Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

В современном информатизированном  обществе значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по хранению, передаче, обработке информации, ведущее место во всех отраслях производственной и научной деятельности принадлежит информационным технологиям. В этой связи нельзя отрицать необходимость подготовки детей к жизни в новых информационных условиях. Несмотря на то, что информатика как учебный предмет введен в программы и общего, и профессионального образования, до сих пор среди педагогов ведутся дискуссии о месте и роли информационной подготовки в процессе образования, о ее организации и содержании.

Информационная  подготовка учащихся не исчерпывается обучением навыкам работы с компьютером, она должна способствовать формированию системно-информационного представления о мире; пониманию сущности информационных процессов в технике, природе, обществе; формированию опыта, развитию способности и готовности взаимодействия с информационными системами; развитию мышления и овладению различными способами умственных действий. Информационная подготовка создает ряд условий для непрерывного образования, политехнической и профессиональной подготовки, то есть повышает социальную мобильность человека.

Использование компьютера как средства обучения наиболее целесообразно в целях: самостоятельного изучения курса, индивидуализации обучения, реализации принципа наглядности (в качестве «электронной доски», для наблюдения за «невидимыми» в природе, моделируемыми с помощью компьютера процессами и пр.), развития мышления учащихся (путем решения познавательных задач, моделирования, программирования) и повышения мотивации к учению (использование мультимедийных средств, игровых развивающих программ, имитационных игр). Для реализации функций компьютера как средства обучения необходимо специфическое программное обеспечение, соответствующее психологическим и дидактическим требованиям. Примерами программного обеспечения могут быть электронные учебники (для предъявления учебного материала), диагностические системы контроля знаний и умений учащихся, автоматизированные обучающие системы (для организации и управления познавательной деятельностью учащихся в рамках освоения определенной учебной дисциплины или блока дисциплин). Автоматизированные обучающие системы предполагают не только предъявление новой информации и тестирование, но и предоставление помощи обучающемуся, возможность настройки к его особенностям, накопление информации о работе с системой, об обучающихся, результатах тестирования.

Однако ряд особенностей работы с компьютерными обучающими программами накладывает ограничения на широкое их внедрение в педагогический процесс. Во-первых, компьютер как средство обучения не может обеспечить все разнообразие видов деятельности, позволяющих личности разносторонне развиваться. При работе с обучающими программами не развивается эмоциональная, речевая, графическая, письменная культура учащихся. Диалог с компьютером формализован (то есть живой диалог заменен его моделью), материал, как правило, подается в условной форме, сжатой и однообразной. Контроль знаний ограничен несколькими формами – тестами или программированными опросами. Во-вторых, работа с компьютером развивает, в основном, логическое мышление, подавляя другой его вид, связанный с образностью, эмоциональностью. В-третьих, программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся, и задач, стоящих перед ними на данном этапе обучения, поэтому здесь крайне важна роль учителя. В-четвертых, работа с компьютером оказывает существенное влияние на здоровье ребенка.

Дистанционное образование – это специфическая форма получения образования, содержащая элементы очной, заочной форм и экстерната, основанная на применении современных информационных технологий с использованием компьютеров, телекоммуникационных сетей, средств мультимедиа. Эта форма образования предполагает пространственное разделение обучающих и обучающихся, взаимодействие которых реализуется только с использованием различных технических средств. Дистанционное образование как форма, доступная людям, проживающим в значительном удалении от образовательного учреждения, возникло в связи с развитием техники и технологии в ответ на запросы практики (создание мирового образовательного пространства, непрерывности образования, предоставление возможности обучаться в любом образовательном учреждении без отрыва от производства). Существуют различные уровни организации дистанционного образования: от освоения полной профессиональной образовательной программы до использования в самообразовании отдельных образовательных и информационных Интернет–ресурсов. В дистанционной форме образования информация распространяется с помощью печатных материалов, аудио-, видео- материалов, магнитных носителей, электронной почты, «всемирной паутины», телевизионных передач и кабельного телевидения. Наиболее широко используются электронные учебники и справочники, автоматизированные обучающие системы. (Преимущества и недостатки процесса обучения с использованием обучающих программ, обсужденные выше, имеют непосредственное отношение и к этому направлению информатизации образования.)

Несмотря на развитие таких современных Интернет-технологий дистанционного образования, как интерактивные дискуссии, видеоконференции и других, факт разделения учителя и ученика и наличие посредника в виде телевизора или компьютера накладывает существенные ограничения на использование данной формы. Во-первых, учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом и сверстниками, лишается образца, которому он может подражать, то есть лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи (В.П. Зинченко). Существует мнение, что все развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком. Поэтому образование должно включать в себя живую коммуникацию, порождающую эмоции, чувства, переживания, способствующую личностному и профессиональному росту. Во-вторых, постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуализации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информации, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей. В-третьих, работая с компьютером, человек имеет дело не с предметами, а с разными формами их модельного отображения. Это ведет к беспредметности, искажению смысла предмета. Результатом может являться разрушение сознания и личности человека.

Итак, информатизация образования, внедрение компьютеров и новых информационных технологий – не самоцель, а лишь средство решения возникающих перед образованием таких проблем как подготовка нового поколения к жизни в современных условиях, проблем индивидуализации и непрерывности обучения, интенсификации труда педагога, вспомогательного и управленческого персонала системы образования. И как любое средство, компьютер должен использоваться только в соответствии с основными образовательными целями, а целесообразность и эффективность данного средства в той или иной сфере образования должны быть научно доказаны.

