Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Развитие ребенка не ограничивается формированием черт его характера и способов поведения. Не меньшее, а скорее, большее, значение имеет становление его мотивационной сферы: интересов, целей и задач, которые ребенок перед собой ставит, мотивов его деятельности. В отечественной психологии считается, что развитие личности ребенка находит свое выражение именно в изменении иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. В психологии деятельности показано, что в новый самостоятельный мотив превращается то действие (предмет, цель), которое длительно и стойко насыщалось положительными эмоциями. Изменение в мотивационной сфере приводит к тому, что ребенок с какого-либо момента сам начинает получать удовольствие, когда он поступает «правильно». Если общение со взрослым идет безрадостно, приносит огорчение, если ребенка балуют или вознаграждают за все его «верные» действия, то новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Большое значение для  развития личности и ее будущего имеет формирование мотивации достижения успеха (в противоположность мотивации избегания неудачи) и потребности в поиске (т.е. активном творческом отношении к себе и к окружающей действительности), определяющей способность противостоять неблагоприятным факторам. Мотивация достижения успеха формируется у ребенка с 2–3-летнего возраста и зависит от степени психологической поддержки, оказываемой родителями. Для формирования потребности в поиске одинаково неблагоприятными являются две ситуации: когда все действия ребенка наталкиваются на сопротивление и ограничения со стороны взрослых и когда все желания ребенка удовлетворяются.

Умственное  развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Родителям необходимо заботиться об удовлетворении и развитии познавательных потребностей ребенка: открывать ему разнообразие окружающего мира, часто разговаривать с ним, объяснять не только то, что требуется от него, но и свои действия, чувства, ожидания; не отмахиваться от вопросов ребенка, а давать на них полный, реалистичный, но соответствующий познавательным возможностям ребенка ответ; рассказывать ребенку сказки, читать стихи, обсуждать с ним прочитанные произведения; принимать участие в играх ребенка, ненавязчиво и тактично моделируя развивающие ситуации и т.п.

Физическое развитие ребенка, совершенствование его  познавательных процессов, личности и деятельности нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического развития, который зависит от множества факторов, один из которых –  семейное воспитание.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Как взаимосвязана  цель и содержание воспитания? Приведите примеры.

2. Сущность процесса  воспитания. Сравните понимание воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики.

3. Что должно предшествовать  началу воспитательной деятельности педагога?

4. Каковы условия эффективности  воспитательной деятельности?

5. Опишите процесс  решения воспитательной задачи. Выделите его этапы.

6. Назовите и охарактеризуйте  традиционно выделяемые направления воспитания. Какие еще направления Вы можете предложить?

7. Приведите примеры  методов воспитания. Какие из  них, на Ваш взгляд, должны использоваться  в воспитательном процессе вуза?

8. Раскройте особенности  воспитания и его отличие от  обучения.

9. Методы воспитания. Проблемы их практической реализации.

10. Сравните методы  воспитания с позиции авторитарной  и гуманистической педагогики.

11. Организация воспитания  в образовательных учреждениях: проблемы, перспективы.

12. Сформулируйте принципы  семейного воспитания.

 

Тестовые вопросы  для самоконтроля

1. К задачам нравственного  воспитания не относятся:

а) развитие самосознания;

б) воспитание культуры поведения;

в) формирование ответственности и трудолюбия.

г) Ни одна из перечисленных  не относится.

д) Все перечисленные  относятся.

 

2. Воспитательный процесс

а) начинается с включения  ребенка в систему отношений  с другими людьми;

б) характеризуется четкими  критериями качества;

в) ограничен временными рамками урока.

г) Верны ответы а) и  б).

д) Нет верного ответа.

 

3. Методы воспитания

а) являются основой принципов  и правил обучения;

б) есть способы передачи знаний, умений, навыков;

в) не связаны с закономерностями этого процесса.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

4. Словесные методы  воспитания (рассказ, беседа и  др.) обычно используются в целях

а) формирования социального  опыта ребенка;

б) осмысления детьми социального  опыта;

в) организации деятельности коллектива;

г) формирования системы знаний и умений.

д) Нет верного ответа.

 

5. К задачам гражданского  воспитания не относятся:

а) формирование представлений  о государственном устройстве;

б) воспитание культуры межнационального общения;

в) формирование мотивации  противоправного поведения.

г) Ни одна из перечисленных  не относится.

д) Все перечисленные  относятся.

 

6. В отличие от обучения, процесс воспитания

а) более глубоко теоретически разработан;

б) характеризуется отдаленностью  результатов от момента осуществления процесса;

в) предполагает совместную деятельность. общение людей.

г) Верны ответы б) и  в).

д) Нет верного ответа.

 

7. Принципы воспитания

а) основаны на закономерностях  педагогического процесса;

б) находят свое конкретное воплощение в правилах обучения;

в) зависят от конкретных условий воспитания.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

8. Этот метод воспитания, более чем остальные, ориентирован  на накопление ребенком опыта взаимодействия с людьми:

а) пример;

б) ситуация свободного выбора;

в) педагогическое требование;

г) поручение;

д) поощрение.

 

9. К задачам эстетического  воспитания не относятся:

а) формирование представлений  об искусстве;

б) воспитание культуры межнационального общения;

в) формирование эстетического  вкуса.

г) Ни одна из перечисленных  не относится.

д) Все перечисленные  относятся.

 

10. Воспитательный процесс

а) начинается с поступлением ребенка в школу;

б) характеризуется четкими  критериями качества;

в) неотделим от процесса обучения.

г) Верны ответы б) и  в).

д) Нет верного ответа.

 

11. Этот метод воспитания более, чем остальные, ориентирован на установление ребенком иерархии мотивов:

а) пример;

б) ситуация свободного выбора;

в) педагогическое требование;

г) поручение;

д) поощрение.

 

 

МОДУЛЬ 6:ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) (6 ЧАСОВ)

Лекция 15. Понятие обучения. Содержание обучения

План:

1. Понятие обучения.

2. Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная

3. Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характер.

4. Состав содержания образования.

5. Содержание образования как пятиуровневая система.

6. Принципы формирования  содержания образования.

 

1. Обучение традиционно определяется как процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация усвоения знаний, умений и навыков.

С позиций теории деятельности обучение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом. Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двухсторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Каждая из них характеризуется своими целями, мотивами, действиями. Поскольку процесс обучения не может осуществляться без активности со стороны ученика, то особое внимание в этом процессе необходимо уделять формированию мотивации учения.

Важнейшим компонентом  учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели - к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов  учебной деятельности школьников можно  представить тремя взаимосвязанными группами.

1. Непосредственно-побуждающие  мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.

2. Перспективно-побуждающие  мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, -практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, развитое чувство долга, ответственности.

3. Интеллектуально-побуждающие  мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

Среди интеллектуально-побуждающих  мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Случается так, что ребенка  заставляют учиться, и единственным стимулом для него является отметка. Это не вина конкретного ребенка, а беда всего образования, которое не смогло поддержать и развить естественную любознательность ребенка, стремление к общению и совместной деятельности, способствовать получению удовлетворения от самого процесса познания. Интеллектуально-побуждающие мотивы формируются, если образование носит гуманный характер, а обучение предполагает творческую деятельность учеников.

Обучение является одной  из сторон образовательного процесса, цель которого – развитие личности. Поэтому основной акцент в обучении необходимо сделать на том, насколько усвоение знаний, умений и навыков способствует развитию человека: его мышления, памяти и других познавательных процессов, эмоционально-ценностных отношений, волевой, мотивационной и других сфер личности.

Таким образом, в образовательном  процессе обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции: информационную (образовательную), воспитательную и развивающую. Их можно рассматривать как три условно выделенные грани одного процесса.

 

2. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитательная - с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчинен-ность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом  реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной  функции неразрывно связано с  формированием навыков работы с  книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная  функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"