Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Как отмечают философы, в
современной цивилизации происх
Если цель общества – прогресс, то образование должно путем развития личности обеспечить саморазвитие общества. Тогда в рамках реализации образованием общественной функции к основным его задачам необходимо отнести не только формирование инициативных, ответственных, компетентных, самостоятельных, стремящихся к самообразованию членов общества, но и развитие личностных, субъектных функций человека.
4. В гуманистической функции образования отражается его значимость для каждой личности. Эффективность реализации данной функции образования проявляется в том, насколько успешно оно обеспечивает основу для удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей. Что же человек может найти для себя в образовании? Какое образование приобретет личностную значимость для всех людей? Не такие уж простые вопросы, поскольку они уходят корнями в представления о природе человека, его роли и месте во Вселенной, и могут решаться только в контексте понимания целей, ценностей человека и даже предназначения и смысла жизни.
Следует отметить, что в рамках некоторых парадигм, проблема определения смысла гуманистической функции образования решается достаточно легко и однозначно или вообще не ставится. Так, например, в условиях авторитаризма, когда образование призвано «подавить» природу человека и «вылепить» из него то, что нужно правящим классам, гуманистическая функция лишается какого-либо смысла. Если человек понимается, в первую очередь, как «общественное животное», наделенное биологическими и социальными потребностями, то суть гуманистической функции в том, что образование, развивая способности и умения, позволяет человеку зарабатывать себе на жизнь, «вписаться» в жизнь общества, реализовать свои потребности, редуцированные до биологических и элементарных социальных.
В настоящее время, когда в образовании делается попытка поворота к человеку, и в педагогику на новом витке ее развития возвращаются гуманистические ценности, можно с полным правом утверждать приоритет гуманистической функции образования. Однако для того, чтобы раскрыть ее содержание, необходимо определиться, в рамках какой парадигмы образования мы находимся, а значит обратиться к представлениям о человеке, лежащим в ее основе.
В отечественной гуманистической педагогике накоплен определенный научный материал по данной проблематике. Распространенной является точка зрения, согласно которой, образование, развивая духовные силы, способности и умения, создавая условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, обеспечивает возможности для личностного и профессионального роста, способствует овладению средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, саморазвития творческой индивидуальности. Другое аналогичное, но не тождественное предыдущему мнение: «гуманитарная функция образования состоит в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству. Она также состоит и в смягчении социальной напряженности, в восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной нравственности, гражданского мира» (Е.В. Бондаревская).
По нашему мнению, образование
будет реализовывать гуманистич
Современные научные представления о здоровье выходят далеко за рамки жесткой оппозиционной схемы «здоровье – болезнь». Наукой признано, что здоровье – многоаспектный феномен, допускающий поливариантность интерпретаций. Если здоровье – это состояние благополучия, то чтобы его описать, необходимо определиться, что есть благо для человека.
Рассматривая здоровье человека, необходимо обратиться ко всем «мирам» в которых он существует: биологическому, психическому, социальному, духовному. Поэтому структура здоровья может быть представлена в виде четырех взаимосвязанных компонентов: физического, психического, личностно-психологического и духовно-нравственного (см. табл.). В силу целостности самого человека, такое разделение, очевидно, носит абстрактно-теоретический характер, однако оно позволяет охватить все грани комплексного феномена.
Согласно нашим представлениям, здоровье – системное четырехуровневое образование, отражающее как свойство, состояние, так и вектор развития человека. Суть здоровья каждого уровня – целостность выделенного «измерения» (организм, индивид, личность, человек).
Физическое и психическое здоровье характеризуют человека с точки зрения соответствия его организма и психики основным общим особенностям человека как биологического вида. Первый уровень физического здоровья характеризуется устойчивостью гомеостаза организма, адаптивностью к природным условиям. Второй – психический – адекватностью восприятия реальности и характера реакций внешним воздействиям.
Таблица.
Компоненты здоровья человека
Компоненты |
Сфера |
Ракурс |
Критерий |
Физический |
Биосфера |
Медико-биологический |
Устойчивость гомеостаза, адаптивность к природным условиям |
Психический |
Биосфера, |
Медико-психологический |
Адекватность психического отражения и реакций внешним воздействиям |
Личностно-психологический |
Психосфера, социосфера (личность) |
Психологический |
Целостность личности, наличие жизненных ценностей и их осуществление |
Духовно-нравственный |
Ноосфера |
Философский, психологический |
Соответствие развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям |
Суть следующего – личностно-психологического уровня здоровья – внутренняя гармония, целостность личности, которая обеспечивается наличием системы жизненных ценностей и их осуществлением, то есть соответствием внешних проявлений личности этой системе. В качестве начального условия это предполагает социально-психологической адаптацию, определяющуюся усвоением норм и правил социального поведения, степенью самообладания, уверенности в себе и поддержке окружающих, сформированностью конструктивных способов преодоления трудностей. Необходимо отметить, что психическое здоровье имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.
