Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
1. Общую характеристику специальности: объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, квалификационные требования (что должен знать, уметь, какими методами владеть выпускник).
2. Требования к уровню подготовки абитуриента .
3. Общие требования к основной образовательной программе. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста: перечень дисциплин федерального компонента с указанием их содержания.
Регионализация образования предполагает отказ от унитарной системы образования и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания и реализации собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Это позволяет образованию нашего многонационального государства сохранять и развивать культурно-исторические традиции народов, а также учитывать национальные и региональные интересы общества.
Вариативность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех. На практике вариативность реализуется в следующих аспектах. Во-первых, это разнообразие типов образовательных учреждений и их организационно-правовых форм. Во-вторых, вариативность содержания образования, которое предлагается различными видами образовательных учреждений. Например, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, где образование дается на широкой гуманитарной основе, лицеи, осуществляющие раннюю профилизацию обучения. В-третьих, разнообразие форм получения образования. Кроме того, что образовательные учреждения предлагают различные формы (очную, очно-заочную, заочную), можно осваивать образовательные программы (и при успешном освоении получать соответствующий документ) в форме самообразования, экстерната или в форме семейного образования. В-четвертых, вариативность проявляется и в организации педагогического процесса в образовательном учреждении. Например, различные графики учебного процесса, разнообразие форм, порядка и периодичности аттестации (контроля результатов образования).
Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень имеет свои цели, сроки обучения (они могут различаться в зависимости от формы обучения), образовательную программу, основанную на соответствующем образовательном стандарте. После успешного освоения образовательной программы определенного уровня обучающийся получает соответствующий документ.
Свойство непрерывности характеризует систему образования не только во временном измерении, а как согласованность, преемственность образовательных программ различного уровня. Это дает возможность не только продолжения, но и смены типа образования на разных жизненных этапах человека в соответствии с меняющимися потребностями и интересами. Кроме того, непрерывность означает ориентацию системы образования на постоянное повышение уровня образованности каждого члена общества. Такая система должна обеспечить человеку на протяжении жизни, в любой ее отрезок свободный доступ к образованию, получению профессии, смене профессии, повышению своей квалификации. Это достигается путем развития учреждений основного и дополнительного образования (например, различные учреждения переподготовки и повышения квалификации, курсы иностранных языков и компьютерной грамотности), внедрения дистанционных и других безотрывных от производства форм обучения, а также создания условий для самообразования каждого человека в течение всей жизни. С этих позиций эффективным будет являться такое образование, которое формирует у ребенка мотивацию и готовность к самостоятельной организации своего непрерывного образования. Только непрерывный процесс образования – самообразования может обеспечить комфортное существование человека в быстро меняющихся условиях жизни в современном обществе.
Система образования
непрерывно развивается, с целью
повышения качества образования совершенствуются
все ее компоненты. Качество образования
определяется степенью соответствия целей
и результатов образования и зависит от
многих факторов, прежде всего от эффективности
педагогической деятельности в каждом
конкретном образовательном учреждении,
от его учебно-материальной базы, научно-методического,
организационно-
Лекция 9. Тенденции развития образования
План:
1. Гуманизация образования.
2. Дифференциация образования.
3. Индивидуализация образования.
4. Информатизация образования.
1. В развитии образования в России находят отражение как изменения во взглядах на человека и его место в мире, так и тенденции развития мирового сообщества, а также социальные преобразования в стране. Основными тенденциями в современном образовании являются его гуманизация, дифференциация, индивидуализация, информатизация.
Гуманизация образования предполагает преобразование всех его компонентов (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей.
В системе гуманистических воззрений критерием оценки деятельности социальных институтов считается благо человека, а принципы равенства, справедливости, человечности признаются желаемой нормой взаимоотношений между людьми. Гуманистические ориентиры воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, добро, истина, красота. Вопреки сильному влиянию материальных потребностей, социальное поведение человека должно направляться, в первую очередь, духовными ценностями. В соответствии с этим, в качестве приоритетных в обществе в целом и в образовании, в частности, должны признаваться мотивы самореализации (духовные интересы и идеалы), самоутверждения и свободы личности.
Гуманизация образования невозможна без его демократизации, учитывающей потребности и интересы личности и общества и предоставляющей определенные права образовательным учреждениям, педагогам, обучающимся. Так, образовательные учреждения приобретают самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность. Учащиеся имеют право на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и образование в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам, на участие в управлении образовательным учреждением. Педагоги получают право на творчество, на собственный педагогический почерк, на свободу выбора педагогических технологий, учебников, методов оценки деятельности учащихся, на участие в управлении образовательным учреждением.
Следует отметить, что основной мерой гуманизации образования является степень обеспечения возможностей для удовлетворения всего комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образования.
2. Дифференциация образования – это выделение в образовании разнообразных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории, в соответствии со своими потребностями, интересами, склонностями, способностями. Для обеспечения разнообразия образования и одновременно доступности его базового уровня дифференциация образования опирается на фундамент обязательных государственных требований к образованию (государственный образовательный стандарт).
Можно условно выделить два подхода к дифференциации образования.
