Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Резюме по модулю «Теоретико-методологические основы педагогики»
1. Образование – это
целенаправленная часть социали
2. Каждый педагог своей деятельностью от постановки задач до выбора и конструирования средств их решения, так или иначе, осознавая или не осознавая это, утверждает свои взгляды на человека, проводит в жизнь свои ценности, свою философию. «Что есть человек?» – вечный вопрос, от ответа на который зависит направленность педагогической теории и практики.
3. Образовательная парадигма
– это совокупность теоретическ
4. Развитие личности
понимается как наращивание
5. Педагогическая методология – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
6. Под исследованием
в области педагогики
7. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. В процессе исследования используются теоретические, эмпирические и методы математико-статистической обработки данных.
Вопросы для размышления:
1. Что такое духовность? Докажите, что человек – духовное существо.
2. Дайте определения
понятиям «духовный рост», «
3. Как Вы думаете, почему существует множество трактовок термина «личность», различные точки зрения на факторы и критерии ее развития?
4. Сравните понятия
«личность» и «сущность
5. Существует мнение, что личность соединяется с сущностью человека через смысл жизни. Пользуясь материалами первоисточников и дополнительной литературой, опровергните или подтвердите это мнение.
6. Может ли человек жить без Веры, без собственной жизненной философии? Проанализируйте свои цели, намерения, поступки с точки зрения представлений о человеке, об отношениях между людьми, о смысле жизни, которые лежат в их основе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Выделите общее и особенное в понимании процессов социализации, образования, развития личности.
2. Сравните авторитарную и деятельностную парадигмы в плане трудностей их реализации.
3. Охарактеризуйте основные
черты образования в гуманистич
4. Объясните необходимость особых методов для реализации гуманистической парадигмы.
5. Докажите соответствие
идей развития личности
6. Что Вы понимаете под личностью и ее развитием?
7. Охарактеризуйте уровни методологии педагогики. Почему они названы уровнями, а не компонентами?
8. Каковы философские и психологические основания педагогики?
9. В чем сходство и различие педагогического и психологического исследования?
Тестовые вопросы для самоконтроля
1. Методология в педагогике
а) представляет собой совокупность базовых положений о построении педагогического процесса;
б) включает ряд подходов к исследованию педагогических явлений;
в) опирается на философские и психологические теории.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
2. Личностно-ориентированное образование предполагает
а) отказ от массового обучения;
б) развитие личности в качестве его цели;
в) признание и учет мотивов самореализации учеников.
г) Верны ответы б) и в).
д) Нет верного ответа.
3. В отечественной психологии центром личности считается:
а) когнитивная сфера;
б) эмоционально-волевая сфера;
в) ценностно-смысловая сфера.
4. К основным показателям собственно личностного развития можно отнести:
а) повышение уровня рефлексии собственной жизни;
б) снижение импульсивности поведения и повышение его осмысленности;
в) проявление внутреннего локуса контроля.
5. Источником деятельностной парадигмы стали представления о человеке:
а) как уникальном творце самого себя и мира вокруг;
б) как «запрограммированном аппарате»;
в) как активном существе, стремящимся к достижению собственных целей.
6. В авторитарной педагогике преобладают ценности:
а) творческой самореализации ученика;
б) нормативности и дисциплины;
в) проявления деловых качеств.
7. В гуманистической парадигме в качестве основной цели образования выдвигается развитие
а) личностного потенциала человека;
б) интеллектуального потенциала;
в) поведенческого репертуара.
8. В отличие от авторитарной, в деятельностной парадигме:
а) знания признаются самоценностью;
б) знания рассматриваются как средство развития способностей;
в) знания исключаются из целевых ориентиров.
9. Активный человек с развитыми способностями, ответственно относящийся к своим обязанностям является образом цели-идеала:
а) в авторитарной парадигме;
б) в деятельностной парадигме;
в) в гуманистической парадигме;
10. Самоценность субъективного опыта ребенка и каждого из этапов его развития признается:
а) в авторитарной парадигме;
б) в деятельностной парадигме;
в) в гуманистической парадигме;
11. Личностно-ориентированное образование в качестве основного момента предполагает
а) индивидуальное обучение;
б) признание и учет мотивов самореализации учеников;
в) отмену наказаний и запретов в школе.
12. Методологическая часть педагогического исследования включает:
а) обоснование актуальности проблемы;
б) выбор методологии;
в) построение гипотезы исследования;
г) формулировку цели и задач.
д) Все ответы верны.
13. Процедурная часть педагогического исследования включает:
а) обоснование актуальности проблемы;
б) выбор методов исследования;
в) построение гипотезы исследования;
г) обработку и интерпретацию результатов исследования.
3 МОДУЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (6 ЧАСОВ)
Лекция 7. Функции и цели образования
План:
1. Понятие функции образования.
2. Культурная функция.
3. Общественная функция.
4. Гуманистическая (личностная) функция.
5. Цель образования.
