Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
В.В. Сериков: «Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, «не спросив об этом» самого человека. Если гуманистически мыслящее общество заинтересовано не в «винтике», а в человеке, то в основе педагогической цели должна лежать не модель личности, а модель личностно утверждающей ситуации свободного жизнепроявления индивидуума. Мир человека – это не только «государство» и «общество», и поэтому цели образования должны отражать не только социальные функции, но и все многообразие человеческого бытия».
Поскольку именно функции образования отвечают на вопрос «ради чего?», разумно предположить, что цель образования следует искать на пересечении всех его функций. Как говорилось выше, эти функции представляют собой взгляд на образование с различных ракурсов и поэтому не совпадают между собой. Задав гуманистическую ориентацию, мы определили приоритет гуманистической функции.
Гуманистическая функция образования не «противостоит» культурной и общественной, а «вбирает» их на уровне следствий, декларируя приоритет безусловной ценности каждого человека, вне зависимости от того, отвечает ли он требованиям общества и культуры. Итак, альтернативу «образование для прогресса общества и сохранения культуры или для самого образующегося человека» мы заменили «интегральной» позицией: образование ради благополучия человека – субъекта собственной жизни, общественного и культурного развития.
|
Функции образования |
|
Культурная: |
Общественная: |
Гуманистическая: |
сохранение и развитие культуры |
прогресс общества |
благополучие |
путем |
путем |
путем |
Цель образования: Благополучие человека – субъекта собственной жизни, общественного и культурного развития |
Рис. Функции и цель образования
В данном случае цель образования – благополучие человека – сформулирована предельно обобщенно, подчеркивая то инвариантное, на что оно ориентировано с позиции гуманистической парадигмы. Она не противоречит другим трактовкам цели, выдвинутым в рамках названной парадигмы.
Лекция 8. Система образования в России
План:
1. Принципы политики в области образования.
2. Понятие и виды образовательных программ и образовательных учреждений в России.
3. Управление образовательными системами
4. Характеристики системы образования.
1. Любое общество вне зависимости от государственного устройства с целью реализации функции воспроизводства своих членов создает комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения. Для управления ими создаются специальные органы. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики, которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием, а также являются основой построения образовательных программ.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», государство выдвигает следующие принципы политики в области образования.
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Светский (не религиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. Свобода и плюрализм в образовании, внимательное отношение к различным мнениям и подходам.
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
2. Система образования в современной России представляет собой совокупность взаимодействующих:
– преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
– сети реализующих их образовательных учреждений;
– органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования. Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом.
Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы: дошкольного образования, начального общего (1–4 классы), основного общего (5–9 классы), среднего (полного) общего образования (10–11классы).
Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования. Высшее образование подразделяется на начальное (общее) высшее образование (1–2 курс вуза), базовое высшее образование (3–4 курсы вуза, бакалавриат), полное высшее образование (5 курс вуза), магистратуру.
Каждая образовательная программа состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы) и представляет собой обязательный минимум содержания образования для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих и обучающихся в данном регионе.
Кроме основных в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы в виде факультативов, курсов по выбору.
Образовательным называется учреждение, обеспечивающее содержание воспитания и обучения и/или реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационнно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и пр.)
К образовательным относят учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования); профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования); дополнительного образования (институты повышения квалификации, школы искусств, спортивные школы и пр.); специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. К образовательным учреждениям одного типа могут относиться различные по виду учреждения. Например, к группе профессиональных относятся училища, колледжи, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии).
3. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Управление образованием
в России построено подобно хозяйственно
Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы.
4. Система образования в России обладает следующими характеристиками: стандартизация, регионализация, вариативность, многоуровневость и непрерывность.
Одной из современных тенденций развития образования является его стандартизация. Понятие стандарта, как «образца, нормы, мерила», пришло в область образования из производства, где государственный или отраслевой стандарт есть инструмент контроля за качеством продукции. Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по его достижению (В.С. Леднев).
Государственные образовательные стандарты выполняют следующие функции:
– обеспечение качества образования;
– обеспечение единства образовательного пространства РФ;
– основа для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования;
– основа для разработки
примерных образовательных прог
– предел, в рамках которого государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования (для общего среднего образования).
Итак, устанавливая образовательный стандарт, государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности, гарантируя при этом необходимый уровень образовательных услуг. Стандартизация образования в России вызвана учетом тенденций развития мирового образования, а также необходимостью создания единого образовательного пространства, где обеспечивается единый уровень образования, получаемого в различных образовательных учреждениях.
Стандарт образования является средством регламентации обучения и определяет: 1) обязательный минимум содержания образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. Путем выделения федерального, национально-регионального и школьного (ученического) компонентов содержания образования в образовательном стандарте заложены основы для регионализации и вариативности образования. Иными словами, стандарт не должен создавать условий, приводящих к унификации и стандартизации личности, а должен выступать в качестве документа, упорядочивающего содержательное разнообразие образования и формирующего правовое поле для свободы деятельности в рамках единого образовательного пространства (Ю.Г. Татур).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования разрабатывается для каждого направления подготовки и специальности и утверждается Министерством образования Российской Федерации. Стандарт подготовки выпускника по конкретной специальности включает: