Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
5. Охарактеризуйте процесс становления педагогической науки.
6. Какие подходы к трактовке термина «образование» существуют в педагогике?
7. Выделите общее и особенное в понятиях обучение и воспитание.
8. Каковы могут быть аргументы в пользу того, что педагогика как практика сродни искусству?
9. Назовите известные Вам отрасли педагогики. Для чего необходима дифференциация научных отраслей?
10. С какими науками взаимосвязана педагогика? Что их объединяет с педагогикой?
Тестовые вопросы для самоконтроля
1. Педагогическая практика
а) обладает чертами искусства;
б) первична по отношению к педагогической науке;
в) является критерием истинности педагогических теорий.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
2. Возникновение педагогики как отдельной науки связывают с
а) зарождением педагогических идей и суждений;
б) появлением первых философско–педагогических произведений;
в) выделением ученых, посвящавших свои работы педагогической тематике;
г) появлением педагогических теорий, основанных на практике и эксперименте;
д) возникновением опытно-экспериментальных школ и первых университетов.
3. Исследование на
тему: «Допрофессиональная
а) общая педагогика;
б) дефектология;
в) сравнительная педагогика;
г) частные дидактики;
д) история педагогики.
4. Педагогика как наука характеризуется
а) своим объектом, предметом и методами;
б) единой непротиворечивой терминологией;
в) преобладанием знания теоретического типа.
г) Верны ответы а) и в).
д) Все ответы верны.
5. Развитие образовательной практики началось с
а) возникновением общества;
б) выделением людей, занимающихся воспитанием и обучением;
в) появлением классно-урочной системы обучения;
г) выделением семьи как социальной общности;
д) появлением спартанской и афинской систем воспитания.
6. Исследование на тему: «Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования» относится к следующей отрасли педагогики:
а) общая педагогика;
б) дефектология;
в) сравнительная педагогика;
г) частные дидактики;
д) история педагогики.
7. Педагогика как наука характеризуется
а) отличными от других наук методами исследования;
б) единой непротиворечивой терминологией;
в) преобладанием знания духовно-практического типа.
г) Верны ответы а) и в).
д) Все ответы верны.
8. Движущими силами развития
образовательной практики
а) необходимость передавать жизненный опыт;
б) усложнение социальной жизни;
в) увеличение объемов знаний, накопленных обществом;
г) Все ответы верны;
д) Нет верного ответа.
9. Исследование на тему: «Идеи
народности образования в
а) общая педагогика;
б) дефектология;
в) сравнительная педагогика;
г) частные дидактики;
д) история педагогики.
10. Философское знание при построении педагогических теорий помогает определить:
а) цели образования;
б) содержание образования;
в) методы и формы образования;
г) методы контроля обучения.
11. Психологическое знание при построении педагогических теорий помогает обосновать:
а) структуру педагогических теорий;
б) ход исследовательской деятельности;
в) принципы и методы обучения и воспитания;
г) способы построения теории личности.
2 МОДУЛЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (4 ЧАСА)
Лекция 5. Антропология и психология как базис педагогики
План:
1. Социализация и образование.
2. Представления о человеке как основа теорий его образования.
3. Образовательные парадигмы.
4. Развитие личности как педагогическая проблема.
5. Особенности обучения, воспитания и развития ребенка на разных ступенях образования
1. Социализация – это сложный процесс освоения личностью социальной реальности, активное вхождение человека в систему социальных связей. Процесс усвоения социального опыта реализуется в трех основных сферах: в деятельности, в общении, в самосознании. В каждой из этих сфер социализация характеризуется специфическими особенностями.
В процессе социализации можно выделить три основных механизма:
Во-первых, акцент в анализе социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.
Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения социального опыта (интернализации) и соответственно акцент будет поставлен на механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного.
В-третьих, внимание может
быть уделено результатам социализац
Образование – это целенаправленная часть социализации. В этом процессе, происходящем при условии существования человека в обществе, образование выполняет две функции: ускоряет и направляет социализацию по определенным путям.
Осуществляя образование человека, необходимо понимать, что то, куда мы его ведем, определяется нашими представлениями о сущности человека и образом «должного».
2. Взаимосвязь философии человека и реального педагогического процесса можно представить в виде последовательности ступеней:
философские представления о человеке | |
психологическая теория |
философия образования |
педагогическая теория | |
педагогическая практика |
Что есть человек? Вечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Должен ли педагог задумываться над этим вопросом? Обратимся к классикам. «За каждой теорией всегда в конечном счете стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией – какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или менее специализированное преломление», – писал С.Л. Рубинштейн. «...Всякая педагогическая система – даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, – есть приложение к жизни философских воззрений ее автора», – считал С.И. Гессен.
В качестве примера приведем четыре «образа человека», служивших, согласно А.Г. Асмолову, базисом психологических теорий личности и основанием для понимания образования человека (см. таблицу).
«Образ человека» |
Психологические школы и направления |
Понимание личности |
Образование человека |
«Ощущающий человек» |
Когнитивная психология |
Личность – сумма знаний, умений, навыков, устройство по переработке информации; ее действия – продукт прошлого опыта |
Передача информации, словесное воспитание |
«Человек-потребитель» |
Психоанализ |
Личность – система инстинктов и потребностей; развитие личности определяется динамикой удовлетворения различных потребностей |
Адаптация биологической природы человека к жизни в обществе |
«Запрограммированный человек» |
Бихевиоризм |
Личность – система реакций; развитие человека – обогащение рефлекторных программ поведения |
Удачный подбор стимулов и подкреплений |
«Человек-деятель» |
Культурно-историческая психология; системно-деятельностный подход |
Личность – порождаемый жизнью в обществе субъект ответственного выбора, стремящийся к достижению целей |
Поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения |
Вспомните другие теории личности (например, психоаналитические и гуманистические). Какие стороны человека попадали в них в сферу повышенного внимания? Каким должно быть образование человека с таких позиций?
Если проанализировать
многообразные подходы к понима
На другом полюсе человек понимается как единство вещественной, энергетической и информационной подструктур и в информационно-энергетической части рассматривается как бесконечность, как величина, равновеликая Вселенной, как самоценность. Природа человека здесь безусловно позитивна. Сущность человека не биологического или социального, но духовного происхождения. Именно она определяет его индивидуальность и уникальность и не сводится к его организму или личности как социальной, внешней «оболочке». Личность здесь может быть интерпретирована как проекция сущности человека на социокультурную сферу. Развитие человека не исключает развития организма и психики, но основным его показателем признается производство субъектом «смысловых образований», основное из которых – смысл жизни – может рассматриваться как связующее звено между личностью и сущностью человека. Проявится, раскроется ли эта сущность, найдет ли человек себя в данном пространственно-временном интервале, зависит от социально-культурной среды, от того, как будет организовано его образование. Именно такие представления о человеке лежат в основе гуманистической образовательной парадигмы.
3. Образовательная парадигма – это совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику (тактические педагогические задачи, стиль взаимодействия участников и пр.). Образовательная парадигма, с одной стороны, есть часть научной парадигмы, с другой – отражение личной философии педагога, творящего образовательный процесс.
Разведем понятия научной и образовательной парадигмы. Известно, что традиционно понятие парадигмы используется для обозначения некоторой единой «матрицы», сквозь которую большинство ученых смотрят на исследуемую реальность в определенный исторический период. Парадигма является основанием выбора научных проблем, моделью, образцом решения исследовательских задач. В гуманитарных науках парадигма определяется видением мира в человеке и человека в мире, признанием наличия в нем тех или иных сторон, подходами, способами его изучения (методами научного исследования).
Образовательная парадигма также исходит из определенного понимания сущности человека, но, в отличие от научной, концентрирует внимание не на способах познания, а на понимании того, что есть подлинное образование. Поэтому и проявляется она не столько в процессе познания реальности, сколько в теориях образования и в решении его практических задач. В рамках одной научной парадигмы, определяемой типом рациональности (В.С. Степин), может существовать целый ряд образовательных парадигм, различающихся взглядами на природу образовательных ценностей, целей и процессов, содержание и технологии обучения и воспитания.
Рассмотрим особенности гуманистической парадигмы как некоторой модели образовательной реальности на фоне двух других образовательных парадигм, существовавших в основных своих чертах в педагогической практике.
В авторитарной парадигме ученик рассматривается как объект, которому необходимо передать знания и умения, сформировать дисциплину и исполнительность для выполнения определенных функций в обществе. Такие установки частично регулировали, например, практику советской школы и выступали как проекция административно-командной системы на образование как одну из сфер социальной жизни. Идея о том, что воспитанный – это человек, умеющий правильно себя вести в обществе, достаточно прочно закрепилась в общественном сознании.
Авторитарное образование утверждает идею подчинения воспитанника воле педагога, а как реальный процесс – осуществляет такую систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя. Ребенок при этом понимается как объект воздействия, а общение с ним носит формальный, ролевой характер (я – учитель, ты – ученик), игнорируются не только индивидуальные особенности, интересы, но и актуальное состояние ученика. Педагог ориентируется, в первую очередь, на поддержание строгой дисциплины, послушание, беспрекословное подчинение учеников установленным требованиям и правилам. Взаимодействие учителя с учениками подчинено задаче передачи-усвоения знаний, умений и навыков, причем предложенные учителем понятия, подходы, интерпретации рассматриваются как единственно верные. Это обусловливает и предмет, а также формы и методы его контроля – контролируются знания и умения, отметка не обосновывается учителем и не обсуждается с детьми.
Можно выделить два слоя причин проявления авторитаризма в образовании. Первый слой связан с принципами и организацией общественной жизни и государственной идеологией, второй – с ценностными ориентациями и личностными качествами педагогов. Так, в бывшем СССР критике подвергались сами принципы гуманизма, его автономность, фундаментальность, универсальность, а также идея свободы, которой противопоставлялась идея ответственности. Нравственным считалось то, что служит целям руководящей партии или классам. Эти идеи находили отражение в педагогических теориях. Общественное устройство и общественные отношения проецировались на систему образования, начиная от взаимодействия руководителей образовательных учреждений с органами управления образованием и заканчивая отношениями в системе «учитель–ученик». Такая система формировала соответствующих ее требованиям людей, в том числе и будущих педагогов. Так, в ряде исследований показано, что основной причиной выбора педагогической профессии студентами педагогических вузов являлся доминирующий мотив власти. Однако авторитарность массовой педагогической практики в советский период не исключала возрождения и развития гуманистических педагогических идей и их, хоть и сопряженную с трудностями, но достаточно успешную, реализацию в школах. Так называемая новаторская педагогика связана с именами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и других педагогов.