1. Понятие «функция» используется в двух основных значениях: а) как цель, предназначение какого-либо предмета, явления, процесса; б) как особая связь, зависимость двух или большего числа явлений. В настоящей лекции принято первое из этих значений, то есть акцент сделан на целевом назначении образования, его телеологическом аспекте, роли в системах более высокого иерархического уровня.
Как правило, функциональный подход и структурно-функциональный анализ всегда явно или неявно имеют в виду адаптивное значение рассматриваемых явлений. Аналогично функциональный анализ образования имеет своей целью связать его существование с более широкими целями, осуществлению которых оно служит. Актуальность такого анализа обусловлена переходом категории «цель образования» из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно педагогическую, когда она не сводится к образу необходимого обществу идеального человека или сумме конкретных целей отдельных этапов педагогического процесса, а становится предметом педагогического анализа во всей своей целостности. Этот процесс связан с изменениями не только в педагогическом сознании, но и в обществе в целом. В современных условиях педагогика оказалась перед проблемой поиска источников и процедур построения цели образования. Мы рассматриваем функциональный анализ образования как один из подходов выявления его цели через определение его значения в системах более высокого иерархического уровня (культура, общество, человек).
Функции образования есть проявления его необходимых свойств, соотносимые с различными областями действительности. Традиционно выделяют три его функции: культурную, общественную и гуманистическую. Несмотря на разделение функций, все они взаимосвязаны так же, как взаимосвязаны стороны действительности, к которым они относятся. Так, например, требования социального заказа не могут существовать иначе, чем в контексте культуры. Однако общечеловеческие ценности могут «уступать натиску» временным требованиям технико-технологического развития. Между функциями можно наблюдать некоторые пересечения (поскольку анализу подвергается одно целостное явление), но отсутствие тождества (поскольку ракурсы анализа различны).
2. Если рассматривать культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, проявляющий себя в мире материальных и духовных ценностей, то взаимодействие культуры и образования имеет две стороны. Первая – «проникновение» культуры в образование, обретение им содержания и собственной формы (образование является отраслью массового духовного производства и средством трансляции культуры), вторая – воспроизводство культуры через ее реальное существование в человеке (сохранение и развитие культурных достижений).
Культурная функция образования имеет два аспекта. Во-первых, образование есть процесс передачи – присвоения культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей. Приобщение ребенка к культуре – не пассивный процесс «напластовывания», «прибавления» к нему культурных достижений. В рамках сотрудничества со взрослым и совместной деятельности ребенок преобразует культурно предпочитаемые способы деятельности в свои собственные, тем самым «окультуривает» себя. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных способов и результатов деятельности.
Это и есть второй аспект культурной функции образования – воспроизводство и развитие культуры. Если бы механизм процесса передачи – присвоения культурных ценностей из поколения в поколение был подобен механизму передачи каких-либо предметов, то процесс развития культуры был бы невозможен, и образование «производило» бы однотипные «продукты». Поэтому в реализации культурной функции значение имеют не только овладение определенными знаниями, умениями, навыками, а также интериоризация общечеловеческих ценностей, но и творческая переработка человеком культурного опыта, преобразование культурных значений в смыслы, воспроизводство культуры не в неизменном виде, а в преобразованном, «пропущенном через себя».
3. Общественная функция образования проявляется в том, что оно является институтом социализации личности, подготовки новых членов общества. От того, насколько эффективно образование выполняет социальный заказ, зависит развитие производства и других сфер общественной жизни.
Что такое социальный заказ образованию? Докажите, что цель образования и социальный заказ не есть тождество.
Без образования немыслимо развитие общества, так как общество состоит из людей, которые и являются «двигателями прогресса». Поскольку в общественном развитии трудно переоценить роль человеческого фактора, во многих странах совершенствование образования рассматривается как первоочередная задача национальной политики. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования заботу о его развитии и финансировании вводимых новшеств берет на себя государство.
Необходимо понимать, что не только образование влияет на общество. Ведь образование – это часть социальной системы, и на процесс его осуществления и результаты оказывают влияние все аспекты общественной жизни: от политики и идеологии до материально-бытовых условий жизни педагогов и детей. Общественное развитие приводит к изменениям социальных условий, а также взглядов, идей, ценностей, что находит свое отражение в корректировке социального заказа и, как следствие, в реформировании образования. Так, в связи с резким увеличением объема накопленных обществом знаний, высокой динамикой развития технологии производства, современное начальное и среднее профессиональное образование не могут претендовать на окончательную подготовку к человека к профессиональной деятельности. Для работы в любой сфере кроме профессионально важных знаний и умений необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих взаимоотношений. Даже высшее профессиональное образование не может рассматриваться как подготовка человека на всю жизнь. Поэтому от всего общества и каждого человека требуется понимание необходимости постоянного образования. А образование, в свою очередь, должно быть нацелено на подготовку человека, который сможет сам искать и находить информацию; решать не только проблемы сегодняшнего дня, но и те, которые возникнут в будущем; осваивать новые способы деятельности; заниматься самообразованием. Иными словами, каждое новое поколение должно не только усвоить опыт предыдущего, но и двигаться дальше в своем развитии. Только в этом случае возможен прогресс общества.