Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Дидактика (теория обучения) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, организационные формы, методы и средства.
Теории воспитания и обучения подразделяются по возрастным ступеням. Здесь выделяют дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).
Методики преподавания (частные дидактики) изучают процесс преподавания и изучения конкретных учебных предметов. Например, методика преподавания информатики, методика трудового обучения.
Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – совокупность научных отраслей (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи, слуха, зрения и с отклонениями в психическом развитии.
История педагогики изучает исторический процесс развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования.
Предметом сравнительной педагогики являются закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.
Теория управления педагогическими системами (школоведение) изучает процесс управления педагогическими системами, условия обеспечивающие их жизнеспособность и развитие.
Кроме названных, выделяют еще ряд отраслей. Например, семейная педагогика, профессиональная, военная. В последнее время интенсивно развиваются этнопедагогика, изучающая специфику и закономерности народного воспитания, а также социальная педагогика, изучающая влияние социальной среды на особенности личности, ее интересы, потребности, ценности, а также обратное влияние и взаимоотношение личности со средой как субъекта самосовершенствования и изменения социума.
2. Педагогику традиционно относят к системе человекознания. Однако она связана не только с науками, объектом которых являются человек и общество, но и с областями естественнонаучного и технического знания.
По типам связей с педагогикой можно выделить следующие группы наук.
1. Науки, являющиеся базисом педагогических теорий. Философия, изучающая общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, познания, служит источником целей образования. Анатомия и физиология человека – естественнонаучная основа проектирования педагогического процесса. Закономерности функционирования и развития психики человека, изучаемые психологией служат основой конкретизации целей, выдвижения образовательных задач и определения основных подходов к их решению. Кроме того, что теория обучения и воспитания всегда опирается на определенную психологическую теорию, психология также позволяет обосновать методы и средства, используемые в педагогическом процессе.
2. Науки, методы исследования которых используются педагогикой. Например, для изучения педагогической реальности широко используются социологические методы опроса и социометрии, психологического наблюдения и анализа продуктов деятельности, математического моделирования и статистической обработки данных.
3. Науки, связанные с педагогикой взаимообогащением фактами, положениями, обобщающими выводами. Например, исторические факты и закономерности исторического развития играют огромную роль при изучении истории образования и педагогики. Состояние и тенденции развития общественных процессов, изучаемые социологией, результаты исследования здоровья школьников, данные культурологических, этнографических исследований учитываются при проектировании воспитательных систем. Особую значимость в педагогике имеет исследование педагогической психологией закономерностей развития познавательных процессов человека в зависимости от реализуемой образовательной программы и используемых педагогических технологий. Можно сказать, что эти науки участвуют вместе с педагогикой в комплексных исследованиях человека.
4. Науки, из которых педагогика заимствует и творчески осваивает некоторые идеи. Например, синергетический подход к воспитанию или кибернетическая идея управления динамическими системами.
5. Науки, достижения которых влияют на формирование содержания образования. Концентрируя опыт, накопленный человечеством, многие науки находят отражение в содержании образования (конечно, результаты научных исследований педагогически адаптируются). Примером могут служить как науки, основы которых изучаются учениками (история, физика, химия и др.), так и науки, неявно проявляющиеся в содержании образования (лингвистика и изучение языков, медицина и формирование мотивации здорового образа жизни, этика и нравственное воспитание и др.).
6. Науки, участвующие вместе с педагогикой в разработке организации и управления образовательными системами. Сюда можно отнести политологию и экономику.
Следует отметить, что педагогика не сводится ни к одной другой науке. Она не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогическую действительность и разработать способы оптимальной организации педагогического процесса.
3. Часто педагогическую науку и практику разграничивают, выделяя собственный объект и предмет последней. Объектом педагогической практики называют взаимодействие участников образовательного процесса, деятельность и отношения личности; предметом – условия, формы, способы, средства организации и осуществления образовательной деятельности. Под образовательной деятельностью здесь понимается единство деятельности педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.
Педагогическую науку и практику не стоит противопоставлять. Они представляют собой взаимозависимое и взаимообогащающее единство. Практика является первоосновой становления науки, источником ее задач, а также критерием истинности педагогических теорий. Осуществляя теоретический анализ практики образования, устанавливая закономерности, тенденции и перспективы ее развития, наука способствует совершенствованию педагогической практики.
Педагогическая наука опирается на положение о том, что научная теория должна давать «выход» на практику. Неслиянное единство науки и практики – есть непременное условие поступательного движения и той, и другой.
Проблема: достаточно часто слышатся утверждения о том, что будущие педагоги не любят курс педагогики, о том, что получаемые в вузе педагогические знания, слабо используются ими в практической работе, о том, что практическая педагогика – это искусство? На наш взгляд, причина такого положения дел кроется в исходных основаниях научных теорий. Неполнота научной модели человека, «потеря» важнейших его сторон приводит к тому, что научные теории «не работают» на практике. (Это подтверждается как в педагогике, так и в других сферах гуманитарной практики, например во врачевании, психотерапии, практической психологии.) Педагогические теории долгое время редуцировали ребенка до его социальной роли – ученика. В них ребенок не имеет других потребностей, кроме познавательной, он способен 45 минут концентрировать внимание на предлагаемой учителем деятельности, возможно не представляющей для него никакого интереса, у него нет жизненных проблем, он должен учиться и выполнять все, что требуется. (Конечно, эти требования научно обоснованы, но в качестве одного из оснований выступают не те же «мифы» о ребенке?). В этой ситуации закономерна потеря наукой своей функции, которая отвечает за направление и оснащение практики моделями, подходами и способами деятельности.
Современные гуманистические теории образования опираются уже на другой (более адекватный действительности?) образ человека. Казалось бы, проблема разрыва науки и практики должна быть решена. Однако теперь в образовании утвердился «неустойчивый баланс личностно ориентированной теории и авторитарно управляемой практики». На этой проблеме мы остановимся чуть позже.
4. Педагогическая технология есть последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Однако несмотря на формальную схожесть определений, педагогическая технология и, например, технология обработки металлов – различные по уровню сложности и предсказуемости результата процессы. В силу индивидуальных различий между людьми, в педагогике не может быть одинаковых исходных данных и точной копии действий различных педагогов. Кроме того, описание педагогических процессов не формализуемо полностью (педагогика не относится к числу точных наук). Поэтому даже строгая разработка конкретной технологии на научной основе не отменяет теорию и методику (она основывается на них), а также не исключает мастерства использующего технологию педагога, проявления им импровизации и творчества в педагогическом процессе.
Понятие педагогической технологии используется на трех иерархически соподчиненных уровнях. Общепедагогическая технология описывает целостный педагогический процесс, включая все компоненты: цель, содержание, средства, методы, формы обучения и воспитания. В ее основе лежат определенные идеи (философско-педагогическая позиция). Технологии такого уровня целесообразно отнести к воспитательным системам. Частнометодическая технология описывает систему действий и включает методы и средства для реализации конкретного содержания образования (например, технология обучения физике в школе). Локальный уровень технологии – это описание процесса и средств решения частных педагогических задач (например, технология проведения краеведческой экскурсии или технология развития субъектности ребенка).
Педагогическая деятельность может осуществляться как специально подготовленными педагогами-профессионалами, так и каждым человеком, независимо от профессии (воспитание детей, самообразование). Профессионально-педагогическая деятельность в наиболее общем виде представляет собой организацию (включая проектирование, реализацию, управление) взаимосодействия с различными субъектами образовательного процесса (воспитанниками, их родителями, педагогами), направленного на решение педагогических задач. Целью такого взаимосодействия является не методическое, организационное или техническое совершенство процесса, а личность учащегося, его развитие (А.А. Реан).
Эффективность педагогической деятельности зависит от внешних (социально-экономические, материально-технические и организационно-управленческие условия деятельности педагогов) и внутренних факторов. Особенность педагогической деятельности заключается в том, что для нее не являются необходимыми сложные средства труда. Основное средство – это личность педагога, его мастерство. Поэтому определяющими факторами являются внутренние, такие как:
– широта и глубина профессиональных знаний педагога (общекультурных, психологических, педагогических, предметных);
– степень владения профессиональными навыками и умениями (аналитическими, прогностическими, проективными, мобилизационными, информационными, развивающими, ориентационными, перцептивными, умениями общения и педагогической техникой);
– педагогическая направленность (интерес к профессии, стремление к совершенствованию человека, собственному саморазвитию, желание понять других и др.);
– педагогические способности – это способности к активной, разносторонней, творческой профессиональной и социально-культурной деятельности, а также способности к собственному саморазвитию;
– позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру;
– личностные особенности (высокая гражданская ответственность, любовь к детям, высокая культура и нравственность, тактичность, доброжелательность, общительность, эмпатия, наблюдательность, справедливость, эмоциональная стабильность и др.).
Резюме по модулю 1 «Педагогика как наука и практика»
1. Педагогика представляет собой взаимообогащающее единство педагогической науки и практики. Педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой объект, предмет и методы исследования. Педагогическая наука изучает противоречия, закономерности, способы осуществления процесса образования.
2. Образование (воспитание в широком смысле слова) как общественное явление возникло вместе с появлением человеческого общества в связи с необходимостью передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Развитие педагогической практики исторически и социально обусловлено. Движущими силами этого развития являются противоречия между усложнением общественной жизни и связанным с этим возрастанием требований к растущему человеку, с одной стороны, и организацией процесса передачи опыта и развития личности, с другой.
3. Историю развития педагогического знания можно вести от появления первых педагогических суждений и зарождения педагогических идей в русле философских учений. Однако начало формирования педагогики как самостоятельной науки связано с появлением теорий, основанных на педагогической практике и эксперименте. Развитие научно-педагогического знания неразрывно связано с развитием образования.
4. Образование – это целенаправленный общественно–исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. Процесс образования включает две условно выделенных составляющих: обучение, имеющее основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков ученика в процессе его познавательной деятельности, и воспитание, направленное на формирование определенных личностных качеств и отношений человека и реализующееся во всех видах деятельности.
5. Педагогика относится к области человекознания и взаимосвязана со всеми науками, изучающими человека и общество. Базисом педагогических концепций служат философские идеи, психологические теории личности и ее развития, теории учения, а также анатомия и физиология человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте педагогику как науку.
2. Назовите отличия педагогической практики и педагогической науки. В чем проявляется их взаимосвязь?
3. Каковы движущие силы развития практики воспитания и обучения детей?
4. Какие факторы обуславливают различие систем образования в разные исторические периоды?