Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Как отмечают философы, в  современной цивилизации происходят трансформации, ведущие к созданию постэкономического общества (В.Л. Иноземцев), важнейшим отличием которого от существующего станут место и роль в нем активной личности. В таком обществе от человека будут требоваться не только исполнительность, компетентность, ответственность, но и способность организовать свою деятельность в различных условиях и масштабах времени, умения согласовать свои возможности, способности, ожидания со встречными условиями и требованиями профессиональной деятельности. А это предполагает разрешение противоречий, самопознание, самоопределение. Иными словами, необходимо развитие личности как полноправного субъекта деятельности.

Если цель общества –  прогресс, то образование должно путем  развития личности обеспечить саморазвитие общества. Тогда в рамках реализации образованием общественной функции  к основным его задачам необходимо отнести не только формирование инициативных, ответственных, компетентных, самостоятельных, стремящихся к самообразованию членов общества, но и развитие личностных, субъектных функций человека.

 

4. В гуманистической функции образования отражается его значимость для каждой личности. Эффективность реализации данной функции образования проявляется в том, насколько успешно оно обеспечивает основу для удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей. Что же человек может найти для себя в образовании? Какое образование приобретет личностную значимость для всех людей? Не такие уж простые вопросы, поскольку они уходят корнями в представления о природе человека, его роли и месте во Вселенной, и могут решаться только в контексте понимания целей, ценностей человека и даже предназначения и смысла жизни.

Следует отметить, что  в рамках некоторых парадигм, проблема определения смысла гуманистической функции образования решается достаточно легко и однозначно или вообще не ставится. Так, например, в условиях авторитаризма, когда образование призвано «подавить» природу человека и «вылепить» из него то, что нужно правящим классам, гуманистическая функция лишается какого-либо смысла. Если человек понимается, в первую очередь, как «общественное животное», наделенное биологическими и социальными потребностями, то суть гуманистической функции в том, что образование, развивая способности и умения, позволяет человеку зарабатывать себе на жизнь, «вписаться» в жизнь общества, реализовать свои потребности, редуцированные до биологических и элементарных социальных.

В настоящее время, когда  в образовании делается попытка  поворота к человеку, и в педагогику на новом витке ее развития возвращаются гуманистические ценности, можно с полным правом утверждать приоритет гуманистической функции образования. Однако для того, чтобы раскрыть ее содержание, необходимо определиться, в рамках какой парадигмы образования мы находимся, а значит обратиться к представлениям о человеке, лежащим в ее основе.

В отечественной гуманистической  педагогике накоплен определенный научный материал по данной проблематике. Распространенной является точка зрения, согласно которой, образование, развивая духовные силы, способности и умения, создавая условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, обеспечивает возможности для личностного и профессионального роста, способствует овладению средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, саморазвития творческой индивидуальности. Другое аналогичное, но не тождественное предыдущему мнение: «гуманитарная функция образования состоит в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству. Она также состоит и в смягчении социальной напряженности, в восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной нравственности, гражданского мира» (Е.В. Бондаревская).

По нашему мнению, образование  будет реализовывать гуманистическую функцию, если в центр поставит здоровье человека, поскольку именно оно составляет одно из необходимых условий реализации любых жизненных планов и целей и само по себе предполагает состояние благополучия, причем «здесь и сейчас», а не когда-либо в будущем. Такое решение подчеркивает самоценность ребенка и каждого момента его жизни, рассматриваемого не в контексте подготовки к приносящей пользу обществу жизни, а с позиции признания права человека на самостоятельное творение своего жизненного пути.

Современные научные  представления о здоровье выходят далеко за рамки жесткой оппозиционной схемы «здоровье – болезнь». Наукой признано, что здоровье – многоаспектный феномен, допускающий поливариантность интерпретаций. Если здоровье – это состояние благополучия, то чтобы его описать, необходимо определиться, что есть благо для человека.

Рассматривая здоровье человека, необходимо обратиться ко всем «мирам» в которых он существует: биологическому, психическому, социальному, духовному. Поэтому структура здоровья может быть представлена в виде четырех взаимосвязанных компонентов: физического, психического, личностно-психологического и духовно-нравственного (см. табл.). В силу целостности самого человека, такое разделение, очевидно, носит абстрактно-теоретический характер, однако оно позволяет охватить все грани комплексного феномена.

Согласно нашим представлениям, здоровье – системное четырехуровневое образование, отражающее как свойство, состояние, так и вектор развития человека. Суть здоровья каждого уровня – целостность выделенного «измерения» (организм, индивид, личность, человек).

Физическое и психическое  здоровье характеризуют человека с точки зрения соответствия его организма и психики основным общим особенностям человека как биологического вида. Первый уровень физического здоровья характеризуется устойчивостью гомеостаза организма, адаптивностью к природным условиям. Второй – психический – адекватностью восприятия реальности и характера реакций внешним воздействиям.

Таблица.

