Лекции по "Социальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций

Описание работы

1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Работа содержит 1 файл

социальная педагогика.docx

— 539.25 Кб (Скачать)

Раскрытие субъектности Другого, развитие сплоченности, позитивного психологического климата в группе, способности к совместной творческой деятельности студентов На данном этапе применение модераторских методик «Интервью в парах», «Птичий двор», «Нарисуй картину», «Сундук с сокровищами» и др. может способствовать развитию эмпатических способностей, сензитивности (студенты настраиваются на проблемы, ситуации, внутренний мир и позиции других членов группы), а, следовательно, и сплоченности, позитивного психологического климата в группе. Использование технологии организации групповых форм общения, разработанной Н.Е. Щурковой, может осуществляться с целью выработки умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку.

Действия куратора

· Включение студентов  в систему студенческого самоуправления на уровне группы на основе принципа делегирования  полномочий

· Организация сотрудничества в диалоге «студент-студент» с  ориентацией на развитие группы как  коллективного субъекта взаимодействия

· Организация тренингов  общения, дискуссий, рефлексивных методик, направленных на развитие интереса к  личности Другого

Действия студентов

· Приобщение к организации  и управлению жизнедеятельности  группы

· Участие в коллективном поиске, обсуждении проблем, совместной творческой деятельности

· Участие в тренингах  общения, дискуссиях, рефлексивных методиках, стимулирующих студентов к выходу за пределы эгоистической позиции  и принятию субъектности Другого


ЭТАП III

Развить способность группы к сотворчеству с классным руководителем на этапе  сотворчества - воспитание превращается в процесс взаимодействия равноправных и равноценных партнеров - куратора и студенческой группы и ориентируется  на актуализацию их творческого самовыражения  и самореализации в процессе взаимодействия, на развитие адекватной самооценки результативности совместной деятельности как овладение  рефлексивной культурой. Вовлечение в  сотворчество приводит к интеграции отношений, к сближению позиций  куратора и студентов. Взаимодействие классного руководителя и студентов  направлено на развитие элементов внутренней самоорганизации в процессе воспитания, доверия и взаимной требовательности, ответственности студентов за свою деятельность, раскрепощении самостоятельности  группы как коллективного субъекта. Актуализация творческого самовыражения  и самореализации куратора и студентов  в процессе профессионального воспитания.

Для решения этих задач можно  использовать модераторские методики «Дебаты «за» и «против», «Составление карты мыследеятельности», «От сущего к должному», «Картонные носы» и др. Целесообразно активно использовать технологию организации коллективных творческих дел.

Коллективные  творческие дела (КТД) возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально - ориентированная воспитательная технология. Однако в наше время технология КТД наполняется не только социально ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно ориентированное КТД».

Отличия личностно ориентированных  КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических  этапах при сохранении общей структуры  стадий традиционного КТД.

 

 

 

Предлагаю три этапа организации  личностно-ориентированного воспитательного  процесса в студенческой группе.

ЭТАП I

Этот этап предполагает осознание  студентом себя как субъекта взаимодействия, что имеет большое значение для  дальнейшего становления отношений, так как активизирует мотивационные  факторы самоопределения в совместной деятельности. Развитие интереса и  позитивного отношения к самому себе, формирование эмоционально личностной включенности классного руководителя и студентов в процесс воспитания, развитие эмоционального контакта, внутренней мотивации, рефлексивных способностей, познавательной самостоятельности. Раскрытие  своей субъектности каждым участником взаимодействия, «знакомство» с собой, осознание необходимости понимания самого себя.

Каждый этап предполагает использование  некоторых экспериментальных методик  модерации германских учителей, адаптированных для взаимодействия куратора и группы. Данные методики обеспечивают мотивацию и повышенную активность студентов, выявляют их насущные проблемы и ожидания, организуют процессы соуправления и самоорганизации, создают атмосферу сотрудничества, реализуют возможность планирования форм и методов совместной работы, структурирования хода совместной или индивидуальной работы, анализа и оценки результата.

В частности, на первом этапе проведение таких методик, как «Личное дело», «Зеркало группы», «Фамильная символика», «Живая статистика» и др., может  способствовать раскрытию студентов, прежде всего, для самих себя, осознанию  своей уникальности, значимости. Также методики направлены на снятие напряженности в группах, эмоциональную разрядку.

Действия куратора

· Всестороннее изучение студентов  группы

· Организация тренингов  общения, дискуссий, диалогов, направленных на преодоление ситуации «блуждания»  студентов

· Организация рефлексивных методик, направленных на развитие рефлексивных способностей студентов

Действия студентов

· Изучение своих личностных особенностей студентами

· Участие в тренингах  общения, дискуссиях, диалогах, рефлексивных методиках с целью «знакомства» с собой, осознания себя субъектом  взаимодействия


ЭТАП II

На этом этапе классный руководитель становится организатором, координатором  и соучастником коллективной деятельности. Наиболее важной его задачей является нахождение оптимальных способов вести  студентов к постепенно возрастающей самостоятельности. Обучая самостоятельности  и предоставляя ее, куратор помогает студентам стать субъектами деятельности, осознавать ее, управлять ею и, следовательно, самостоятельно ее осуществлять. Это  возможно через включение студентов  в систему студенческого самоуправления сначала на уровне группы.

Раскрытие субъектности Другого, развитие сплоченности, позитивного психологического климата в группе, способности к совместной творческой деятельности студентов На данном этапе применение модераторских методик «Интервью в парах», «Птичий двор», «Нарисуй картину», «Сундук с сокровищами» и др. может способствовать развитию эмпатических способностей, сензитивности (студенты настраиваются на проблемы, ситуации, внутренний мир и позиции других членов группы), а, следовательно, и сплоченности, позитивного психологического климата в группе. Использование технологии организации групповых форм общения, разработанной Н.Е. Щурковой, может осуществляться с целью выработки умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку.

