Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

5. Охарактеризуйте процесс становления педагогической науки.

6. Какие подходы к трактовке термина «образование» существуют в педагогике?

7. Выделите общее и особенное в понятиях обучение и воспитание.

8. Каковы могут быть аргументы в пользу того, что педагогика как практика сродни искусству?

9. Назовите известные Вам отрасли педагогики. Для чего необходима дифференциация научных отраслей?

10. С какими науками взаимосвязана педагогика? Что их объединяет с педагогикой?

 

Тестовые вопросы для самоконтроля

1. Педагогическая практика

а) обладает чертами искусства;

б) первична по отношению  к педагогической науке;

в) является критерием  истинности педагогических теорий.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

2. Возникновение педагогики как отдельной науки связывают с

а) зарождением педагогических идей и суждений;

б) появлением первых философско–педагогических  произведений;

в) выделением ученых, посвящавших  свои работы педагогической тематике;

г) появлением педагогических теорий, основанных на практике и эксперименте;

д) возникновением опытно-экспериментальных  школ и первых университетов.

 

3. Исследование на  тему: «Допрофессиональная подготовка  молодежи в Дании» относится к следующей отрасли педагогики:

а) общая педагогика;

б) дефектология;

в) сравнительная педагогика;

г) частные дидактики;

д) история педагогики.

 

4. Педагогика как наука характеризуется

а) своим объектом, предметом  и методами;

б) единой непротиворечивой терминологией;

в) преобладанием знания теоретического типа.

г) Верны ответы а) и  в).

д) Все ответы верны.

 

5. Развитие образовательной практики началось с

а) возникновением общества;

б) выделением людей, занимающихся воспитанием и обучением;

в) появлением классно-урочной системы обучения;

г) выделением семьи как  социальной общности;

д) появлением спартанской  и афинской систем воспитания.

 

6. Исследование на тему: «Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования» относится к следующей отрасли педагогики:

а) общая педагогика;

б) дефектология;

в) сравнительная педагогика;

г) частные дидактики;

д) история педагогики.

 

7. Педагогика как наука  характеризуется

а) отличными от других наук методами исследования;

б) единой непротиворечивой терминологией;

в) преобладанием знания духовно-практического  типа.

г) Верны ответы а) и в).

д) Все ответы верны.

 

8. Движущими силами развития  образовательной практики являлись

а) необходимость передавать жизненный  опыт;

б) усложнение социальной жизни;

в) увеличение объемов знаний, накопленных обществом;

г) Все ответы верны;

д) Нет верного ответа.

 

9. Исследование на тему: «Идеи  народности образования в работах  К.Д. Ушинского» относится к  следующей отрасли педагогики:

а) общая педагогика;

б) дефектология;

в) сравнительная педагогика;

г) частные дидактики;

д) история педагогики.

 

10. Философское знание при построении педагогических теорий помогает определить:

а) цели образования;

б) содержание образования;

в) методы и формы образования;

г) методы контроля обучения.

 

11. Психологическое знание при построении педагогических теорий помогает обосновать:

а) структуру педагогических теорий;

б) ход исследовательской  деятельности;

в) принципы и методы обучения и воспитания;

г) способы построения теории личности.

 

 

2 МОДУЛЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (4 ЧАСА)

Лекция 5. Антропология и психология как базис педагогики

План:

1. Социализация и образование.

2. Представления о человеке как основа теорий его образования.

3. Образовательные парадигмы.

4. Развитие личности как педагогическая проблема.

5. Особенности обучения, воспитания и развития ребенка на разных ступенях образования

 

1. Социализация – это сложный процесс освоения личностью социальной реальности, активное вхождение человека в систему социальных связей. Процесс усвоения социального опыта реализуется в трех основных сферах: в деятельности, в общении, в самосознании. В каждой из этих сфер социализация характеризуется специфическими особенностями.

В процессе социализации можно выделить три основных механизма:

Во-первых, акцент в анализе  социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения социального опыта (интернализации) и соответственно акцент будет поставлен на механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного.

