Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Лызь Н.А.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Темы модулей содержания учебной дисциплины |
Часы |
№ страницы |
1. Педагогика как наука и практика |
8 |
1 |
2. Теоретико-методологические основы педагогики |
4 |
32 |
3. Современное образование |
6 |
61 |
4. Педагогический процесс |
4 |
104 |
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса |
6 |
112 |
6. Теория обучения (дидактика) |
6 |
157 |
Заключение: образование XXI века |
2 |
199 |
Всего |
36 |
МОДУЛЬ 1: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ПРАКТИКА (8 часов)
Лекция 1. Научный статус и функции педагогики
План:
1. Общая характеристика учебной дисциплины.
2. Различные подходы к пониманию педагогики: самостоятельная наука, теория искусства, прикладная отрасль.
3. Объект и предмет педагогики.
4. Функции педагогики.
1. Дисциплина «Педагогика» в структуре подготовки специалиста выполняет две функции. Во-первых, это дисциплина гуманитарной подготовки, нацеленная на расширение кругозора и развитие общей культуры специалиста. Во-вторых, данной дисциплине принадлежит ведущая роль в подготовке студентов к непрофессиональной педагогической деятельности в рамках выполнения профессиональных, общественных, внутрисемейных обязанностей. Для направления «психология» данная дисциплина закладывает основы подготовки студентов к выполнению учебно-воспитательной деятельности.
Дисциплина «Педагогика» может обеспечить удовлетворение личностных и образовательных интересов студентов в сферах:
– расширения кругозора с учетом познавательных и практических потребностей студентов на основе гибкого формирования содержательного наполнения семинарских занятий и выбора студентами вопросов для углубленного рассмотрения;
– самоопределения в отношении своего дальнейшего образования на основе развития представлений об образовании, его функциях, структуре, подходах, технологиях;
– жизненного и профессионального самоопределения на основе размышлений об обществе, его ценностях и идеалах, понимания места и роли человека в нем;
– личностной самореализации в процессе участия в дискуссиях, выполнения творческих и учебно-исследовательских работ.
Дисциплина «Педагогика» способствует повышению профессиональной компетентности специалиста путем:
– расширения знаний о современных проблемах;
– развития умений идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы;
– углубления понимания этической ответственности за происходящие в обществе, организации, семье процессы;
– развития мотивации непрерывного самообразования;
– поддержки процесса самоопределения на путях, ценных в социальном отношении.
Учебная дисциплина формирует основы знаний для освоения дисциплины «Методика преподавания психологии» и прохождения педагогической практики студентами, обучающимися по направлению «психология».
Цели дисциплины «Педагогика»:
– формирование системы научных знаний об образовании как системе и процессе, о педагогике как науке и практике, о педагогических теориях, о проблемах и тенденциях современного образования;
– поддержка процесса самоопределения студентов относительно образовательных ценностей, развитие представлений, способствующих становлению позитивного эмоционально-ценностного отношения к собственному образованию и самосовершенствованию;
– организация овладения элементарными умениями и навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических проблем;
– развитие аналитико-синтетических, проектировочных, исследовательских и других общеучебных и практических умений и навыков;
– развитие представлений о научном познании действительности с использованием предметного поля педагогики.
В результате изучения дисциплины «Педагогика» студенты должны демонстрировать:
– знание предметного поля педагогики, понимание основных факторов, определяющих цели, содержание, методы обучения и воспитания;
– знание особенностей системы образования в России, понимание тенденций ее развития;
– умение оперировать педагогическими терминами;
– умение обнаруживать педагогические проблемы, формулировать педагогические задачи, видеть многообразие способов их решения;
– умение использовать теоретические знания для решения проблем непрофессиональной педагогической деятельности и практических задач самообразования;
– понимание необходимости непрерывного самообразования и личностного развития.
Рейтинг-контроль производится в три этапа: первый и второй в течение семестра (девятая и восемнадцатая недели соответственно), третий – во время сессии.
Суммарное максимальное количество баллов по курсу – 100 баллов, набрать которые студент может по прохождению промежуточного рейтинг-контроля и итогового экзамена (входной контроль не предполагает оценки в баллах).
Рубежный и суммарный рейтинг по дисциплине
Рейтинг первого |
Рейтинг второго контроля |
Рейтинг третьего |
Суммарный рейтинг | ||||
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
20 |
11 |
30 |
16 |
50 |
28 |
100 |
55 |
По результатам 2-х письменных опросов, проводимых на лекционных занятиях (максимум 6 баллов в оценке каждого) в течение первой половины семестра и работы на семинарских занятиях (4 занятия по 2 балла) студент может набрать максимум 20 баллов и для достижения удовлетворительного уровня должен набрать минимум 11 баллов.
Во второй половине семестра, по результатам 2-х письменных опросов (максимум 12 баллов), работы на семинарских занятиях (5 занятий по 2 балла) и подготовленной и прочитанной мини-лекции (максимум 8 баллов) студент может набрать максимум 30 и должен набрать минимум 16 баллов.
Таким образом, в течение семестра студент может набрать максимум 20+30 = 50 баллов. Оставшиеся от общей суммы 50 баллов выставляются преподавателем по результатам проверки и защиты учебно-исследовательской работы (максимум 20 баллов) и ответа на устном экзамене (максимум 30 баллов).
