Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго способа связана с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.
5. Метод воспитания – это способ осуществления воспитательной деятельности. Выбор методов воспитания определяется целью и конкретной задачей воспитания, его принципами, возрастными и другими особенностями детей, содержанием их деятельности, используемыми средствами воспитания (слово, природа, искусство, различные виды деятельности), личными и профессиональными качествами педагога. Каждый метод отличается своим механизмом, возможностями и ограничениями. Для удобства выбора системы методов решения конкретной воспитательной задачи необходима четкая классификация всех методов, однако это одна из спорных теоретических проблем педагогики. Существует разделение методов воспитания в зависимости от того, на что они направлены – на сознание ребенка, эмоции или поведение, классификации методов на основе направлений деятельности воспитателя (целенаправленного взаимодействия, стимулирования саморазвития, организации деятельности детского коллектива, коррекции развития личности) и другие. В педагогической практике наиболее распространены следующие методы воспитания:
– пример – организация образцов деятельности, поступков, образа жизни. Метод основан на естественном психологическом механизме освоения социального опыта – подражании. Метод имеет несколько сторон. Первая – педагогическая организация положительного примера. Здесь необходимо, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким и стал соответственно организовывать свое поведение. Вторая – организация окружения ребенка и, в первую очередь, стиля общения и поведения родителей и педагогов, в соответствии с целями воспитания. Иными словами, воспитатели сами должны обладать теми качествами, которые они хотят сформировать у ребенка;
– ситуации свободного выбора – суть метода заключается в создании таких условий и ситуаций, которые требуют личностного решения воспитанника. Однако роль педагога этим не исчерпывается. Необходима его деятельность по усилению социально положительных побуждений и мотивов ребенка. Важной стороной этого метода является соответствующая организация процесса общения, взаимодействия педагога и воспитанников, отношение к каждому как к личности, индивидуальности, уважение и любовь к ребенку;
– педагогическое требование – метод, суть которого заключается в побуждении ребенка к конкретному действию (или отказу от действия). Существуют различные виды требований: коллективные и индивидуальные; косвенные (напоминание, просьба, совет, намек, порицание и др.) и прямые (распоряжение, запрещение, предостережение и др.). Следует отметить, что прямая форма требований, ориентированная на подчинение и не оставляющая ребенку права выбора, должна использоваться с большой осторожностью. Необходимо идти не по пути увеличений количества жестких требований, а по пути совместной с детьми выработки и принятия правил поведения, законов, заповедей, по пути перехода от внешних требований к воспитанию внутреннего механизма формирования требований к себе;
– поручение – один из способов организации деятельности детей. Суть метода – в создании системы «общественных зависимостей», позволяющей ребенку приобрести социальный опыт. Поэтому любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл;
– рассказ, беседа, обсуждение – группа методов, объединенных объяснительным подходом к воспитанию. Этот подход предполагает, что цели, идеалы, моральные нормы, принципы, правила поведения предъявляются ребенку в готовом виде. Превратятся ли они во внутренне принятые и реально действующие зависит и от внутренней деятельности ребенка и от действий воспитателя. И здесь необходимо обращение не только к сознанию детей, но и к их чувствам, воле и поведению;
– соревнование – один из методов стимулирования деятельности детей, в основе которого лежит желание человека сравнивать себя с другими. Соревнование создает эмоциональные стимулы, усиливающие мотивы деятельности, сплачивает детей, укрепляет дружбу, в соревновании часто проявляются неожиданные способности, особенности детей. Однако соревнование может вызывать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, приводить к ссорам и конфликтам. Поэтому организация соревнования требует от педагога методических знаний и опыта;
– поощрение – метод педагогической поддержки, закрепления образцов поведения, развития стремления действовать именно так, способствующий самоутверждению ребенка, переживанию радости, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой, товарищами;
– наказание – метод, имеющий множество подходов к раскрытию его сути и различные взгляды на его необходимость. В гуманистической педагогике использование данного метода не связано с репрессивными мерами и тем более с физическим воздействием. В основе метода – другой педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему. Так же как и в методе поощрения, при наказании воспитательный эффект зависит от тех эмоций, переживаний, которые связываются у ребенка с конкретными поступками.
Следует отметить, что ни один из методов воспитания не существует обособленно – все они «вплетены» в индивидуальную и коллективную деятельности детей, их совместную деятельность с педагогом и другими взрослыми.