1. Выбор того или иного вида образовательного учреждения, образовательной программы, особенностей организации педагогического процесса, учебных дисциплин осуществляется по желанию самого обучающегося. То, что окончательное решение принимает обучающийся не исключает помощи в выборе со стороны родителей, профконсультантов или других специалистов. На практике данный подход реализуется в форме: профилированного обучения в старшей ступени школы, лицеях, гимназиях; курсов по выбору; факультативов.
2. Решение о возможности обучения в том или ином учреждении (классе, группе) или освоения конкретной программы принимается специалистами, проводящими диагностику уровня достижений, развития способностей или других качеств личности и учитывающими не только желание обучающегося, но и результаты диагностики.
В сфере отечественного образования сформировались две стратегии практической дифференциации детей: внешняя дифференциация в форме отсева и внешняя дифференциация в форме селекции (М.А. Холодная). Первая стратегия предполагает отбор желающих обучаться в каком-либо образовательном учреждении (элитная школа, высшее учебное заведение) по показателям достигнутого уровня в освоении знаний, умений и навыков, по показателям развития интеллектуальных, музыкальных или других способностей. (С развитием вариативности образования в России для абитуриентов, не прошедших по конкурсу в какое-либо образовательное учреждение появилась возможность обучаться по контракту. В этой части оба подхода к дифференциации образования пересекаются между собой.)
Вторая стратегия также предполагает определенную диагностику, но не с целью отсева, а с целью последующего распределения детей в классы (группы) с различными типами или темпами обучения. Такая селекция чаще всего осуществляется среди поступающих в школу детей, которых по показателям интеллектуального развития разделяют на классы ускоренного развития, возрастной нормы, коррекции (повышенного индивидуального внимания). Следует отметить, что права части детей – в первую очередь тех, кто «отсортирован» по «отрицательному критерию» оказываются нарушенными, в частности, в силу действия эффекта ярлыка интеллектуальной несостоятельности, и потери некоторых шансов с точки зрения возможностей своего интеллектуального роста из-за действия таких факторов, как специфическая установка учителя, упрощенные методики преподавания, специфическая социально-психологическая атмосфера в классе. Кроме того, на данный момент не существует психодиагностических методик, с помощью которых можно было бы надежно построить прогноз относительно последующих интеллектуальных достижений ребенка (М.А. Холодная).
3. Альтернативой внешней дифференциации в форме отсева и в форме селекции может стать внутренняя дифференциация образования или его индивидуализация. И дифференциация, и индивидуализация образования ориентированы на учет и развитие индивидуальных особенностей личности, поэтому четкой границы между ними нет. Но если дифференциация осуществляется на уровне разнообразия образовательных учреждений и программ, видов и сроков обучения, то индивидуализация – это особая организация педагогического процесса, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и реализации потенциальных возможностей каждого ученика. В условиях группового обучения индивидуализация может осуществляться в форме дополнительных занятий и консультаций или индивидуализированной психолого-педагогической помощи, в виде предоставления учащимся разнообразных заданий и возможности выбора содержания и уровня проработки задания, как организация познавательной деятельности учащихся в собственном темпе (например, с помощью учебника или автоматизированной обучающей системы).
4. Широкое использование вычислительной техники и современных средств коммуникаций во всех сферах деятельности, иными словами, информатизация общества – это сегодняшняя реальность, диктующая необходимость информатизации и сферы образования. Кроме того, этот процесс должен опережать информатизацию других сфер общественной деятельности, так как именно в образовании закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки информатизации всего общества.
Информатизация образования в России сопряжена с трудностями организационного, финансового и технического характера. Для внедрения идей информатизации необходимо не только обеспечить образовательные учреждения современной техникой и средствами связи (все это требует не только одномоментных финансовых затрат, но и ресурсов для поддержания функционирования таких систем), но и качественными программными продуктами. Большинство из них, использующихся сегодня, – неудачно переведенные на русский язык или вовсе нелокализованные американские пакеты. Огромные возможности, предоставляемые современными вычислительными средствами, не используются полностью, так как методические аспекты информационных технологий обучения не поспевают за развитием технических средств. Проблему создания качественных обучающих программ можно решить только при условии развития научных исследований в этой области и организации подготовки специалистов по разработке таких программ. Кроме того, информатизация образования требует и повышения квалификации педагогов, что также сопряжено с определенными трудностями и не решаемо в короткий временной интервал.
Можно выделить четыре направления информатизации образования, различные по своим задачам, а также роли компьютера и средств коммуникации в учебном процессе:
– решение задачи подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях (информационный мир и компьютер, в том числе, выступают как предмет изучения);
– разработка и внедрение информационных технологий обучения (компьютер – средство обучения);
– педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования (компьютер, Интернет – средства поддержки организационной формы);
– внедрение технологий, связанных с ЭВМ в организацию и управление педагогическим процессом и образовательными системами (компьютер как средство хранения и обработки информации, связанной с системой образования, как средство информационной поддержки процесса управления образованием).
Если целесообразность последнего направления информатизации образования в связи с интенсификацией труда управленцев, повышением эффективности процесса принятия ими решений очевидна, то развитие остальных направлений связано с необходимостью определения конкретных задач и создания условий для их решения.