Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.
Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
3. Существуют различные виды обучения, каждый из которых характеризуется своей целью, особенностями деятельности учителя и ученика и имеет определенные возможности в реализации функций обучения. Рассмотрим три из них, имеющие наибольшее распространение: объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение.
Целью объяснительно-иллюстративного (пассивно-созерцательного) обучения является передача – усвоение знаний и формирование умений и навыков. Учитель излагает материал, применяя различные наглядные материалы, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения. Такой вид обучения требует только воспроизводящего мышления.
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление познавательной деятельностью ученика осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем. Вначале небольшой порцией предъявляется информация для изучения, затем ученику предлагается проверочное задание, а после его выполнения, предъявляется ответ для самоконтроля и, в зависимости от правильности ответа, даются указания о дальнейшей работе. Возможны различные типы таких программ (например, линейные и разветвленные), но общая логика их построения, предложенная еще Б. Скиннером, сохраняется. Программированное обучение развивает самостоятельность учеников, позволяет индивидуализировать процесс обучения (каждый может работать в своем собственном темпе) и постоянно получать информацию о ходе процесса обучения. Однако такой вид обучения больше всего нагружает память ученика, не учит способам учебной работы (неизвестно, как ученик сумел усвоить материал или почему не смог этого сделать).
И программированное, и объяснительно-иллюстративное обучение не стимулируют активность, творчество учеников и обладают крайне ограниченными возможностями в реализации воспитательной и развивающей функций обучения. Они ориентированы на формирование человека-исполнителя, обладающего определенными знаниями и умениями. Используя данные виды обучения, можно, в лучшем случае, передать знания, имеющиеся у учителя. А как говорилось ранее, для того, чтобы обеспечить общественный прогресс, необходимо, чтобы каждое следующее поколение шло в своем развитии дальше поколения своих родителей и учителей. В этом случае необходима особая организация обучения, позволяющая ученикам приобрести опыт творческой деятельности, развивающая креативность. Одним из таких видов является проблемное обучение, реализующееся через постановку и решение проблемного вопроса или задачи. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы. В зависимости от меры участия учителя в усмотрении и решении проблемы различают различные уровни проблемности в обучении: от решения поставленной педагогом проблемы с использованием его помощи на каждом из этапов решения (анализа условий, выдвижения гипотез, выбора и реализации плана решения, контроля правильности решения и др.) до самостоятельного усмотрения проблемы и нахождения объективно новых способов ее решения.
Если проблемная ситуация сконструирована педагогом верно (задача связана с реальной жизненной ситуацией, решение задачи опирается на предшествующий опыт ребенка, но не является очевидным и т.д.), то она вызывает активность, стремление к самостоятельным поискам, мобилизацию знаний, чувство удовлетворения от процесса познания. Знания, полученные в процессе решения проблемы, характеризуются прочностью и действенностью.
4. Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, используемый педагогом для реализации функций обучения. А поскольку обучение осуществляется в познавательной деятельности, то каждый метод характеризуется особенностями учебно-познавательной деятельности ученика. Если форма обучения отражает внешнюю конструкцию этого процесса, то методы обучения – это различные пути, которые ведут в направлении цели обучения. Первыми методами обучения, возникшими на ранних этапах зарождения человеческого общества, были методы подражания и упражнения.
В дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
– методы организации учебно-познавательной деятельности;
– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, педагогическое требование, соревнование и др.;
– методы контроля (опрос, контрольная работа, тестовый контроль, экзамен и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Рассмотрим более подробно первую группу методов. По характеру управления учебной работой среди методов организации учебно-познавательной деятельности можно условно выделить три подгруппы: методы работы под непосредственным руководством учителя; методы работы с использованием средств управления учебно-познавательной деятельностью (учебник, автоматизированная обучающая система); методы самостоятельной работы. Е.И. Перовский считает, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся, поэтому их можно подразделить по источнику информации, на которые опирается метод: словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция), наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения) и практические (опыты, упражнения, учебный труд). М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разделили методы обучения в зависимости от их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося ввиду этого характера познавательной деятельности учащихся. По этому критерию выделены пять групп методов:
– объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептивный) метод – учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
– репродуктивный метод – воспроизведение учеником простых действий по заранее определенному алгоритму; используется для формирования умений и навыков;
– метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает возможные пути ее решения;
– частично-поисковый (эвристический) метод – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги в поиске ее решения;
– исследовательский метод – самостоятельное решение учащимися проблемной познавательной задачи.
Эта классификация методов отражает различные уровни проблемности в обучении. Последние два метода нацелены на развитие у учащихся способностей творческого применения знаний, они предполагают овладение методами научного познания и накопление опыта исследовательской, творческой деятельности.
