Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Умелое вовлечение учащихся и студентов не только в участие, но и в разработку сценария и организацию мероприятия позволяет сделать его подготовку коллективным творческим делом. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, чем само мероприятие.
При подготовке массового мероприятия не должно быть «мелочей», не заслуживающих внимания педагога. Следует учесть необходимость специального оформления помещения, подбора музыки для психологического настроя и другие факторы успешности мероприятия. Предметом особой заботы педагога при подготовке и проведении мероприятия должны быть интересы, мотивы, ценности детей, актуализируемые и развиваемые в предлагаемой им деятельности.
4. Воспитание студентов – по сути есть поддержка их профессионального и жизненного самоопределения, становления профессионально важных качеств и личностного развития.
В целостном образовательном процессе каждое взаимодействие носит комплексный характер, имея в том числе и воспитательный аспект. Каким же образом можно использовать возможности учебного процесса в вузе в воспитательных целях? Не претендуя на достаточность приведенных ниже рекомендаций, можно утверждать необходимость их выполнения для осуществления целенаправленной воспитательной деятельности.
1. Учет личностных особенностей обучающихся: мотивов, интересов, других психологических особенностей. Реализовать это можно не только в индивидуальной работе со студентами, но и в групповой, например, предложив студентам гибкую форму семинарских занятий.
2. Ориентация на лучшие качества человека, вера в его волю и способности. Это проявляется, прежде всего, в доверии и ненасильственности деятельности: отсутствии жесткого контроля, приказов и поучений.
3. Предоставление права выбора, например, темы учебно-исследовательской работы, формы выполнения задания или метода изучения материала, спецкурса. Это позволяет студенту не только учитывать свои предпочтения и особенности, но и самому возлагать на себя ответственность за результат этой деятельности.
4. Преимущественная ориентация на проблемные задачи и развитие творческого мышления. Творчество имеет огромное воспитательное значение. Именно творческий акт способствует переживанию радости мышления, выражению духовной сущности человека.
5. Признание за студентами, равно как и за собой, права на ошибки и на собственное мнение. Развитие у студентов, по терминологии В.Д. Шадрикова, "неидеологического мышления».
6. Публичная оценка успехов студента в конкретной деятельности. Оценка вообще имеет очень большое воспитательное значение и может давать как положительный, так и отрицательный воспитательный эффект. Оценка должна не только отражать "абсолютный" конечный результат, но и "прирост" знаний, умений, качеств. При этом необходимо избегать отрицательной оценки личностных качеств человека.
7. Поощрение проявления студентами интеллектуальной или иной инициативы в учебной деятельности. Стремление к получению лучших результатов, сопровождающееся повышением отметки или нет, должно, по нашему мнению, приветствоваться со стороны преподавателей.
8. Помощь в преодолении трудностей. Она целесообразна в том случае, когда студент не видит путей их преодоления. Если же студент сам в состоянии решить проблему, не стоит лишать его радости собственного достижения.
5. Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства -родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.
Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характеристике семьи указывают, какой модели она соответствует -традиционной или же современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.
Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными "фигурами", влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.
Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.
6. Теория семейного воспитания – органическая часть педагогики, в которую входят вопросы о цели, содержании и методах воспитания детей в семье, рассматриваемые в их историческом развитии и зависимости от социально-экономических и культурных условий жизни общества.
Семья играет в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Психологами показано, что до 6 лет складываются основы личности ребенка, его самосознание и мироощущение, а основное влияние на эти процессы оказывают те люди, с которыми малыш наиболее часто общается – то есть семья. Среди факторов, влияющих на становление личности, можно выделить три основных, тесно взаимосвязанных между собой:
1) личностные качества матери и отца, их отношение к самим себе (в какой мере они сами ощущают себя личностями и стремятся к развитию, совершенствованию);
2) отношения родителей между собой, удовлетворенность друг другом во всех видах внутрисемейных отношений;
3) стиль семейного воспитания.
Принято считать, что процесс воспитания ребенка начинается с возникновением отношений к нему, то есть с его рождения. Однако не меньшее влияние на формирующуюся личность оказывают отношения, складывающиеся между супругами. Психолого-педагогическими исследованиями подтверждено, что важные показатели уровня развития ребенка определяются отношениями, сложившимися в семье в первые годы ее существования. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу. Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие уважения, взаимного доверия, внимания и заботы, психологической поддержки и защиты. Самыми существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость систем ценностей, нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Систематические ссоры между родителями препятствуют удовлетворению одной из важнейших потребностей ребенка – потребности в безопасности, что приводит к развитию у него неуравновешенности. Кроме того, ребенок очень чувствителен к настроению людей, его окружающих. Поэтому можно сказать, что воспитание своего ребенка начинается с воспитания себя, с достижения взаимопонимания с супругой(ом), с построения гармоничных, открытых, теплых взаимоотношений в семье.
Стиль семейного воспитания – взаимосвязанная совокупность проявлений индивидуальных особенностей и характера взаимоотношений в общении родителей с ребенком.
Со стилем семейного воспитания неразрывно связаны не только формирующиеся черты характера ребенка, но и его психическое здоровье. Так, например, выделено три типа неправильного воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов у детей.
1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее
воспитание – тревожно-
3. Эгоцентрическое –
В литературе можно найти различные классификации стилей семейного воспитания и анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля. Конечно, не существует готовых моделей воспитания, которые можно, не изменяя, «приложить» к своему ребенку, однако можно сформулировать некоторые особенности желательного, благоприятного для ребенка стиля семейного воспитания.
1. Любовь к ребенку. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
2. Вера в ребенка, принятие его индивидуальности. Верьте в уникальность своего ребенка. Он не является точной копией ни других детей, ни вас самих. Не требуйте от него реализации заданной вами программы и достижения поставленных вами целей. Предоставьте ему право самому творить свою жизнь.
3. Психологическая поддержка ребенка. Это процесс, в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка, его удачах с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку почувствовать свою нужность, поверить в себя и свои способности (в противоположность развития комплекса неполноценности); который помогает ребенку избежать ошибок и поддерживает его при неудачах. Поддерживать можно вербально (посредством ободряющих, положительно оценивающих слов и выражений), невербально (ласковые прикосновения, дружелюбное выражение лица), а также посредством совместных действий, физического соучастия. Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность в себе, уметь принимать и уважать себя.
4. Четкие немногочисленные рамки и запреты. Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Запретов должно быть немного, лишь самые основные. Не становитесь на путь воспитания отрицанием: «не делай этого», «не ходи туда». Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
5. Поощрение и наказание. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, а не наказание или порицание. Не спешите прибегать к наказаниям, постарайтесь воздействовать просьбами. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. При этом необходимо убедиться, что требование соответствует возрасту и возможностям ребенка и он понимает за что его наказывают. Не прибегайте к шантажу: «мне плохо от того, что ты не слушаешься», «ты хочешь, чтобы я умерла?». В этом случае вы ставите ребенка перед выбором: верить или не верить родителям.
6. Совместная деятельность. Смело вовлекайте ребенка в совместную деятельность, не оглядываясь на то, что он не может еще справляться с задачей так же хорошо, как и вы. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Совместная игровая деятельность объединяет, способствует пониманию друг друга, приносит эмоциональное удовлетворение, а также является эффективной формой обучения, передачи опыта.
7. Преодоление детско-родительских противоречий. В случае возникновения конфликтной ситуации наиболее приемлема не «дача» советов или прямые указания ребенку, а совместное обсуждение и поиск альтернатив. В этом случае у ребенка появляется мотив найти и реализовать решение, развиваются его мыслительные способности, устраняется необходимость демонстрации силы как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения. Важную роль в процессе поиска альтернатив играют установки и формы поведения. И родитель, и ребенок должны: хотеть услышать партнера, смотреть на другого человека как на самостоятельную личность, с его особыми чувствами, понимать и, по возможности, принимать чувства другого.
Помните, что многие воспитательные принципы сами по себе заслуживают внимания, но проводить их в жизнь ценой бесконечной борьбы и сцен вряд ли оправдано.
Из сказанного выше может возникнуть следующий вопрос: если воспитание происходит как бы само по себе, а его результат зависит от стиля общения и отношения к ребенку, то необходимо ли родителям ставить конкретные воспитательные задачи? Конечно, необходимо. Среди всего многообразия педагогических задач можно выделить наиболее важные: формирование самосознания и мировоззрения, нравственное воспитание, воспитание физической культуры, целенаправленное развитие мотивационной сферы, познавательное развитие. Решение этих задач также осуществляется в процессе общения и совместной деятельности, однако значимость некоторых аспектов требует обратить на них особое внимание.