И четвертый – духовно-
В соответствии с системными представлениями, каждый последующий, более высокий уровень «надстраиваясь» над предыдущим, не включает его в себя, не «снимает» своим формированием необходимость нижележащего, но использует его в качестве основы своего функционирования, обогащает (или снижает) его потенциал, «ориентирует» формирование здоровья нижележащих уровней, служит вместе с ними основой следующего, вышележащего. Так, психическое здоровье человека зависит от здоровья личностно-психологического (известно, что свойства личности, например акцентуации характера, могут привести к психическим патологиям), но, с другой стороны, выступает одним из условий его формирования (адекватность психического отражения – один из факторов нормального развития личности), а также укрепления (снижения) физического здоровья (поскольку психические процессы взаимосвязаны с физиологическими). Такого же рода взаимосвязи обнаруживаются при рассмотрении здоровья личностно-психологического и духовно-нравственного: целостность личности является одним из условий раскрытия собственного потенциала, и в то же время духовные проявления человека, содержание его ценностей, его идеалы и стремления влияют на процесс внутриличностной интеграции.
Таким образом, с этих позиций, реализация гуманистической функции образования требует ориентации образования на здоровье человека, что в свою очередь, предполагает:
– создание в образовательном учреждении (а лучше, во всем социуме) санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических условий соответствующих естественной основе человека – экологически чистой, гуманной, нравственной среды;
– помощь в осознании учащимися собственного здоровья как ценности, в освоении ими способов его поддержания и формирования;
– способствование удовлетворению субъектами образовательного процесса социальных и духовных потребностей, их самоопределению и самореализации.
5. Цель есть предвосхищаемый результат какой-либо деятельности. Традиционно понимаемая цель образования – это идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на формирование которого и направлено образование. В разные времена такому «образу» соответствовал доблестный воин, добродетельный христианин, дисциплинированный исполнитель, энергичный предприниматель. Очевидно, что и цель образования и способы ее достижения, находящие отражение в принципах и методах педагогического процесса, основываются на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире. Находясь в рамках гуманистической образовательной парадигмы, имеем ли мы право «подгонять» каждого человека под конкретный образ? А если, нет, то какие существуют альтернативные подходы?
В бывшем СССР как цель государственной политики в области образования и воспитания было определено формирование всесторонне и гармонически развитого человека. Однако здесь возникает ряд вопросов. Необходимо ли всех развивать всесторонне, то есть одинаково широко и неглубоко? Возможно ли это? Может быть, более разумно способствовать развитию личности с учетом ее способностей и возможностей?
Что означает формирование? С одной стороны, оно ассоциируется с воздействием, заданием результата извне, принуждением, насилием над личностью. С другой стороны, формирование можно понимать как придание проявлениям личности культуросообразной формы, учитывающей культурные и социальные «образы» и индивидуальные особенности конкретного человека, а также рассматривать не только как внешнюю деятельность по формированию личности, но как единство внешней, управляющей, создающей условия деятельности педагога и внутренней активности самого ребенка. Так, в концепции 12-летней школы главная цель общего образования определена следующим образом: «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)».
Однако многие педагоги призывают отказаться от использования термина «формирование». В настоящее время цель образования чаще всего формулируется с использованием таких терминов, как целенаправленное управление (процессом развития личности), создание условий (для развития личности, для ускорения процессов социализации с целью развития личности), организация (развивающей среды, педагогических воспитательных ситуаций), помощь (в саморазвитии, в самореализации, в самостроительстве). Согласно Е.А. Климову, цель образования «не в "ломке" человека и не в "дожимании" его до придуманного кем-то образца (хотя бы и от имени науки или общества), а в активизации процессов его самоопределения, самовоспитания на путях, ценных в социальном отношении».
Итак, в большинстве современных формулировок цели образования, прослеживается несколько существенных моментов. Во-первых, авторы не задают конкретный идеал, «образ» человека, а концентрируют внимание на процессе. Во-вторых, сам процесс описывается «ненасильственными» терминами и предполагает активность самого воспитанника. В-третьих, ключевым понятием является развитие личности.
Можно сказать, что провозглашаемая в современных теориях цель образования – развитие личности. Какие качества и свойства личности необходимо развивать и какой опыт ей необходимо освоить конкретизируется в целях и содержании воспитания и обучения, а каким образом это делать – в принципах организации педагогического процесса, формах и методах воспитания и обучения. Следует еще раз отметить, что и цель образования и способы ее достижения, находящие отражение в принципах и методах педагогического процесса, основываются на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире.