Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

Резюме по модулю «Теоретико-методологические основы педагогики»

1. Образование – это  целенаправленная часть социализации. В этом процессе, происходящем при условии существования человека в обществе, образование выполняет две функции: ускоряет и направляет социализацию по определенным путям.

2. Каждый педагог своей деятельностью от постановки задач до выбора и конструирования средств их решения, так или иначе, осознавая или не осознавая это, утверждает свои взгляды на человека, проводит в жизнь свои ценности, свою философию. «Что есть человек?» – вечный вопрос, от ответа на который зависит направленность педагогической теории и практики.

3. Образовательная парадигма  – это совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику. Гуманистическая парадигма опирается на представления о человеке как о неотъемлемой части эволюционирующей Вселенной, соразмерной ей и несущей в себе уникальный позитивный и необходимый миру потенциал. Развитие способностей и личностных качеств ребенка, освоение им социокультурного опыта включается в более широкую цель – помощь человеку в духовном восхождении. Составляющими этой глобальной цели являются: создание условий для развития субъектности, жизнетворчества, личностных функций растущего человека, поддержка самопознания, самоопределения, самореализации.

4. Развитие личности  понимается как наращивание человеческого потенциала, становление ценностно-смысловой системы регуляции жизнедеятельности, повышение уровня субъектности как способности превращать свою жизнь в предмет практического преобразования. Это предполагает создание условий для удовлетворения базовых потребностей человека в познании, понимании, признании, самореализации, для осознания и упорядочивания жизненных целей, ценностей, для нахождения смыслов профессиональной деятельности, что соответствует гуманистической образовательной парадигме.

5. Педагогическая методология – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

6. Под исследованием  в области педагогики понимается  процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование опирается на следующие подходы (принципы): системный, деятельностный, личностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический.

7. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. В процессе исследования используются теоретические, эмпирические и методы математико-статистической обработки данных.

 

Вопросы для  размышления:

1. Что такое духовность? Докажите, что человек – духовное  существо.

2. Дайте определения  понятиям «духовный рост», «духовное  развитие». Охарактеризуйте человека, достигшего наивысшей ступени такого развития.

3. Как Вы думаете,  почему существует множество  трактовок термина «личность», различные точки зрения на факторы и критерии ее развития?

4. Сравните понятия  «личность» и «сущность человека».  Как Вы понимаете процесс восхождения человека к своей сущности? Какова роль социума в этом процессе?

5. Существует мнение, что личность соединяется с  сущностью человека через смысл жизни. Пользуясь материалами первоисточников и дополнительной литературой, опровергните или подтвердите это мнение.

6. Может ли человек  жить без Веры, без собственной  жизненной философии? Проанализируйте свои цели, намерения, поступки с точки зрения представлений о человеке, об отношениях между людьми, о смысле жизни, которые лежат в их основе.

Вопросы для  самоконтроля:

1. Выделите общее и особенное в понимании процессов социализации, образования, развития личности.

2. Сравните авторитарную  и деятельностную парадигмы в плане трудностей их реализации.

3. Охарактеризуйте основные  черты образования в гуманистической парадигме.

4. Объясните необходимость  особых методов для реализации  гуманистической парадигмы.

5. Докажите соответствие  идей развития личности гуманистической парадигме.

6. Что Вы понимаете  под личностью и ее развитием?

7. Охарактеризуйте уровни  методологии педагогики. Почему они названы уровнями, а не компонентами?

8. Каковы философские  и психологические основания  педагогики?

9. В чем сходство и различие педагогического и психологического исследования?

Тестовые вопросы для самоконтроля

1. Методология в педагогике

а) представляет собой  совокупность базовых положений  о построении педагогического процесса;

б) включает ряд подходов к исследованию педагогических явлений;

в) опирается на философские  и психологические теории.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

2. Личностно-ориентированное  образование предполагает

а) отказ от массового  обучения;

б) развитие личности в  качестве его цели;

в) признание и учет мотивов самореализации учеников.