Резюме по модулю «Современное образование»

1. Образование в современном мире выполняет три основных, взаимосвязанных между собой функции: общекультурную – трансляция культуры от одних поколений другим, воспроизводство и развитие культуры; общественную – подготовка новых членов общества, опережающих в своем развитии предыдущее поколение и тем самым обеспечивающих общественное развитие и гуманистическую – обеспечение условий для личностного и профессионального роста каждого человека, создание возможностей для удовлетворения социальных и духовных потребностей, самореализации личности.

2. Цель образования базируется на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире, зависит от конкретно-исторических условий, учитывает социальный заказ и интересы личности. Целью современного образования является развитие личности.

3. Система образования в современной России представляет собой совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений;

– органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

4. Система образования в России характеризуется качествами стандартизации, регионализации, вариативности, многоуровневости и непрерывности. Основными тенденциями в современном образовании являются его гуманизация, дифференциация, индивидуализация и информатизация.

5. Педагогическая система есть часть системы образования, создаваемая в образовательном учреждении. Сложность управления педагогическими системами с целью обеспечения высокого качества образования обусловлена сложностью организации самой системы, наличием неуправляемых воздействий, отсутствием четких критериев качества системы, ее инерционностью.

6. Гуманизация образования как часть гуманизации общества предполагает преобразование всех компонентов образования (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей. Это такая организация образования, когда в его центре находится ученик, его личностное развитие, а взаимодействие учителя и ученика носит характер содействия, сотрудничества.

7. Дифференциация образования – это выделение в образовании различных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории, в соответствии со своими потребностями, интересами, склонностями, способностями. С другой стороны, дифференциация образования предполагает отсев (например, при поступлении в образовательное учреждение) и селекцию (разделение учащихся на классы и группы), что не всегда обосновано и может нарушать права обучающихся.

8. Индивидуализация – это особая организация педагогического процесса, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

9. Информатизация образования, то есть широкое внедрение компьютерной техники и информационных технологий в образовательный процесс, – одна из актуальных задач современного образования, сопряженная с трудностями материально-технического, организационного, финансово-экономического, психолого-педагогического характера. Компьютер, средства коммуникации и информационные технологии могут выступать как предмет изучения, средство обучения и поддержки дистанционного образования, а также как средство информационного обеспечения управления образованием. Однако недопустимо абсолютизировать роль компьютеров в образовательном процессе – компьютер не заменит педагога, его функция – дополнять традиционные методы обучения.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Какую роль играет образование в современном обществе?

2. Раскройте понимание  образования как образа культуры, средства ее трансляции и воспроизводства. Возможны ли противоречия между культурными и педагогическими ценностями?

3. Система образования  и общество: взаимосвязь и взаимозависимость. Причины и проблемы реформирования образования.

4. Проблема целей образования. Источники целеполагания в педагогике. Проблема приоритета отдельных источников.

5. Перечислите и раскройте смысл принципов политики России в области образования.

6. Что включает в себя система образования в России?

7. Каковы достоинства и недостатки системы образования в России?

8. Объясните в чем  суть государственно-общественного  управления образовательными системами.

9. Каковы предпосылки,  задачи, подходы к гуманизации  образования?

10. Назовите преимущества и недостатки дифференциации образования.

11. Что такое индивидуализация образования? Предложите средства, позволяющие индивидуализировать процесс образования.

12. Каковы направления,  подходы, проблемы информатизации образования?

Тестовые вопросы  для самоконтроля

1. К компонентам системы образования в России нельзя отнести

а) государственные образовательные  стандарты;

б) дома ребенка, интернаты  и детские дома;

в) детско-юношеские спортивные школы.

г) Верны ответы а) и  б).

д) Нет верного ответа (все компоненты относятся).

 

2. Вариативность как качество системы образования в России

а) предполагает отказ  от унитарной системы образования;

б) реализуется с помощью  различных типов образовательных  учреждений;

в) основана на стандартизации образования.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

3. В отличие от дифференциации, индивидуализация образования

а) ориентирована на учет индивидуальных особенностей учеников;

б) не использует психолого-педагогическую диагностику;

в) лишена недостатков, связанных  с отсевом и селекцией.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

4. Стандартизация как  качество системы образования  в России

а) имеет целью создание единого образовательного пространства;

б) предполагает отказ  от унитарной системы образования;

в) основана на вариативности  содержания образования.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

5. Информатизация образования

а) ориентирована на учет индивидуальных особенностей педагогов;

б) предполагает использование  информационных средств в управлении образованием;

в) позволяет реализовать  воспитательную функцию обучения.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

МОДУЛЬ 4: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (4 ЧАСА)

Лекция 10. Понятие педагогической системы и процесса

План:

1. Понятие педагогической системы

2. Педагогический процесс как взаимодействие педагогов и воспитанников.

3. Педагогическая задача как единица педагогического процесса.

4. Функции педагогического процесса.

5. Характеристики педагогического процесса.

 

1. В каждом образовательном учреждении, в целях реализации той или иной образовательной программы, создается педагогическая система.

Педагогическая  система является подсистемой (системой следующего, более низкого иерархического уровня) системы образования и обладает следующими специфическими признаками:

1) она состоит из определенной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов (выделяют цель, содержание, методы и средства обучения и воспитания, субъектов – педагога и ученика);

2) ее системообразующей (объединяющей все элементы в систему) характеристикой является цель – развитие личности;

3) она характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям;

4) целостным образованием она может быть представлена только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективные связи и отношения, выделяется из окружающей среды и выступает во взаимодействии со средой как целостное явление. Для педагогической системы образовательного учреждения средой будет выступать вся система образования, а также социум, в котором она функционирует.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"