Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций
1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
Раскрытие субъектности Другого, развитие сплоченности, позитивного психологического климата в группе, способности к совместной творческой деятельности студентов На данном этапе применение модераторских методик «Интервью в парах», «Птичий двор», «Нарисуй картину», «Сундук с сокровищами» и др. может способствовать развитию эмпатических способностей, сензитивности (студенты настраиваются на проблемы, ситуации, внутренний мир и позиции других членов группы), а, следовательно, и сплоченности, позитивного психологического климата в группе. Использование технологии организации групповых форм общения, разработанной Н.Е. Щурковой, может осуществляться с целью выработки умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку.
Действия куратора |
· Включение студентов
в систему студенческого · Организация сотрудничества в диалоге «студент-студент» с ориентацией на развитие группы как коллективного субъекта взаимодействия · Организация тренингов общения, дискуссий, рефлексивных методик, направленных на развитие интереса к личности Другого |
Действия студентов |
· Приобщение к организации и управлению жизнедеятельности группы · Участие в коллективном поиске, обсуждении проблем, совместной творческой деятельности · Участие в тренингах
общения, дискуссиях, рефлексивных методиках,
стимулирующих студентов к |
ЭТАП III
Развить способность группы к сотворчеству
с классным руководителем на этапе
сотворчества - воспитание превращается
в процесс взаимодействия равноправных
и равноценных партнеров - куратора
и студенческой группы и ориентируется
на актуализацию их творческого самовыражения
и самореализации в процессе взаимодействия,
на развитие адекватной самооценки результативности
совместной деятельности как овладение
рефлексивной культурой. Вовлечение в
сотворчество приводит к интеграции
отношений, к сближению позиций
куратора и студентов. Взаимодействие
классного руководителя и студентов
направлено на развитие элементов внутренней
самоорганизации в процессе воспитания,
доверия и взаимной требовательности,
ответственности студентов за свою
деятельность, раскрепощении
Для решения этих задач можно использовать модераторские методики «Дебаты «за» и «против», «Составление карты мыследеятельности», «От сущего к должному», «Картонные носы» и др. Целесообразно активно использовать технологию организации коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела (КТД) возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально - ориентированная воспитательная технология. Однако в наше время технология КТД наполняется не только социально ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно ориентированное КТД».
Отличия личностно ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД.
Предлагаю три этапа организации личностно-ориентированного воспитательного процесса в студенческой группе.
ЭТАП I
Этот этап предполагает осознание
студентом себя как субъекта взаимодействия,
что имеет большое значение для
дальнейшего становления
Каждый этап предполагает использование
некоторых экспериментальных
В частности, на первом этапе проведение таких методик, как «Личное дело», «Зеркало группы», «Фамильная символика», «Живая статистика» и др., может способствовать раскрытию студентов, прежде всего, для самих себя, осознанию своей уникальности, значимости. Также методики направлены на снятие напряженности в группах, эмоциональную разрядку.
Действия куратора |
· Всестороннее изучение студентов группы · Организация тренингов общения, дискуссий, диалогов, направленных на преодоление ситуации «блуждания» студентов · Организация рефлексивных методик, направленных на развитие рефлексивных способностей студентов |
Действия студентов |
· Изучение своих личностных особенностей студентами · Участие в тренингах общения, дискуссиях, диалогах, рефлексивных методиках с целью «знакомства» с собой, осознания себя субъектом взаимодействия |
ЭТАП II
На этом этапе классный руководитель
становится организатором, координатором
и соучастником коллективной деятельности.
