Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций
1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:
а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;
б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;
в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;
г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений по месту жительства, в семье и др.
На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в <дневном> или <ночном> режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов.
Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.
На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:
- внутренние (состояние экономики,
развитость гражданского
- внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).
В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.).Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).
К мезофакторам относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом, этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военных кадров. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.
Внутренними факторами являются расовые
признаки, менталитет, этнические и
социальные особенности и
Часть из факторов - управляемые (доступ
к ресурсам, этнические и социальные
ценности, воспитание, уровень этнической
и социальной организации, статус субкультуры
в общегосударственной
Главным объектом систем данного уровня является личность и первичные объединения людей. В силу этого система воспитания патриотизма военных кадров, с одной стороны, воздействуя на личность как объект воспитания, учитывает приоритетно ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать влияние на нее микро- и макросреды.
Личность формируется в
К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.
Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.
Часть личностных факторов относится к управляемым: профессиональный и социальный статус; состояние здоровья; мировоззрение; ценностные ориентации; интересы и потребности. Другие: генетическая наследственность; прошлый социальный опыт; этнокультурная традиция - к неуправляемым.
Человеческий фактор является совокупностью
сущностных сил, качеств, способностей,
физических и духовных возможностей
человека, реализующейся в их деятельности
преобразующей общество и его
системы. Человеческий фактор представляет
собой сложное структурное
Микросреда, как производственные, социокультурные, семейно-бытовые объединения людей, испытывает на сильное действие указанных человеческих факторов и, вместе с тем, детерминирована воздействием факторов мега- и макроуровней.
Вследствие этого факторы
Микрофакторы можно классифицировать по тем же основаниям, что макро- и мезофакторы. Часть из них являются внешними: социальная функция, социальный заказ общества на воспитание личности, ресурсы системы данного уровня, система отношений с социумом, конкретный ландшафт и другие. Другие - внутренними: социальная, этническая; культурная и профессиональная принадлежность объекта макросреды; его социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы, система воспитания и т.д.
Одни из факторов микроуровня являются объективными: социальная функция объекта; ресурсы микросистемы; конкретный ландшафт; характер поселенческой общины; этнический состав; профессиональная ориентация; социальная и культурная принадлежность и т.п. К субъективным факторам микроуровня можно отнести: систему отношений микросистемы с социумом; социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы; систему воспитания членов микросистемы; общественное мнение и настроения.
Совокупность факторов различного уровня оказывает воздействие на мезосистему патриотического воспитания офицеров. К воздействию факторов высших уровней и детерминирующих систем она адаптируется путем реорганизации или самоорганизации.
Неуправляемые факторы микросреды и личностного уровня система учитывает в процессе функционирования, минимизируя их возможные негативные последствия, управляемые факторы трансформируются в социально целесообразном направлении.
Учет каких факторов наиболее значим для поддержания эффективности системы воспитания военных кадров? По мнению автора, приоритетны факторы общегосударственного макроуровня, формирующего заказ системе на воспитание офицера и определяющего направленность воспитания. В силу особенностей функционирования общественного сознания для его восприятия такой заказ должен быть обозначен публично и поддержан государством. В соответствии с ним оптимизируются компоненты выполняющей такой заказ системы.
Каждый объект воспитания, одновременно являющийся активным субъектом процесса воспитания, как правило, этноидентифицирован и относит себя к определенной социальной группе. Это придает связанным с этим факторам особую значимость, поскольку человек <преломляет> конкретное воспитательное воздействие через призму этнических и социально-групповых интересов.
Исторический, социальный и педагогический опыт ХХ столетия стал для России великим и трагическим по своим последствиям экспериментом, доказавшим негативную роль неучета факторов, действующих в сфере воспитания.
Библиографический список
3 ^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание как управление процессом
формирования личности растущего человека имеет
особые психологические механизмы. Их
исследование и составляет важнейшую
задачу
психологии воспитания. Известно, что
общество на каждом конкретном историческом этапе
ставит перед воспитанием определенные
цели. Ориентиром для формирования
современного мировоззрения и подлинной
нравственности служат цели демократического общества,
указывающие образец, идеал воспитания
человека как личности. Именно в
соответствии с идеалом, нравственным
образцом, воплощающим требования общества
к личности, и осуществляется целенаправленная
организация процесса воспитания. В общей
форме это осуществляется в практической
деятельности людей, определяемой целями
общества. В деятельности формируются
образцы общества, его идеалы. Еще в
прошлом веке исследователи ввели термин
«первичные идеалы», обозначив им некоторые
базисные представления, усваиваемые
ребенком на начальных фазах социализации,
– такие как честность, справедливость,
сострадание, человеческое достоинство.
Эти нравственные начала, выросшие из
многовековой социальной практики челове
чества, представляют собой необходимую
основу, на которой только
и могут формироваться высшие формы морали
и нравственности.
Высокие нравственные идеалы общества
– яркое подтверждение того, что по мере
развития общества возрастают его нравственные
требования, усложняются идеалы. Отличительная
черта психического развития состоит
в том, что результат этого развития в
виде своеобразной «идеальной формы»,
определенного образца существует в окружающей
ребенка общественной среде еще до начала
его развития. Общественные образцы, идеалы
жизни, труда, поведения людей, представленные
в разных формах, не только направляют,
корригируют процесс развития детей, но
и являются его источником.
Однако одного лишь наличия общественно
ценного образца, идеала недостаточно
для организации процесса воспитания.
Необходимо конкретизировать общественно
заданные цели воспитания, исходящие из
требований общества и учитывающие особенности,
закономерности различных возрастных
этапов психического развития ребенка.
Результаты исследований показывают,
что усвоение существующих в обществе нравственных
образцов как важной побудительной силы
формирования нравственной сферы личности
растущего человека – это сложный процесс,
который происходит в
системе многоплановой деятельности детей
и проходит несколько ступеней.
Возрастает значение «внутренней позиции»,
«внутренней среды».