В-третьих, внимание может  быть уделено результатам социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Образование –  это целенаправленная часть социализации. В этом процессе, происходящем при условии существования человека в обществе, образование выполняет две функции: ускоряет и направляет социализацию по определенным путям.

Осуществляя образование человека, необходимо понимать, что то, куда мы его ведем, определяется нашими представлениями о сущности человека и образом «должного».

 

2. Взаимосвязь философии человека и реального педагогического процесса можно представить в виде последовательности ступеней:

 

философские представления  о человеке

психологическая теория  
личности и ее развития

философия образования  
(понимание его сущности)

педагогическая теория

педагогическая практика


Что есть человек? Вечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Должен ли педагог задумываться над этим вопросом? Обратимся к классикам. «За каждой теорией всегда в конечном счете стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией – какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или менее специализированное преломление», – писал С.Л. Рубинштейн. «...Всякая педагогическая система – даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, – есть приложение к жизни философских воззрений ее автора», – считал С.И. Гессен.

В качестве примера приведем четыре «образа человека», служивших, согласно А.Г. Асмолову, базисом психологических теорий личности и основанием для понимания образования человека (см. таблицу).

«Образ

человека»

Психологические школы и

направления

Понимание личности

Образование

человека

«Ощущающий

человек»

Когнитивная психология

Личность – сумма  знаний, умений, навыков, устройство по переработке информации; ее действия – продукт прошлого опыта

Передача информации, словесное воспитание

«Человек-потребитель»

Психоанализ

Личность – система  инстинктов и потребностей; развитие личности определяется динамикой удовлетворения различных потребностей

Адаптация биологической природы человека к жизни в обществе

«Запрограммированный человек»

Бихевиоризм

Личность – система  реакций; развитие человека – обогащение рефлекторных программ поведения

Удачный подбор стимулов и подкреплений

«Человек-деятель»

Культурно-историческая психология; системно-деятельностный подход

Личность – порождаемый жизнью в обществе субъект ответственного выбора, стремящийся к достижению целей

Поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения


 

Вспомните другие теории личности (например, психоаналитические и гуманистические). Какие стороны человека попадали в них в сферу повышенного внимания? Каким должно быть образование человека с таких позиций?

Если проанализировать многообразные подходы к пониманию человека и условно разместить их в некотором пространстве, отражающем взгляды на его сущность, то каждый из них будет «тяготеть» к одному из «полюсов». На первом полюсе человек понимается как объект конечный, существующий в ограниченном интервале пространства и времени. Его биологические и социальные особенности определяются взаимодействием генотипа и среды, иными словами, индивидуальные различия обусловлены различиями в хромосомном наборе и условиями социализации. Во внутреннем опыте человека нет ничего, чего не было бы во вне (бытие определяет сознание). Развитие человека определяется биологической природой, формирующими воздействиями и накоплением опыта. В одних теориях природа человека представляется как асоциальная и деструктивная, чем и объясняется необходимость сдерживающих, «окультуривающих» внешних педагогических влияний, в других – как чистая доска, нейтральная основа социального формирования человеческой сущности.

На другом полюсе человек  понимается как единство вещественной, энергетической и информационной подструктур и в информационно-энергетической части рассматривается как бесконечность, как величина, равновеликая Вселенной, как самоценность. Природа человека здесь безусловно позитивна. Сущность человека не биологического или социального, но духовного происхождения. Именно она определяет его индивидуальность и уникальность и не сводится к его организму или личности как социальной, внешней «оболочке». Личность здесь может быть интерпретирована как проекция сущности человека на социокультурную сферу. Развитие человека не исключает развития организма и психики, но основным его показателем признается производство субъектом «смысловых образований», основное из которых – смысл жизни – может рассматриваться как связующее звено между личностью и сущностью человека. Проявится, раскроется ли эта сущность, найдет ли человек себя в данном пространственно-временном интервале, зависит от социально-культурной среды, от того, как будет организовано его образование. Именно такие представления о человеке лежат в основе гуманистической образовательной парадигмы.

 

3. Образовательная парадигма – это совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику (тактические педагогические задачи, стиль взаимодействия участников и пр.). Образовательная парадигма, с одной стороны, есть часть научной парадигмы, с другой – отражение личной философии педагога, творящего образовательный процесс.

Разведем понятия научной  и образовательной парадигмы. Известно, что традиционно понятие парадигмы используется для обозначения некоторой единой «матрицы», сквозь которую большинство ученых смотрят на исследуемую реальность в определенный исторический период. Парадигма является основанием выбора научных проблем, моделью, образцом решения исследовательских задач. В гуманитарных науках парадигма определяется видением мира в человеке и человека в мире, признанием наличия в нем тех или иных сторон, подходами, способами его изучения (методами научного исследования).

Образовательная парадигма  также исходит из определенного  понимания сущности человека, но, в  отличие от научной, концентрирует внимание не на способах познания, а на понимании того, что есть подлинное образование. Поэтому и проявляется она не столько в процессе познания реальности, сколько в теориях образования и в решении его практических задач. В рамках одной научной парадигмы, определяемой типом рациональности (В.С. Степин), может существовать целый ряд образовательных парадигм, различающихся взглядами на природу образовательных ценностей, целей и процессов, содержание и технологии обучения и воспитания.

Рассмотрим особенности  гуманистической парадигмы как некоторой модели образовательной реальности на фоне двух других образовательных парадигм, существовавших в основных своих чертах в педагогической практике.

В авторитарной парадигме ученик рассматривается как объект, которому необходимо передать знания и умения, сформировать дисциплину и исполнительность для выполнения определенных функций в обществе. Такие установки частично регулировали, например, практику советской школы и выступали как проекция административно-командной системы на образование как одну из сфер социальной жизни. Идея о том, что воспитанный – это человек, умеющий правильно себя вести в обществе, достаточно прочно закрепилась в общественном сознании.

Авторитарное  образование утверждает идею подчинения воспитанника воле педагога, а как реальный процесс – осуществляет такую систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя. Ребенок при этом понимается как объект воздействия, а общение с ним носит формальный, ролевой характер (я – учитель, ты – ученик), игнорируются не только индивидуальные особенности, интересы, но и актуальное состояние ученика. Педагог ориентируется, в первую очередь, на поддержание строгой дисциплины, послушание, беспрекословное подчинение учеников установленным требованиям и правилам. Взаимодействие учителя с учениками подчинено задаче передачи-усвоения знаний, умений и навыков, причем предложенные учителем понятия, подходы, интерпретации рассматриваются как единственно верные. Это обусловливает и предмет, а также формы и методы его контроля – контролируются знания и умения, отметка не обосновывается учителем и не обсуждается с детьми.

Можно выделить два слоя причин проявления авторитаризма в образовании. Первый слой связан с принципами и организацией общественной жизни и государственной идеологией, второй – с ценностными ориентациями и личностными качествами педагогов. Так, в бывшем СССР критике подвергались сами принципы гуманизма, его автономность, фундаментальность, универсальность, а также идея свободы, которой противопоставлялась идея ответственности. Нравственным считалось то, что служит целям руководящей партии или классам. Эти идеи находили отражение в педагогических теориях. Общественное устройство и общественные отношения проецировались на систему образования, начиная от взаимодействия руководителей образовательных учреждений с органами управления образованием и заканчивая отношениями в системе «учитель–ученик». Такая система формировала соответствующих ее требованиям людей, в том числе и будущих педагогов. Так, в ряде исследований показано, что основной причиной выбора педагогической профессии студентами педагогических вузов являлся доминирующий мотив власти. Однако авторитарность массовой педагогической практики в советский период не исключала возрождения и развития гуманистических педагогических идей и их, хоть и сопряженную с трудностями, но достаточно успешную, реализацию в школах. Так называемая новаторская педагогика связана с именами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и других педагогов.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"