Наиболее важной его задачей является
нахождение оптимальных способов вести
студентов к постепенно возрастающей
самостоятельности. Обучая самостоятельности
и предоставляя ее, куратор помогает
студентам стать субъектами деятельности,
осознавать ее, управлять ею и, следовательно,
самостоятельно ее осуществлять. Это
возможно через включение студентов
в систему студенческого
Раскрытие субъектности Другого, развитие сплоченности, позитивного психологического климата в группе, способности к совместной творческой деятельности студентов На данном этапе применение модераторских методик «Интервью в парах», «Птичий двор», «Нарисуй картину», «Сундук с сокровищами» и др. может способствовать развитию эмпатических способностей, сензитивности (студенты настраиваются на проблемы, ситуации, внутренний мир и позиции других членов группы), а, следовательно, и сплоченности, позитивного психологического климата в группе. Использование технологии организации групповых форм общения, разработанной Н.Е. Щурковой, может осуществляться с целью выработки умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку.
Действия куратора |
· Включение студентов
в систему студенческого · Организация сотрудничества в диалоге «студент-студент» с ориентацией на развитие группы как коллективного субъекта взаимодействия · Организация тренингов общения, дискуссий, рефлексивных методик, направленных на развитие интереса к личности Другого |
Действия студентов |
· Приобщение к организации и управлению жизнедеятельности группы · Участие в коллективном поиске, обсуждении проблем, совместной творческой деятельности · Участие в тренингах
общения, дискуссиях, рефлексивных методиках,
стимулирующих студентов к |
ЭТАП III
Развить способность группы к сотворчеству
с классным руководителем на этапе
сотворчества - воспитание превращается
в процесс взаимодействия равноправных
и равноценных партнеров - куратора
и студенческой группы и ориентируется
на актуализацию их творческого самовыражения
и самореализации в процессе взаимодействия,
на развитие адекватной самооценки результативности
совместной деятельности как овладение
рефлексивной культурой. Вовлечение в
сотворчество приводит к интеграции
отношений, к сближению позиций
куратора и студентов. Взаимодействие
классного руководителя и студентов
направлено на развитие элементов внутренней
самоорганизации в процессе воспитания,
доверия и взаимной требовательности,
ответственности студентов за свою
деятельность, раскрепощении
Для решения этих задач можно использовать модераторские методики «Дебаты «за» и «против», «Составление карты мыследеятельности», «От сущего к должному», «Картонные носы» и др. Целесообразно активно использовать технологию организации коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела (КТД) возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально - ориентированная воспитательная технология. Однако в наше время технология КТД наполняется не только социально ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно ориентированное КТД».
Отличия личностно ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД.
6 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Субъектом профессиональной социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Широкий, многоаспектный диапазон его деятельности позволяет говорить об определенных базовых основаниях, профессиональной компетентности, личностных качествах, свойствах.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, социальный педагог, личность.
Keywords: the professional activity, the social teacher, personality.
Социально-педагогическая деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности как высшей ценности, на поддержание и укрепление ее нравственного, психического и физического здоровья, разностороннего развития. Непосредственными практическими задачами социально-педагогической работы являются улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования.
Компетентно осуществлять эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.
Практико-гуманистическая
направленность деятельности социального
педагога составляет определяющее базовое
основание социально-
Профессиональная деятельность предъявляет свои требования. Их содержание зависит от выполняемых педагогом функций. Для социального педагога, работающего с детьми, мы можем выделить три большие группы качеств: нравственные, профессиональные, организаторские.
Нравственные и
профессиональные качества ориентированы
в первую очередь на целевые функции
управления ученическим коллективом,
неоднородным по своему составу. Но они
важны и для осуществления
всех других функций, особенно социально-психологических:
организация и сплочение такого
ученического коллектива, активизация
и совершенствование его
В первую группу качеств
входит нравственная зрелость социального
педагога: убежденность, принципиальность,
ответственность и
Профессиональные
качества делятся на две подгруппы:
общеделовые и профессионально-
Сегодня быть компетентным
– это значит разбираться в
последних достижениях
Реализация социально-
В первую подгруппу входят те свойства личности педагога, которые необходимы для осуществления функций управления путем использования системы административных зависимостей, основанной на официально установленных правах и обязанностях, нормах и инструкциях.
К административным
качествам относятся