Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Дидактика (теория обучения) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, организационные формы, методы и средства.

Теории воспитания и  обучения подразделяются по возрастным ступеням. Здесь выделяют дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

Методики преподавания (частные дидактики) изучают процесс преподавания и изучения конкретных учебных предметов. Например, методика преподавания информатики, методика трудового обучения.

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) –  совокупность научных отраслей (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи, слуха, зрения и с отклонениями в психическом развитии.

История педагогики изучает исторический процесс развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования.

Предметом сравнительной педагогики являются закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Теория управления педагогическими системами (школоведение) изучает процесс управления педагогическими системами, условия обеспечивающие их жизнеспособность и развитие.

Кроме названных, выделяют еще ряд отраслей. Например, семейная педагогика, профессиональная, военная. В последнее время интенсивно развиваются этнопедагогика, изучающая специфику и закономерности народного воспитания, а также социальная педагогика, изучающая влияние социальной среды на особенности личности, ее интересы, потребности, ценности, а также обратное влияние и взаимоотношение личности со средой как субъекта самосовершенствования и изменения социума.

 

2. Педагогику традиционно относят к системе человекознания. Однако она связана не только с науками, объектом которых являются человек и общество, но и с областями естественнонаучного и технического знания.

По типам связей с  педагогикой можно выделить следующие  группы наук.

1. Науки, являющиеся базисом педагогических теорий. Философия, изучающая общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, познания, служит источником целей образования. Анатомия и физиология человека – естественнонаучная основа проектирования педагогического процесса. Закономерности функционирования и развития психики человека, изучаемые психологией служат основой конкретизации целей, выдвижения образовательных задач и определения основных подходов к их решению. Кроме того, что теория обучения и воспитания всегда опирается на определенную психологическую теорию, психология также позволяет обосновать методы и средства, используемые в педагогическом процессе.

2. Науки, методы исследования которых используются педагогикой. Например, для изучения педагогической реальности широко используются социологические методы опроса и социометрии, психологического наблюдения и анализа продуктов деятельности, математического моделирования и статистической обработки данных.

3. Науки, связанные с педагогикой взаимообогащением фактами, положениями, обобщающими выводами. Например, исторические факты и закономерности исторического развития играют огромную роль при изучении истории образования и педагогики. Состояние и тенденции развития общественных процессов, изучаемые социологией, результаты исследования здоровья школьников, данные культурологических, этнографических исследований учитываются при проектировании воспитательных систем. Особую значимость в педагогике имеет исследование педагогической психологией закономерностей развития познавательных процессов человека в зависимости от реализуемой образовательной программы и используемых педагогических технологий. Можно сказать, что эти науки участвуют вместе с педагогикой в комплексных исследованиях человека.

4. Науки, из которых педагогика заимствует и творчески осваивает некоторые идеи. Например, синергетический подход к воспитанию или кибернетическая идея управления динамическими системами.

5. Науки, достижения которых влияют на формирование содержания образования. Концентрируя опыт, накопленный человечеством, многие науки находят отражение в содержании образования (конечно, результаты научных исследований педагогически адаптируются). Примером могут служить как науки, основы которых изучаются учениками (история, физика, химия и др.), так и науки, неявно проявляющиеся в содержании образования (лингвистика и изучение языков, медицина и формирование мотивации здорового образа жизни, этика и нравственное воспитание и др.).

6. Науки, участвующие вместе с педагогикой в разработке организации и управления образовательными системами. Сюда можно отнести политологию и экономику.

Следует отметить, что  педагогика не сводится ни к одной  другой науке. Она не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогическую действительность и разработать способы оптимальной организации педагогического процесса.

 

3. Часто педагогическую науку и практику разграничивают, выделяя собственный объект и предмет последней. Объектом педагогической практики называют взаимодействие участников образовательного процесса, деятельность и отношения личности; предметом – условия, формы, способы, средства организации и осуществления образовательной деятельности. Под образовательной деятельностью здесь понимается единство деятельности педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

Педагогическую науку  и практику не стоит противопоставлять. Они представляют собой взаимозависимое и взаимообогащающее единство. Практика является первоосновой становления науки, источником ее задач, а также критерием истинности педагогических теорий. Осуществляя теоретический анализ практики образования, устанавливая закономерности, тенденции и перспективы ее развития, наука способствует совершенствованию педагогической практики.

Педагогическая наука опирается на положение о том, что научная теория должна давать «выход» на практику. Неслиянное единство науки и практики – есть непременное условие поступательного движения и той, и другой.

Проблема: достаточно часто  слышатся утверждения о том, что будущие педагоги не любят курс педагогики, о том, что получаемые в вузе педагогические знания, слабо используются ими в практической работе, о том, что практическая педагогика – это искусство? На наш взгляд, причина такого положения дел кроется в исходных основаниях научных теорий. Неполнота научной модели человека, «потеря» важнейших его сторон приводит к тому, что научные теории «не работают» на практике. (Это подтверждается как в педагогике, так и в других сферах гуманитарной практики, например во врачевании, психотерапии, практической психологии.) Педагогические теории долгое время редуцировали ребенка до его социальной роли – ученика. В них ребенок не имеет других потребностей, кроме познавательной, он способен 45 минут концентрировать внимание на предлагаемой учителем деятельности, возможно не представляющей для него никакого интереса, у него нет жизненных проблем, он должен учиться и выполнять все, что требуется. (Конечно, эти требования научно обоснованы, но в качестве одного из оснований выступают не те же «мифы» о ребенке?). В этой ситуации закономерна потеря наукой своей функции, которая отвечает за направление и оснащение практики моделями, подходами и способами деятельности.