Оценка «отлично» (А) выставляется студенту, набравшему в общей сумме 85–100 баллов; «хорошо» (С) – 70–84 балла; «удовлетворительно» (Е) – 55–69 баллов. Студенты, набравшие 54 и менее баллов, получают оценку «неудовлетворительно».
2. В буквальном переводе с греческого педагогика – это «детоводство» или «дитяведение» (в Древней Греции педагогами назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина). В современном языке этот термин наполнен разными смыслами. Педагогикой называют:
– науку, вырабатывающую знания о процессе образования человека;
– часть практической деятельности людей по передаче новым поколениям социокультурного опыта человечества;
– совокупность житейских педагогических знаний.
Подходы к определению научного статуса педагогики
1) самостоятельная наука
2) прикладная отрасль
3) теория искусства.
Как и любая другая наука, педагогика характеризуется своим объектом, предметом и методами получения нового знания.
Педагогика – самостоятельная наука, если обладает своим объектом, предметом и методами. Некоторые ученые считают ее прикладной отраслью знаний: а) прикладной философией; б) прикладной психологией, отрицая наличие собственного предмета исследования. Основания: эти науки выявляют цели, закономерности развития, обучения, воспитания, а педагогика лишь находит способы их реализации.
В среде педагогов вопрос «педагогика – это наука или искусство?» является дискуссионным. Чтобы его разрешить, необходимо определиться, что конкретно находится в поле рассмотрения: процесс исследования и построения теоретических моделей образования или педагогическая практика как взаимодействие участников образовательного процесса. В первом случае педагогика – наука, а во втором она, обладая некоторыми чертами науки, ближе к искусству. В реальном взаимодействии педагога и воспитанника особую роль играет творчество, импровизация, интуиция педагога. Даже схожесть педагогических задач, выдвигаемых педагогами, не позволяет полностью алгоритмизировать и технологизировать процесс образования, поскольку в силу индивидуальных различий между людьми, каждый педагог решает задачу по-своему, в соответствии с присущим ему индивидуальным стилем деятельности, а кроме того, в общении и взаимодействии двух или более субъектов не бывает абсолютно одинаковых ситуаций.
3. Принимаем первую, наиболее распространенную точку зрения: Педагогика – самостоятельная наука.
Объектом науки является некоторая целостность, выделенная из объективного мира и выступающая в качестве области человеческой деятельности и познания. Для педагогики это – процесс образования человека. Этот процесс изучается и другими науками, например, социологией, психологией, политологией, экономикой. От таких наук педагогику отличают исследуемые ею существенные стороны, свойства, признаки объекта, то есть ее предмет.
В качестве предмета науки выступает некая идеализация объекта, ракурс его рассмотрения. Предмет педагогики – противоречия, закономерности, способы осуществления образования как целенаправленного процесса.
4. Предметом педагогики обусловлены и ее функции:
– аналитическая (теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта);
– прогностическая (исследование состояния и тенденций развития образовательного процесса и построение на этой основе моделей этого процесса и его развития, преобразования);
– проектно-технологическая (разработка педагогических технологий, а именно содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; внедрение достижений педагогической науки в практику).
Лекция 2. Образование как социально-исторический феномен
План:
1. Особенности педагогической терминологии.
2. Образование как ценность, система, процесс и результат
3. Образование как единство воспитания и обучения.
4. Исторический экскурс
5. Цивилизационные ступени образования (по И.А. Колесниковой).
1. Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия) – образование, воспитание, обучение. Однако в историческом развитии содержание этих понятий претерпевало изменения. И в настоящее время в отечественной педагогике нет единого мнения, например, по вопросу «какое понятие является более общим: воспитание или образование?». В связи с этим, каждый исследователь вынужден начинать свою работу с уточнения используемого им понятийного аппарата. Далее излагается взгляд лектора на содержание основных категорий педагогики, основанный на формулировке в Законе «Об образовании», где понятие образования трактуется как всеобщая категория, включающая воспитание (в узком смысле этого слова) и обучение.
2. Образование в педагогике понимается как:
– ценность развивающегося человека и общества;
– процесс или социальное явление;
– результат;
– система.
Наиболее часто используется понятие процесса образования. Существует несколько подходов к трактовке данного термина. Один из них представляет его как тождественный понятию воспитания в самом широком смысле этого слова (именно этот подход будет принят нами как базовый). Однако термин «воспитание» исторически более ранний, в трудах философов, классиков педагогики (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.) и в некоторых современных исследованиях (Б.Т. Лихачев, Н.В. Бордовская и др.) используется именно он. В этом случае образование определяют как часть воспитания, становления личности, связанную с передачей-освоением опыта предшествующих поколений, накопленного в виде знаний, умений, навыков и способов деятельности (здесь практически совпадают понятия образования и обучения). Руководствуясь Законом «Об образовании», мы будем понимать образование как всеобщую категорию, включающую воспитание (в узком смысле этого слова) и обучение.
Итак, образование – это целенаправленный общественно-исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. В этом смысле понятие образования сближается с понятием социализации. Но если социализация предполагает становление личности под влиянием всего спектра воздействий (факторы социализации могут быть управляемыми и неуправляемыми), то образование – процесс целенаправленный. И с этой точки зрения образование можно рассматривать как механизм управления социализацией (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов), функциями которого являются, во-первых, упорядочивание всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.