Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Образование как результат традиционно означает достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Вероятно, здесь правильнее было бы говорить об образованности человека как совокупности не только его знаний и умений, но и личностных качеств. Образованный – это человек с высоким уровнем развитых способностей, человек, у которого сформированы мировоззрение, определенные нравственные принципы, ценностные ориентации и личностные качества. Областью существования этого образования является внутренний субъективный мир человека.
Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. В каждой стране под влиянием исторических, культурных, социальных особенностей, в результате деятельности научных и политических структур сложилась своя, отличная от других, система образования.
3. Процесс образования можно разложить на две составляющих: воспитание и обучение. Критериями такого разделения являются:
1) цели, стоящие перед каждой из составляющих в процессе образования человека;
2) виды деятельности формирующейся личности, играющие наиболее важную роль в достижении данных целей.
Так, обучение имеет основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков, базисом чего служит познавательная деятельность ученика, а воспитание направлено на формирование определенных качеств и отношений человека и реализуется во всех видах деятельности (коммуникативной, трудовой, игровой, познавательной и др.).
Отсюда видно, что разделение обучения и воспитания весьма условно. Например, усвоение знаний, как правило, имеет в своей основе не только познавательную деятельность, но и коммуникативную (взаимодействие учеников между собой и с педагогом) – соответственно оно имеет и воспитательный эффект. Не только стиль общения, но и организация, методы обучения имеют воспитательный потенциал. Кроме того, усвоение знаний приводит к появлению отношения к этому знанию, формированию мировоззрения, что также подтверждает взаимопроникновение двух названных составляющих. В свою очередь, воспитание, например, гражданственности немыслимо без освоения определенных исторических, географических , этнокультурных знаний (хотя и не исчерпывается этим), то есть воспитание использует результаты обучения, а также вносит вклад в решение его задач.
Разделение единого процесса на обучение и воспитание обусловлено научным подходом к исследованию целостной реальности, связанным с построением ее моделей, выделением, изучением и проектированием отдельных составляющих целое компонентов. В педагогической науке разделяются не только цели процессов обучения и воспитания, но и их принципы, методы, формы осуществления.
Следует отметить, что процесс обучения более глубоко разработан теоретически, результаты обучения (знания, умения, навыки) диагностируются сравнительно легко, а поэтому эффективность того или иного вида обучения может быть достаточно точно определена. Воспитание протекает значительно сложнее, поскольку формирование качеств человека – длительный процесс, зависящий от множества факторов, учесть которые достаточно трудно. В отличие от обучения, воспитание не ограничено временными рамками (учебная четверть, урок) и не стандартизировано (отсутствует государственный стандарт результатов воспитания, которые необходимо достигнуть). Наверное, это является одной из причин того, что эффективность работы того или иного образовательного учреждения оценивается, в основном, по результатам обучения.
Для того, чтобы вернуться к исходному целостному процессу образования, необходимо определить место и функции его составляющих. Итак, главное назначение обучения и воспитания – реализовывать функции образования, способствовать достижению его целей. Можно сказать, что обучение и воспитание – это средства образования, то есть средства развития, совершенствования личности человека. Их эффективность и будет определяться тем, насколько они способствуют достижению главной цели образования.
В последние годы педагогика обогатилась результатами разнообразных исследований. Среди основных понятий можно выделить такие, изучение феноменов которых является актуальной задачей современной педагогики. Это – педагогический процесс, воспитательная система, педагогическое взаимодействие, педагогические технологии, педагогическая деятельность. (Сущность и цели процессов образования, обучения и воспитания, а также названные понятия более подробно будут рассмотрены в следующих лекциях).
4. На самом раннем этапе возникновения общества у людей появилась необходимость передавать жизненный опыт от старшего поколения к младшему. Поэтому и возникновение педагогической практики (образования как общественного явления) можно отнести к тем временам, когда зародилось само человеческое общество. Функции обучения и воспитания осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей. Процесс образования был неотделим от жизни общества, входил в него как обязательный компонент, осуществляющийся в процессе всей жизни, а в роли педагога выступала вся община.
Выделение семьи как социальной общности людей привело к переходу от общественного воспитания к семейному, когда в роли педагога стали выступать родители. Усложнение социальной жизни, увеличение функций человека в обществе требовали усложнения и дифференциации воспитания детей. Стали различаться задачи и подходы к воспитанию мальчиков и девочек или детей из семей различного статуса.
Развитие языка и общей
Так, в Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества: подготовка сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих определенными познаниями и качествами для управления государством и защиты его от врагов. Разница этих систем воспитания определялась некоторыми особенностями экономики, политики и культуры этих государств. Историки полагают, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, включающими семейные, государственные, храмовые формы, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения.
Движущей силой дальнейшего развития образования являлись противоречия между увеличивающимися объемами подлежащей усвоению информации, усложняющимися требованиями к человеку, с одной стороны, и формами, способами передачи культурного опыта от старшего поколения к младшему, с другой. Так, с изобретением письменности и математической символики существенно увеличилось время, затрачиваемое на освоение этих знаний, а также появилась необходимость в специально подготовленных людях для руководства этим процессом. Таким образом произошло выделение образования из процесса воспроизводства общественной жизни. Цели образования, его функции и организация зависели от общественного устройства и определялись взглядами видных деятелей эпохи и правящих классов.
