, «человек с большой буквы».
Новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности учителя русского языка и литературы Евгения Николаевича Ильина. В практике современной педагогики это воплощение идеи воспитывающего обучения, что, конечно, было не новым в истории отечественного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях.
Е.Н. Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через образ художественной литературы. Это социальное воспитание средствами искусства, контроль за результатами нравственного и интеллектуального развития личности.
Широко использует Е.Н. Ильин прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.
При изучении работ драматургов на уроках Е.Н. Ильина разыгрываются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дискуссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения.
Книга Е.Н. Ильина «Искусство общения» представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Е.Н. Ильин размышляет о том, что, когда современный подросток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения литературы, когда «разбор» произведений и писателей привел к отвращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.