Следует отметить, что ни один из методов не является универсальным, то есть никакой метод, взятый в отдельности не может обеспечить реализацию всех функций обучения и достижение его цели. Достичь высоких результатов в обучении возможно только при использовании системы взаимодополняющих методов. Выбор педагогом методов обучения, как правило, осуществляется в рамках конкретной формы обучения и зависит от множества факторов. Ю.К. Бабанский предлагает при выборе метода обучения учитывать следующие основные параметры: закономерности и принципы обучения, цели и задачи обучения, содержание предмета, учебные возможности учащихся, особенности внешних условий, возможности самих учителей. Поскольку все компоненты процесса обучения представляют собой единство, системообразующей характеристикой которого является цель, то в реальном образовательном процессе реализуется, образно говоря, «сплав»: цель – содержание – методы.
5. Средства обучения в самом широком смысле – это все то, с помощью чего осуществляется этот процесс. К ним относят:
– виды деятельности – учебно-познавательную, игровую, трудовую, коммуникативную;
– микросреду – микросоциум (малую группу), естественную, природную и искусственную;
– слово – «живое» слово, аудиозапись, учебные пособия;
– образ – аудиальный, визуальный (натуральные объекты, видеопродукция, макеты, иллюстрации и т.д.);
– орудия и приспособления – здания, мебель, компьютеры, аудио-, видеотехнику, лабораторное оборудование, материалы, инструменты.
В узком смысле к средствам обучения относят материальные и материализованные (изображенные схемы, воспроизведенные фильмы, электронные обучающие системы и т.п.) орудия деятельности учителя и учеников.
Средства обучения должны реализовать следующие основные дидактические функции:
– компенсаторность – облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;
– информативность – хранение и передача необходимой для обучения информации;
– интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления в целом и по частям;
– инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
Учебник как форма фиксации содержания образования на уровне учебного материала и как средство обучения, средство управления самостоятельной работой учащихся и студентов должен соответствовать следующим требованиям:
– включать все компоненты содержания – основные и вспомогательные знания, способы известной и творческой деятельности, эмоционально-ценностный компонент;
– отражать в единстве логику науки, логику учебной программы и реализации целей предмета;
– быть научным, высокоинформативным, наглядным, отражать различные теории, подходы, идеи;
– иметь доступный для учащихся данного возраста текст, служащий целям не только информирования, но и разъяснения;
– обращаться к индивидуальному опыту учащегося, стимулировать рефлексивную деятельность;
– содержать фактический и иллюстративный материал, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету, способствовать развитию мотивации познавательной деятельности, формированию эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу, собственной позиции учащегося, студента;
– содержать задания и вопросы, предполагающие осмысление материала, стимулирующие продуктивную и творческую деятельность, способствующие развитию практических умений и навыков, а также познавательной сферы обучающегося;
– предусматривать возможность индивидуализации обучения, проявления интересов и интеллектуальной инициативы учащихся и студентов (необязательные факты, задания на выбор учащегося, ссылки на дополнительную литературу и пр.);
– иметь внутреннюю логику построения материала, аппарат ориентировки и управления познавательной деятельностью;
– иметь содержательную и структурную согласованность с учебниками по другим предметам для того же класса (профессионального направления обучения), а также преемственность с другими учебными пособиями;
– отвечать требованиям эстетики и гигиены.
К наиболее распространенным техническим средствам обучения (ТСО) отнесем магнитофон, телевизор с видеомагнитофоном и компьютер. Их использование целесообразно для решения следующих задач:
– организации самостоятельного изучения курса;
– индивидуализации обучения путем использования электронных учебников, автоматизированных обучающих и психодиагностических систем, средств автоматизированного контроля знаний, образовательных Интернет-ресурсов;
– автоматизации ряда операций, например, в процессе работы с текстом, математической обработки результатов;
– реализации принципа наглядности, например, использование монитора (телевизора) в качестве «электронной доски», воспроизведения документальных и художественных фильмов для создания образа личности, конфликтной ситуации и т.д.;
– повышения мотивации к учению.
Для реализации функций ТСО необходимо специальное обеспечение: аудио- и видеозаписи, программные продукты, соответствующие психологическим и дидактическим требованиям.
Примерами программного обеспечения могут быть электронные учебники (для предъявления учебного материала), диагностические системы контроля знаний и умений учащихся, автоматизированные обучающие системы (для организации и управления познавательной деятельностью учащихся в рамках освоения определенной учебной дисциплины или блока дисциплин). Автоматизированные обучающие системы предполагают не только предъявление новой информации и тестирование, но и предоставление помощи обучающемуся, возможность настройки к его особенностям, накопление информации об обучающихся, о работе с системой, результатах тестирования и т.д.
Современные тенденции, связанные с информатизаций всего общества и образования зачастую приводят к абсолютизации роли компьютеров в образовательном процессе. Поэтому необходимо подчеркнуть, что компьютер не заменит педагога, его функция – дополнять традиционные методы обучения. Кроме того, существует ряд ограничений на использование компьютера как средства обучения:
– постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуализации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информации, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей;