Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций
1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
организовывая правильно общение, чтобы у детей не появились негативные
эмоциональные состояния.
В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится
по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок
стремится привлечь к себе внимание. В общении возникает феномен «неви-
димого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство
положительно. Ребенок в процессе общения со сверстниками оценивает
себя и задумывается над тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или
самонадеян, сдержан или расторможен.
Особенности коммуникативных умений детей младшего и среднего
дошкольного возраста на основе анализа возрастной динамики личност-
ного взаимодействия и общения детей определяются.
Начиная с младшего дошкольного возраста, начинают формиро-
ваться информационно-коммуникативные
умения:
умение и желание
вступать в контакт с
умение быть добрым и дружелюбным по отношению к сверстникам;
умение сотрудничать и договариваться в совместной деятельности;
умение выражать
просьбу, приветствие,
ние, вежливое обращение.
В среднем дошкольном возрасте закрепляются информационно-
коммуникативные умения,
приобретенные в младшем
расте, и формируются новые, такие как:
умение соблюдать правила культуры общения в отношениях с то-
варищами, взрослым;
умение употреблять
и соотносить средства
бального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально
и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, пантомиму).
Именно в этом возрасте происходит формирование регуляционно-
коммуникативных умений:
умение оценивать
соответствие вербального
ному;
умение помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть чест-
ным, не уклоняться от ответов;
умение говорить о своих намерениях, давать советы и слушать со-
веты других.
Таким образом, содержание коммуникативных умений, представ-
ляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, ос-
нованные на теоретических знаниях и практической подготовленности
к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной
деятельности. По содержанию данные умения у младшего и среднего до-
школьного возраста объединяют в себе информационно-коммуникатив- ные, регуляционно-коммуникативные умения и умения ориентироваться
в условиях внешней ситуации общения, подбирать вербальные и невер-
бальные средства, оценивать результативность общения.
Уровень развития коммуникативных умений у детей младшего
и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) зависит от многих факторов,
и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только
в детском саду, но и дома, а также на улице. В дошкольном возрасте мир
ребёнка не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь не
только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере
взросления все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстни-
ками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается слож-
ный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают
друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро
переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что
делают другие дети в его возрасте, мы, взрослые, даем ему возможность
понять, как надо и как не следует себя вести в обществе людей.
Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на
формирование коммуникативных умений и личности ребенка, определяя
степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также
его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллектив-
ной жизни.
9 Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки.
До недавнего времени
государство гарантировало
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицировать трудную
жизненную ситуацию школьника и
его семьи можно по источнику
возникновения, по основаниям, по охвату
функций жизнедеятельности, по последствиям,
по способности семьи к
К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:
• понимание сути оказываемой поддержки;
• профессиональная готовность;
• формирующее начало;
• личностные качества;
Профилактические функции
в работе с учащимися, находящимися
в трудной жизненной ситуации,
осуществляет непосредственно классный
руководитель. Он помогает получить сведения
о ребенке, о положении дел
в семье, так как чаще общается
с учащимися, их родителями и лицами,
их заменяющими, с другими родственниками.
Классным руководителям необходимо
своевременно выявлять несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства,
с целью организации
Особое место занимает
работа социального педагога с семьями,
где ребенок находится в
- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
- психологическую (организация
работы с привлечением
- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).
Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.
В своей работе социальный
педагог постоянно сталкивается
с необходимостью совместить усилия
с психологом школы. На практике психологи
часто делают основной упор на проведение
диагностики, не осуществляя в полной
мере коррекционных и
Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.
Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комлексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.
II. Систематизация
и отбор наиболее эффективных
приемов и способов
Практическая часть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения:
1. Ребенок остался без попечения родителей.
2. Трудное материальное обеспечение в семье.
3. Родители не должным
образом занимаются
4. Родители испытывают трудность в воспитании детей.
Небольшие сведения о школе: МОУ «Харламовская СОШ» построена в 1964 году, количество учащихся – 306 человек(2006/2007 уч.год). В школе отсутствует должность педагога- психолога.
Каждый учебный год
социальный педагог, вместе с классными
руководителями выявляет учащихся, находящихся
в трудной жизненной ситуации
и нуждающихся в помощи педагогов
и представителей других структур.
Для этого составляется «Карта обследования
учащихся» и заполняется
На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при наличии противоречивых характеристик, пытаемся разобраться в существе этих противоречий, отражающих по- видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем предлагаем родителям ребенка заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенка составляется социальный паспорт семьи, в котором указывается : где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья нуждается.
Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п.,анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.
Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации: 1.Ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.
2.У ребенка имеются
проблемы в поведении на
3.Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия.
4.Ребенок постоянно
Социальный педагог вместе
с классными руководителями посещает
семьи и оформляется акт
Ситуация №1.
Семья Р. переехали из г. Омска – 9 детей,отец умер, 4 старших детей живут самостоятельно, в школе обучаются в настоящий момент трое, младший сын в семье Михаил(7 класс) часто опаздывает в школу, учится очень слабо, балуется на уроках, отвлекая одноклассников, курит. Беседа с мальчиком результатов не дала, мама, ссылаясь на постоянные проблемы в семье с детьми, часто отсутствует дома, школьные родительские собрания игнорирует, передавая записки в школу такого типа «Делайте с ним, что хотите!». Посещение семьи так же результатов не дало: мама отсутствовала. Предпринятые действия: 1. Проведена беседа и консультирование Михаила (об отношении к учебе, о вреде курения).
2. В классе проведен факультатив на тему «Скажем нет курению!»
3.В классе проведено
дискуссионное классное
Дополнительные формы работы с семьей Миши Р.:
- Проведена беседа со
старшим братом Андреем о
- Проведена работа по
организации внеклассной
- Проведена работа по
организации бесплатного
-Назначены индивидуальные
дополнительные занятия с
Результаты: 1. Проблема с опозданиями и нарушением поведения на уроках Михаилом практически преодолена. 2.Михаил не курит на территории школы 3. Михаил закончил четверть удовлетворительно.
Использованные приемы:
1.Доверительная беседа
2.Обсуждение на равных (предложение подумать, как курение скажется на здоровье )
Содержание дальнейшей работы: 1. В классе провести тренинг по профилактике курения.
Социально-педагогические технологии