г) Верны ответы б) и  в).

д) Нет верного ответа.

 

3. В отечественной психологии центром личности считается:

а) когнитивная сфера;

б) эмоционально-волевая  сфера;

в) ценностно-смысловая  сфера.

 

4. К основным показателям собственно личностного развития можно отнести:

а) повышение уровня рефлексии собственной жизни;

б) снижение импульсивности поведения и повышение его осмысленности;

в) проявление внутреннего локуса контроля.

 

5. Источником деятельностной парадигмы стали представления о человеке:

а) как уникальном творце самого себя и мира вокруг;

б) как «запрограммированном аппарате»;

в) как активном существе, стремящимся к достижению собственных целей.

 

6. В авторитарной педагогике преобладают ценности:

а) творческой самореализации ученика;

б) нормативности и дисциплины;

в) проявления деловых качеств.

 

7. В гуманистической парадигме в качестве основной цели образования выдвигается развитие

а) личностного потенциала человека;

б) интеллектуального потенциала;

в) поведенческого репертуара.

 

8. В отличие от авторитарной, в деятельностной парадигме:

а) знания признаются самоценностью;

б) знания рассматриваются как средство развития способностей;

в) знания исключаются из целевых ориентиров.

 

9. Активный человек с развитыми способностями, ответственно относящийся к своим обязанностям является образом цели-идеала:

а) в авторитарной парадигме;

б) в деятельностной парадигме;

в) в гуманистической парадигме;

 

10. Самоценность субъективного опыта ребенка и каждого из этапов его развития признается:

а) в авторитарной парадигме;

б) в деятельностной парадигме;

в) в гуманистической парадигме;

 

11. Личностно-ориентированное образование в качестве основного момента предполагает

а) индивидуальное обучение;

б) признание и учет мотивов самореализации учеников;

в) отмену наказаний и запретов в школе.

 

12. Методологическая часть педагогического исследования включает:

а) обоснование актуальности проблемы;

б) выбор методологии;

в) построение гипотезы исследования;

г) формулировку цели и  задач.

д) Все ответы верны.

 

13. Процедурная часть педагогического исследования включает:

а) обоснование актуальности проблемы;

б) выбор методов исследования;

в) построение гипотезы исследования;

г) обработку и интерпретацию  результатов исследования.

 

3 МОДУЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (6 ЧАСОВ)

Лекция 7. Функции и  цели образования

План:

1. Понятие функции образования.

2. Культурная функция.

3. Общественная функция.

4. Гуманистическая (личностная) функция.

5. Цель образования.

 

1. Понятие «функция» используется в двух основных значениях: а) как цель, предназначение какого-либо предмета, явления, процесса; б) как особая связь, зависимость двух или большего числа явлений. В настоящей лекции принято первое из этих значений, то есть акцент сделан на целевом назначении образования, его телеологическом аспекте, роли в системах более высокого иерархического уровня.

Как правило, функциональный подход и структурно-функциональный анализ всегда явно или неявно имеют в виду адаптивное значение рассматриваемых явлений. Аналогично функциональный анализ образования имеет своей целью связать его существование с более широкими целями, осуществлению которых оно служит. Актуальность такого анализа обусловлена переходом категории «цель образования» из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно педагогическую, когда она не сводится к образу необходимого обществу идеального человека или сумме конкретных целей отдельных этапов педагогического процесса, а становится предметом педагогического анализа во всей своей целостности. Этот процесс связан с изменениями не только в педагогическом сознании, но и в обществе в целом. В современных условиях педагогика оказалась перед проблемой поиска источников и процедур построения цели образования. Мы рассматриваем функциональный анализ образования как один из подходов выявления его цели через определение его значения в системах более высокого иерархического уровня (культура, общество, человек).

Функции образования  есть проявления его необходимых свойств, соотносимые с различными областями действительности. Традиционно выделяют три его функции: культурную, общественную и гуманистическую. Несмотря на разделение функций, все они взаимосвязаны так же, как взаимосвязаны стороны действительности, к которым они относятся. Так, например, требования социального заказа не могут существовать иначе, чем в контексте культуры. Однако общечеловеческие ценности могут «уступать натиску» временным требованиям технико-технологического развития. Между функциями можно наблюдать некоторые пересечения (поскольку анализу подвергается одно целостное явление), но отсутствие тождества (поскольку ракурсы анализа различны).

 

2. Если рассматривать культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, проявляющий себя в мире материальных и духовных ценностей, то взаимодействие культуры и образования имеет две стороны. Первая – «проникновение» культуры в образование, обретение им содержания и собственной формы (образование является отраслью массового духовного производства и средством трансляции культуры), вторая – воспроизводство культуры через ее реальное существование в человеке (сохранение и развитие культурных достижений).

Культурная  функция образования имеет два аспекта. Во-первых, образование есть процесс передачи – присвоения культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей. Приобщение ребенка к культуре – не пассивный процесс «напластовывания», «прибавления» к нему культурных достижений. В рамках сотрудничества со взрослым и совместной деятельности ребенок преобразует культурно предпочитаемые способы деятельности в свои собственные, тем самым «окультуривает» себя. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных способов и результатов деятельности.

Это и есть второй аспект культурной функции образования – воспроизводство и развитие культуры. Если бы механизм процесса передачи – присвоения культурных ценностей из поколения в поколение был подобен механизму передачи каких-либо предметов, то процесс развития культуры был бы невозможен, и образование «производило» бы однотипные «продукты». Поэтому в реализации культурной функции значение имеют не только овладение определенными знаниями, умениями, навыками, а также интериоризация общечеловеческих ценностей, но и творческая переработка человеком культурного опыта, преобразование культурных значений в смыслы, воспроизводство культуры не в неизменном виде, а в преобразованном, «пропущенном через себя».

 

3. Общественная функция образования проявляется в том, что оно является институтом социализации личности, подготовки новых членов общества. От того, насколько эффективно образование выполняет социальный заказ, зависит развитие производства и других сфер общественной жизни.

Что такое  социальный заказ образованию? Докажите, что цель образования и социальный заказ не есть тождество.

Без образования немыслимо  развитие общества, так как общество состоит из людей, которые и являются «двигателями прогресса». Поскольку в общественном развитии трудно переоценить роль человеческого фактора, во многих странах совершенствование образования рассматривается как первоочередная задача национальной политики. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования заботу о его развитии и финансировании вводимых новшеств берет на себя государство.

Необходимо понимать, что не только образование влияет на общество. Ведь образование – это часть социальной системы, и на процесс его осуществления и результаты оказывают влияние все аспекты общественной жизни: от политики и идеологии до материально-бытовых условий жизни педагогов и детей. Общественное развитие приводит к изменениям социальных условий, а также взглядов, идей, ценностей, что находит свое отражение в корректировке социального заказа и, как следствие, в реформировании образования. Так, в связи с резким увеличением объема накопленных обществом знаний, высокой динамикой развития технологии производства, современное начальное и среднее профессиональное образование не могут претендовать на окончательную подготовку к человека к профессиональной деятельности. Для работы в любой сфере кроме профессионально важных знаний и умений необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих взаимоотношений. Даже высшее профессиональное образование не может рассматриваться как подготовка человека на всю жизнь. Поэтому от всего общества и каждого человека требуется понимание необходимости постоянного образования. А образование, в свою очередь, должно быть нацелено на подготовку человека, который сможет сам искать и находить информацию; решать не только проблемы сегодняшнего дня, но и те, которые возникнут в будущем; осваивать новые способы деятельности; заниматься самообразованием. Иными словами, каждое новое поколение должно не только усвоить опыт предыдущего, но и двигаться дальше в своем развитии. Только в этом случае возможен прогресс общества.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"