Лекции по "Социальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, курс лекций

Описание работы

1 Педагогическая деятельность в системе социальной работы.
Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Работа содержит 1 файл

социальная педагогика.docx

— 539.25 Кб (Скачать)

организовывая правильно  общение, чтобы у детей не появились  негативные

эмоциональные состояния.

В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится

по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок

стремится привлечь к  себе внимание. В общении возникает  феномен «неви-

димого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство

положительно. Ребенок  в процессе общения со сверстниками оценивает 

себя и задумывается над тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или 

самонадеян, сдержан  или расторможен.

Особенности коммуникативных  умений детей младшего и среднего

дошкольного возраста на основе анализа возрастной динамики личност-

ного взаимодействия и общения детей определяются.

Начиная с младшего дошкольного  возраста, начинают формиро-

ваться информационно-коммуникативные умения: 

 умение и желание  вступать в контакт с окружающими;

 умение быть добрым  и дружелюбным по отношению  к сверстникам;

 умение сотрудничать  и договариваться в совместной  деятельности;

 умение выражать  просьбу, приветствие, поздравление, приглаше-

ние, вежливое обращение.

В среднем дошкольном возрасте закрепляются информационно-

коммуникативные умения, приобретенные в младшем дошкольном воз-

расте, и формируются новые, такие как:

 умение соблюдать  правила культуры общения в  отношениях с то-

варищами, взрослым;

 умение употреблять  и соотносить средства вербального  и невер-

бального общения (употреблять  слова и знаки вежливости; эмоционально

и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, пантомиму).

Именно в этом возрасте происходит формирование регуляционно-

коммуникативных умений:

 умение оценивать  соответствие вербального поведения  невербаль-

ному;

 умение помогать  нуждающимся в помощи, уступать, быть чест-

ным, не уклоняться от ответов;

 умение говорить  о своих намерениях, давать советы  и слушать со-

веты других.

Таким образом, содержание коммуникативных умений, представ-

ляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, ос-

нованные на теоретических знаниях и практической подготовленности

к общению, определяется с учетом функций и структуры  коммуникативной 

деятельности. По содержанию данные умения у младшего и среднего до-

школьного возраста объединяют в себе информационно-коммуникатив- ные, регуляционно-коммуникативные умения и умения ориентироваться

в условиях внешней ситуации общения, подбирать вербальные и  невер-

бальные средства, оценивать  результативность общения.

Уровень развития коммуникативных  умений у детей младшего

и среднего дошкольного  возраста (3-5 лет) зависит от многих факторов,

и, прежде всего от тех  условий, в которых ребенок находится  не только

в детском саду, но и  дома, а также на улице. В дошкольном возрасте мир 

ребёнка не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь не

только мама, папа или  бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере

взросления все важнее для него будут контакты и конфликты  со сверстни-

ками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается слож-

ный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.

Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают

друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро

переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Таким образом, можно  сказать, что, позволяя ребенку все, что 

делают другие дети в  его возрасте, мы, взрослые, даем ему  возможность 

понять, как надо и  как не следует себя вести в  обществе людей.

Все эти факторы в  совокупности оказывают большое  влияние на

формирование коммуникативных  умений и личности ребенка, определяя 

степень развития его  чувств, эмоций, представлений и  знаний, а также 

его умений применять  их в своей деятельности, его навыков  коллектив-

ной жизни.

 

 

9 Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки.

До недавнего времени  государство гарантировало пусть  и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для  каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно  увеличилось количество семей, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь  детей, воспитывающихся в этих семьях.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную  жизненную ситуацию школьника и  его семьи можно по источнику  возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению  трудных жизненных ситуаций. Классификация  позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно  подойти к работе с отдельным  ребенком.

К специалисту, осуществляющему  педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной  ситуации, предъявляются следующие  требования:

• понимание сути оказываемой  поддержки;

• профессиональная готовность;

• формирующее начало;

• личностные качества;

Профилактические функции  в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел  в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно  общаться с законными представителями  учащихся, строя свою работу на принципах  доверительного, не ущемляющего достоинства  общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной  жизненной ситуации, включающая в  себя три основные функции:

- образовательную (организация  и проведение консультаций для  родителей);

- психологическую (организация  работы с привлечением специалистов- психологов);

- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.

В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи  часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая  доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения  прав несовершеннолетних или возникшие  подозрения по поводу их нарушений. Без  этой информации социальный педагог  не может своевременно принять действенные  меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.

Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в  семье благоприятной атмосферы  принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической  безопасности и комфорта.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в  трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней  школе и должна осуществляться комлексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.

II. Систематизация  и отбор наиболее эффективных  приемов и способов педагогической  поддержки в социально- педагогической деятельности

 

Практическая часть работы начата с анализа обращений с  проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения:

1. Ребенок остался без  попечения родителей.

2. Трудное материальное  обеспечение в семье.

3. Родители не должным  образом занимаются воспитанием  детей.

4. Родители испытывают  трудность в воспитании детей.

Небольшие сведения о школе: МОУ «Харламовская СОШ» построена в 1964 году, количество учащихся – 306 человек(2006/2007 уч.год). В школе отсутствует должность педагога- психолога.

Каждый учебный год  социальный педагог, вместе с классными  руководителями выявляет учащихся, находящихся  в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи педагогов  и представителей других структур. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристика (Приложение №1, №2) на основе наблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения, окружающие.

На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями  его социального окружения, членами  его семьи, при наличии противоречивых характеристик, пытаемся разобраться  в существе этих противоречий, отражающих по- видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем предлагаем родителям ребенка заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенка составляется социальный паспорт семьи, в котором указывается : где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья нуждается.

Для дополнения информации о  ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п.,анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.

Если ребенок объективно находится в трудной жизненной  ситуации: 1.Ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.

2.У ребенка имеются  проблемы в поведении на уроках  или переменах.

3.Ребенок систематически  опаздывает на учебные занятия.

4.Ребенок постоянно пропускает  учебные занятия без уважительной  причины, имеются сообщения от  родственников о ситуации неблагополучия  в семье и т.д.

Социальный педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни  семьи и ребенка (Приложение №3). Если несколько лет назад классный руководитель посещал семью учащегося  самостоятельно, то сейчас это не рекомендуется  по той причине, что больше трети  жителей приезжие, многодетные, неблагополучные  семьи, которые нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных структур.

Ситуация №1.

Семья Р. переехали из г. Омска  – 9 детей,отец умер, 4 старших детей живут самостоятельно, в школе обучаются в настоящий момент трое, младший сын в семье Михаил(7 класс) часто опаздывает в школу, учится очень слабо, балуется на уроках, отвлекая одноклассников, курит. Беседа с мальчиком результатов не дала, мама, ссылаясь на постоянные проблемы в семье с детьми, часто отсутствует дома, школьные родительские собрания игнорирует, передавая записки в школу такого типа «Делайте с ним, что хотите!». Посещение семьи так же результатов не дало: мама отсутствовала. Предпринятые действия: 1. Проведена беседа и консультирование Михаила (об отношении к учебе, о вреде курения).

2. В классе проведен  факультатив на тему «Скажем нет курению!»

3.В классе проведено  дискуссионное классное собрание  на тему «Табак и верзилу  сведет в могилу»

Дополнительные формы  работы с семьей Миши Р.:

- Проведена беседа со  старшим братом Андреем о помощи  школе в работе с Михаилом.

- Проведена работа по  организации внеклассной занятости:  Михаил посещает технологический  кружок.

- Проведена работа по  организации бесплатного питания  Михаила в школьной столовой.

-Назначены индивидуальные  дополнительные занятия с Мишей  одноклассников.

Результаты: 1. Проблема с опозданиями и нарушением поведения на уроках Михаилом практически преодолена. 2.Михаил не курит на территории школы 3. Михаил закончил четверть удовлетворительно.

Использованные  приемы:

1.Доверительная беседа

2.Обсуждение на равных (предложение подумать, как курение  скажется на здоровье )

Содержание дальнейшей работы: 1. В классе провести тренинг по профилактике курения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 С оциально-педагогические технологии

Социально-педагогические технологии

Информация о работе Лекции по "Социальной педагогике"