Современные гуманистические  теории образования опираются уже на другой (более адекватный действительности?) образ человека. Казалось бы, проблема разрыва науки и практики должна быть решена. Однако теперь в образовании утвердился «неустойчивый баланс личностно ориентированной теории и авторитарно управляемой практики». На этой проблеме мы остановимся чуть позже.

 

4. Педагогическая  технология есть последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Однако несмотря на формальную схожесть определений, педагогическая технология и, например, технология обработки металлов – различные по уровню сложности и предсказуемости результата процессы. В силу индивидуальных различий между людьми, в педагогике не может быть одинаковых исходных данных и точной копии действий различных педагогов. Кроме того, описание педагогических процессов не формализуемо полностью (педагогика не относится к числу точных наук). Поэтому даже строгая разработка конкретной технологии на научной основе не отменяет теорию и методику (она основывается на них), а также не исключает мастерства использующего технологию педагога, проявления им импровизации и творчества в педагогическом процессе.

Понятие педагогической технологии используется на трех иерархически соподчиненных уровнях. Общепедагогическая технология описывает целостный педагогический процесс, включая все компоненты: цель, содержание, средства, методы, формы обучения и воспитания. В ее основе лежат определенные идеи (философско-педагогическая позиция). Технологии такого уровня целесообразно отнести к воспитательным системам. Частнометодическая технология описывает систему действий и включает методы и средства для реализации конкретного содержания образования (например, технология обучения физике в школе). Локальный уровень технологии – это описание процесса и средств решения частных педагогических задач (например, технология проведения краеведческой экскурсии или технология развития субъектности ребенка).

Педагогическая деятельность может осуществляться как специально подготовленными педагогами-профессионалами, так и каждым человеком, независимо от профессии (воспитание детей, самообразование). Профессионально-педагогическая деятельность в наиболее общем виде представляет собой организацию (включая проектирование, реализацию, управление) взаимосодействия с различными субъектами образовательного процесса (воспитанниками, их родителями, педагогами), направленного на решение педагогических задач. Целью такого взаимосодействия является не методическое, организационное или техническое совершенство процесса, а личность учащегося, его развитие (А.А. Реан).

Эффективность педагогической деятельности зависит от внешних (социально-экономические, материально-технические и организационно-управленческие условия деятельности педагогов) и внутренних факторов. Особенность педагогической деятельности заключается в том, что для нее не являются необходимыми сложные средства труда. Основное средство – это личность педагога, его мастерство. Поэтому определяющими факторами являются внутренние, такие как:

– широта и глубина профессиональных знаний педагога (общекультурных, психологических, педагогических, предметных);

– степень владения профессиональными навыками и умениями (аналитическими, прогностическими, проективными, мобилизационными, информационными, развивающими, ориентационными, перцептивными, умениями общения и педагогической техникой);

– педагогическая направленность (интерес к профессии, стремление к совершенствованию человека, собственному саморазвитию, желание понять других и др.);

– педагогические способности – это способности к активной, разносторонней, творческой профессиональной и социально-культурной деятельности, а также способности к собственному саморазвитию;

– позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру;

– личностные особенности (высокая гражданская ответственность, любовь к детям, высокая культура и нравственность, тактичность, доброжелательность, общительность, эмпатия, наблюдательность, справедливость, эмоциональная стабильность и др.).

Резюме по модулю 1 «Педагогика как наука и практика»

1. Педагогика представляет собой взаимообогащающее единство педагогической науки и практики. Педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой объект, предмет и методы исследования. Педагогическая наука изучает противоречия, закономерности, способы осуществления процесса образования.

2. Образование (воспитание в широком смысле слова) как общественное явление возникло вместе с появлением человеческого общества в связи с необходимостью передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Развитие педагогической практики исторически и социально обусловлено. Движущими силами этого развития являются противоречия между усложнением общественной жизни и связанным с этим возрастанием требований к растущему человеку, с одной стороны, и организацией процесса передачи опыта и развития личности, с другой.

3. Историю развития педагогического знания можно вести от появления первых педагогических суждений и зарождения педагогических идей в русле философских учений. Однако начало формирования педагогики как самостоятельной науки связано с появлением теорий, основанных на педагогической практике и эксперименте. Развитие научно-педагогического знания неразрывно связано с развитием образования.

4. Образование – это целенаправленный общественно–исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. Процесс образования включает две условно выделенных составляющих: обучение, имеющее основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков ученика в процессе его познавательной деятельности, и воспитание, направленное на формирование определенных личностных качеств и отношений человека и реализующееся во всех видах деятельности.

5. Педагогика относится к области человекознания и взаимосвязана со всеми науками, изучающими человека и общество. Базисом педагогических концепций служат философские идеи, психологические теории личности и ее развития, теории учения, а также анатомия и физиология человека.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Охарактеризуйте педагогику как науку.

2. Назовите отличия педагогической практики и педагогической науки. В чем проявляется их взаимосвязь?

3. Каковы движущие силы развития практики воспитания и обучения детей?

4. Какие факторы обуславливают  различие систем образования в разные исторические периоды?

Информация о работе Лекции по "Педагогике"