В средневековье воспитание и обучение носили религиозно–догматический характер. Школа была сосредоточена в руках церкви, и ее целью была подготовка духовенства. Содержание образования составляли молитвы, письмо, чтение, счет. Для наиболее способных учеников со временем прибавлялись грамматика, риторика, диалектика (философия), а позже – арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Методы обучения основывались на подражании и механической памяти (заучивание), широко практиковались телесные наказания. Для мальчиков знатного происхождения имелась система рыцарского воспитания, содержанием которого были семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шашки, слагание и пение стихов.
Усложнение общественной жизни и государственного механизма привело к тому, что в XII–XIII веках в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.
В эпоху Возрождения ослабление влияния церкви выразилось в развитии государственной школы, в изменении характера образования. На первый план выдвигалось изучение классической античной культуры, природы, вместо религии как центра всего образования. Гуманистические взгляды деятелей эпохи Возрождения нашли отражение и в образовании: изменились принципы взаимодействия учителя и ученика, отверглась суровая дисциплина, выдвинулся принцип интереса в обучении.
Возросшие потребности общества в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Это упорядочило образовательный процесс и значительно повысило его эффективность. Процессы расширения и углубления образования протекали весьма противоречиво. Формалистическая классическая школа не справлялась со своими задачами. В XVII–XIX веках стали возникать экспериментальные школы, породившие множество теоретических идей, связанных с совершенствованием обучения и воспитания. Организация работы в новых школах проводилась на принципах свободы, самостоятельности, самодеятельности и активности учащихся.
Если в докапиталистическую эпоху образование не оказывало существенного влияния на производство и экономику (по причине преимущественно гуманитарного содержания образования ему отводилась по отношению к массам, в основном, просветительская роль), то с зарождением капитализма, развитием математики, механики, естествознания, медицины, инженерного дела, ростом промышленности и экономики появилась необходимость широкого использования научного знания. Стали возникать реальные училища и технические школы, высшие технические учебные заведения.
Объективные требования производства привели к тому, что постепенно всеобщее начальное, неполное, а затем полное среднее образование становятся основным условием воспроизводства рабочей силы. В процессе расширения технико-технологической деятельности человечества в идеологию и мораль человеческого общества стали проникать технократические ценности, декларирующие всесилие науки и техники. Технократизм не только предъявлял повышенные требования к профессиональной подготовке человека, но и посягал на его духовную сферу, культурную самобытность, образ жизни. Человек при таком подходе рассматривался как элемент единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития. А поскольку технократический императив не совместим с экологическим, результатом такого подхода может стать разрушение природной среды, деградация и гибель человечества.
Во второй половине XX века существенно меняется понимание положения человека в производственном процессе. Теперь это не винтик производственного механизма и не придаток машины. Как полагают философы, мы движемся к новому обществу, основным отличием которого от всех предыдущих станут место и роль в нем активной личности, информация и знания станут основным ресурсом современного производства, изменится характер человеческой деятельности – она трансформируется из трудовой в творческую. Безусловно, это отразится (и уже проявляется) в системе образования, затронув и цели, и средства, и его организацию. Современный период характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования, переходом к всеобщему высшему образованию, а также включением в этот процесс (в разных качествах) каждого члена общества.
5. И.А. Колесникова выделяет три цивилизационные ступени образования (пройденная, настоящая и будущая):
1) «природная педагогика», когда педагогическая деятельность была органично вплетена в жизнь общества;
2) «репродуктивно-
3) «креативно-педагогическая цивилизация», когда совокупным объектом-субъектом воспитания выступит все человеческое общество, произойдет возврат каждого человека к естественной педагогической деятельности как сотворчеству людей, универсальному способу их бытия.
Сравнительная характеристика процесса стихийного накопления опыта человеком в ходе социализации и целенаправленного – в ходе образования
Признаки сравнения |
Стихийное накопление опыта |
Традиционное образование |
Характеристика процесса познания |
Естественный, вплетенный в деятельность субъекта, направляемый жизненными задачами и познавательной мотивацией, включающий рациональные и эмоциональные аспекты |
Искусственно организованный, управляемый извне, стимулируемый как познавательными, так и (чаще всего) внешними по отношению к познанию мотивами, опирающийся на рациональные стороны познания |
Методы приобретения опыта |
Путем проб и ошибок, выдвижения и проверки гипотез, самоопределения к явлениям действительности |
Путем запоминания, присвоения уже выработанного кем-то опыта |
Длительность освоения опыта |
Весьма длительный процесс |
Относительно быстрый процесс |
Интегральность приобретаемого опыта |
Взаимосвязь, зачастую неразделимость знаний, умений, отношений к объектам, явлениям, деятельности, собственных качеств, формирующихся и развивающихся в процессе деятельности и познания |
Чаще всего разрозненность элементов опыта: знания без заинтересованного отношения к ним и умений их применять в жизни; представления без интенции следовать им в реальной деятельности; «знаниевый» опыт, не оказывающий влияния на личность |
Личностная значимость опыта |
Высокая, поскольку связана с жизненными задачами |
Низкая |
Качества усвоенных знаний |
Несистематизированные, разрозненные, но прочные, конкретные, связанные с определенными реальными объектами, предметами и ситуациями |
Обобщенные, систематизированные, абстрактные, связанные с классами идеальных объектов и группами явлений |
Практическая применимость полученных знаний и умений |
Легко применимы в тех же (где и приобретались), типовых ситуациях |
Требуют «разворачивания», «достраивания» в ходе использования в практической деятельности |