Действия куратора

· Включение студентов  в систему студенческого самоуправления на уровне группы на основе принципа делегирования  полномочий

· Организация сотрудничества в диалоге «студент-студент» с  ориентацией на развитие группы как  коллективного субъекта взаимодействия

· Организация тренингов  общения, дискуссий, рефлексивных методик, направленных на развитие интереса к  личности Другого

Действия студентов

· Приобщение к организации  и управлению жизнедеятельности  группы

· Участие в коллективном поиске, обсуждении проблем, совместной творческой деятельности

· Участие в тренингах  общения, дискуссиях, рефлексивных методиках, стимулирующих студентов к выходу за пределы эгоистической позиции  и принятию субъектности Другого


ЭТАП III

Развить способность группы к сотворчеству с классным руководителем на этапе  сотворчества - воспитание превращается в процесс взаимодействия равноправных и равноценных партнеров - куратора и студенческой группы и ориентируется  на актуализацию их творческого самовыражения  и самореализации в процессе взаимодействия, на развитие адекватной самооценки результативности совместной деятельности как овладение  рефлексивной культурой. Вовлечение в  сотворчество приводит к интеграции отношений, к сближению позиций  куратора и студентов. Взаимодействие классного руководителя и студентов  направлено на развитие элементов внутренней самоорганизации в процессе воспитания, доверия и взаимной требовательности, ответственности студентов за свою деятельность, раскрепощении самостоятельности  группы как коллективного субъекта. Актуализация творческого самовыражения  и самореализации куратора и студентов  в процессе профессионального воспитания.

Для решения этих задач можно  использовать модераторские методики «Дебаты «за» и «против», «Составление карты мыследеятельности», «От сущего к должному», «Картонные носы» и др. Целесообразно активно использовать технологию организации коллективных творческих дел.

Коллективные  творческие дела (КТД) возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально - ориентированная воспитательная технология. Однако в наше время технология КТД наполняется не только социально ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно ориентированное КТД».

Отличия личностно ориентированных  КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических  этапах при сохранении общей структуры  стадий традиционного КТД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Субъектом профессиональной социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Широкий, многоаспектный диапазон его  деятельности позволяет говорить об определенных базовых основаниях, профессиональной компетентности, личностных качествах, свойствах. 

Ключевые  слова: профессиональная деятельность, социальный педагог, личность.

Keywords: the professional activity, the social teacher, personality.

Социально-педагогическая деятельность представляет собой специфический  вид профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности как высшей ценности, на поддержание  и укрепление ее нравственного, психического и физического здоровья, разностороннего развития. Непосредственными практическими задачами социально-педагогической работы являются улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования.

Компетентно осуществлять эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.

Практико-гуманистическая  направленность деятельности социального  педагога составляет определяющее базовое  основание социально-педагогической работы. Важнейшей же характеристикой  личности социального педагога, в  полной мере обусловливающей эффективность  его деятельности, является ее «гуманистический потенциал» и ценностная ориентация, определяющая личностный смысл профессиональной деятельности, отражение действительного  отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его  деятельность.

Профессиональная  деятельность предъявляет свои требования. Их содержание зависит от выполняемых  педагогом функций. Для социального  педагога, работающего с детьми, мы можем выделить три большие  группы качеств: нравственные, профессиональные, организаторские.

Нравственные и  профессиональные качества ориентированы  в первую очередь на целевые функции  управления ученическим коллективом, неоднородным по своему составу. Но они  важны и для осуществления  всех других функций, особенно социально-психологических: организация и сплочение такого ученического коллектива, активизация  и совершенствование его деятельности; развитие в нем самоуправления требует  не только педагогической компетенции, но и высокого нравственного начала. Из этого можем сделать вывод  о том, что каждое качество педагога «обслуживает» целый ряд функций. Но в то же время есть такие «грани»  личности, которые имеют наибольшее значение для реализации определенной функции.

В первую группу качеств  входит нравственная зрелость социального  педагога: убежденность, принципиальность, ответственность и добросовестность, справедливость, объективность, честность, гуманность, патриотизм.

Профессиональные  качества делятся на две подгруппы: общеделовые и профессионально-педагогические. К первой относятся: трудолюбие, энергичность, организованность в работе, деловитость, целеустремленность, настойчивость, инициатива, творческие способности и др. В сущности они нужны любому педагогу. Во вторую группу объединяются качества педагога-профессионала: знание педагогики и психологии, личное педагогическое мастерство.

Сегодня быть компетентным – это значит разбираться в  последних достижениях психолого-педагогической мысли, передового и новаторского опыта, уметь применять их в работе с  детьми.

Реализация социально-психологических  функций зависит от наиболее представительной группы качеств – организаторских. Они разделяются на две подгруппы: администраторские и социально-психологические  качества.

В первую подгруппу  входят те свойства личности педагога, которые необходимы для осуществления  функций управления путем использования  системы административных зависимостей, основанной на официально установленных  правах и обязанностях, нормах и  инструкциях.

К административным качествам относятся требовательность и распорядительность, настойчивость, уверенность в себе, решительность, твердость, уравновешенность, критичность, исполнительность и дисциплинированность, точность и аккуратность, а также  оперативная компетентность: знание науки управления и школоведения, умение анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать, принимать  научно обоснованные решения и планировать, четко и ясно инструктировать, организовывать внутришкольный контроль, методическую и внеклассную работу, деятельность ученических организаций, родительского комитета, проводить собрания и индивидуальные беседы. В работе с детьми профессионально значимыми являются административные качества, сочетающие в себе требовательность и такт, настойчивость и педагогическую поддержку и др.

Информация о работе Лекции по "Социальной педагогике"