Компоненты здоровья человека

Компоненты 
здоровья

Сфера  
наибольшей  
проявленности

Ракурс  
научного анализа

Критерий 
оценки

Физический

Биосфера  
(организм)

Медико-биологический

Устойчивость гомеостаза, адаптивность к природным условиям

Психический

Биосфера,  
психосфера (индивид)

Медико-психологический

Адекватность психического отражения и реакций внешним воздействиям

Личностно-психологический

Психосфера, социосфера (личность)

Психологический

Целостность личности, наличие жизненных ценностей и их осуществление

Духовно-нравственный

Ноосфера  
(человек,  
сущность)

Философский, психологический

Соответствие развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям


 

Суть следующего –  личностно-психологического уровня здоровья – внутренняя гармония, целостность личности, которая обеспечивается наличием системы жизненных ценностей и их осуществлением, то есть соответствием внешних проявлений личности этой системе. В качестве начального условия это предполагает социально-психологической адаптацию, определяющуюся усвоением норм и правил социального поведения, степенью самообладания, уверенности в себе и поддержке окружающих, сформированностью конструктивных способов преодоления трудностей. Необходимо отметить, что психическое здоровье имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

И четвертый – духовно-нравственный уровень здоровья характеризует человека, во-первых, как часть космоса (Бога) через понятия сущности, Высшего Я, индивидуальности, во-вторых, как часть системы «человечество» через понятие нравственности. Суть духовно-нравственного здоровья – в соответствии индивидуальной траектории развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям. Иными словами, оно предполагает процесс совершенствования, восхождения к самому себе, Высшему «Я» и соединение с всеобщим, воплощающимся в нравственных ценностях.

В соответствии с системными представлениями, каждый последующий, более высокий уровень «надстраиваясь» над предыдущим, не включает его в себя, не «снимает» своим формированием необходимость нижележащего, но использует его в качестве основы своего функционирования, обогащает (или снижает) его потенциал, «ориентирует» формирование здоровья нижележащих уровней, служит вместе с ними основой следующего, вышележащего. Так, психическое здоровье человека зависит от здоровья личностно-психологического (известно, что свойства личности, например акцентуации характера, могут привести к психическим патологиям), но, с другой стороны, выступает одним из условий его формирования (адекватность психического отражения – один из факторов нормального развития личности), а также укрепления (снижения) физического здоровья (поскольку психические процессы взаимосвязаны с физиологическими). Такого же рода взаимосвязи обнаруживаются при рассмотрении здоровья личностно-психологического и духовно-нравственного: целостность личности является одним из условий раскрытия собственного потенциала, и в то же время духовные проявления человека, содержание его ценностей, его идеалы и стремления влияют на процесс внутриличностной интеграции.

Таким образом, с этих позиций, реализация гуманистической функции образования требует ориентации образования на здоровье человека, что в свою очередь, предполагает:

– создание в образовательном учреждении (а лучше, во всем социуме) санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических условий соответствующих естественной основе человека – экологически чистой, гуманной, нравственной среды;

– помощь в осознании учащимися собственного здоровья как ценности, в освоении ими способов его поддержания и формирования;

– способствование удовлетворению субъектами образовательного процесса социальных и духовных потребностей, их самоопределению и самореализации.

 

5. Цель есть предвосхищаемый результат какой-либо деятельности. Традиционно понимаемая цель образования – это идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на формирование которого и направлено образование. В разные времена такому «образу» соответствовал доблестный воин, добродетельный христианин, дисциплинированный исполнитель, энергичный предприниматель. Очевидно, что и цель образования и способы ее достижения, находящие отражение в принципах и методах педагогического процесса, основываются на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире. Находясь в рамках гуманистической образовательной парадигмы, имеем ли мы право «подгонять» каждого человека под конкретный образ? А если, нет, то какие существуют альтернативные подходы?

В бывшем СССР как цель государственной политики в области образования и воспитания было определено формирование всесторонне и гармонически развитого человека. Однако здесь возникает ряд вопросов. Необходимо ли всех развивать всесторонне, то есть одинаково широко и неглубоко? Возможно ли это? Может быть, более разумно способствовать развитию личности с учетом ее способностей и возможностей?

Что означает формирование? С одной стороны, оно ассоциируется с воздействием, заданием результата извне, принуждением, насилием над личностью. С другой стороны, формирование можно понимать как придание проявлениям личности культуросообразной формы, учитывающей культурные и социальные «образы» и индивидуальные особенности конкретного человека, а также рассматривать не только как внешнюю деятельность по формированию личности, но как единство внешней, управляющей, создающей условия деятельности педагога и внутренней активности самого ребенка. Так, в концепции 12-летней школы главная цель общего образования определена следующим образом: «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)».

Однако многие педагоги призывают отказаться от использования термина «формирование». В настоящее время цель образования чаще всего формулируется с использованием таких терминов, как целенаправленное управление (процессом развития личности), создание условий (для развития личности, для ускорения процессов социализации с целью развития личности), организация (развивающей среды, педагогических воспитательных ситуаций), помощь (в саморазвитии, в самореализации, в самостроительстве). Согласно Е.А. Климову, цель образования «не в "ломке" человека и не в "дожимании" его до придуманного кем-то образца (хотя бы и от имени науки или общества), а в активизации процессов его самоопределения, самовоспитания на путях, ценных в социальном отношении».

Итак, в большинстве современных формулировок цели образования, прослеживается несколько существенных моментов. Во-первых, авторы не задают конкретный идеал, «образ» человека, а концентрируют внимание на процессе. Во-вторых, сам процесс описывается «ненасильственными» терминами и предполагает активность самого воспитанника. В-третьих, ключевым понятием является развитие личности.

Можно сказать, что провозглашаемая  в современных теориях цель образования  – развитие личности. Какие качества и свойства личности необходимо развивать и какой опыт ей необходимо освоить конкретизируется в целях и содержании воспитания и обучения, а каким образом это делать – в принципах организации педагогического процесса, формах и методах воспитания и обучения. Следует еще раз отметить, что и цель образования и способы ее достижения, находящие отражение в принципах и методах педагогического процесса, основываются на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"