Метод |
Основание |
Сущность |
Особенности реализации |
Пример |
Подражание – естественный психологический механизм освоения социо-культурного опыта |
Организация и демонстрация образцов деятельности, поступков, образа жизни |
Необходимо, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким и стал соответственно организовывать свое поведение. Воспитатели сами должны обладать теми качествами, которые они хотят сформировать у ребенка |
Педагогическое требование |
Прямое императивное управление дает быстрый эффект в изменении текущей деятельности ребенка |
Побуждение ребенка к конкретному действию (или отказу от действия) |
Необходимо идти не по пути увеличений количества жестких требований, а по пути совместной с детьми выработки и принятия правил поведения, принципов, заповедей, по пути перехода от внешних требований к воспитанию внутреннего механизма формирования требований к себе |
Поручение |
Освоение социального опыта осуществляется путем включения ребенка в систему «общественных зависимостей» |
Наделение воспитанников определенными полномочиями и обязанностями |
Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл и быть посильным для ребенка. При негативном отношении к поручению метод не дает результатов |
Ситуации свободного выбора |
Сознательный выбор как механизм самоопределения – основа «самостроительства» личности, закрепления и утверждения своих отношений, смыслов, ценностей |
Создание таких условий и ситуаций, которые требуют личностного решения воспитанника, поддержка самоопределения |
Необходима деятельность по усилению социально положительных побуждений и мотивов ребенка. Важной условием является отношение педагога к воспитаннику как к личности, индивидуальности, принятие и уважение ребенка |
Рассказ, беседа, обсуждение |
Существенную роль в становлении личности играет ее сознательно-волевая работа по переосмыслению своего отношения к действительности |
Предъявление ребенку с объяснением оснований мотивов, идеалов, моральных норм, принципов, правил поведения |
Превратятся ли нормы во внутренне принятые и реально действующие зависит от организации внутренней деятельности ребенка. Необходимо обращение не только к сознанию детей, но и к их чувствам, воле и поведению |
Соревнование |
Сравнение человеком себя с другими лежит в основе формирования самооценки, стремление к достижениям активизирует деятельность |
Метод стимулирования деятельности детей путем сравнения между собой и поощрения лучших |
Обычно соревнование создает эмоциональные стимулы, усиливающие мотивы деятельности, сплачивает детей, укрепляет дружбу, способствует проявлению способностей, особенностей детей. При неумелой организации соревнование может вызывать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, приводить к ссорам и конфликтам |
Поощрение и наказание |
Внешнее положительное подкрепление действий способствует их закреплению в качестве привычек, отрицательное – отказу от действий |
Управление деятельностью детей через удовлетворение (неудовлетворение) потребностей ребенка таким образом, чтобы связать у него с конкретными поступками те или иные эмоции |
В основе метода поощрения должен лежать механизм педагогической поддержки, развития стремления действовать именно так, способствующий самоутверждению ребенка, переживанию радости, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой, товарищами. При наказании важно указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, направить к действиям, которые помогли бы ее исправить. Наказание не должно способствовать унижению личности, его предметом должен быть конкретный поступок |
Лекция 14. Осуществление воспитания в различных институтах
1. Варианты организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.
2. Понятие воспитательной системы и воспитательного пространства.
3. Формы организации внеучебной воспитательной деятельности.
4. Специфика воспитания студентов.
5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
6. Факторы и стиль семейного воспитания.
1. В дошкольном образовании воспитание осуществляют воспитатели каждой группы.
В средних образовательных учреждениях воспитательную работу координирует зам. директора по воспитательной работе. Она реализуется в следующих основных вариантах:
– традиционное классное руководство (классный руководитель ведет учебные предметы и одновременно в одном из классов – воспитательную работу);
– освобожденное классное руководство (классный руководитель занимается только воспитательной работой, взаимодействует с родителями, учителями, организует мероприятия);
– социум-вариант (жизнь школы делится на 2 периода: учеба (утром) и кружки, занятия по интересам, походы и т.д. (после обеда). Есть педагоги–учителя и социальные педагоги);
– Вальдорфский вариант (один основной учитель-воспитатель первые 8 классов школы).
В профессиональном образовании для этого предназначен институт кураторства.
Важно понимать, что воспитание не происходит от мероприятия к мероприятию, воспитательным является сама школьная среда, формируемая отношениями между людьми.
2. Современные модели организации воспитания: воспитательная система, воспитательная среда, воспитательное пространство (по сути аналогичные, поскольку речь идет не о мероприятиях, а об учете и управлении всеми факторами, способными оказать воспитательное влияние.
Воспитательная система есть выделенный из окружающей среды и связанный с конкретным образовательным учреждением комплекс взаимодействующих компонентов, объединенных определенной воспитательной целью. В.И. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова выделяют следующие компоненты воспитательной системы: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; коллективный субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Воспитательное пространство – хронотопная среда совместного бытия, преобразованная всеми социокультурными структурами, учествующими в воспитательном процессе на данной территории, в фактор интегративного влияния на процесс воспитания личности с целью обеспечения ей чувства психологического комфорта и условий для развития и самореализации.
Е.В. Бондаревская: воспитательное пространство – пространство культуры, питающее развитие личности.
Н.М. Борытко: социокультурное воспитательное пространство – специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий.
Средовой подход – со-бытийная общность детей и взрослых (Л.М. Лузина)
Н.Л. Селиванова: воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой является событие как «совместное бытие» детей и взрослых (основание: событийная концепция психологического времени, согласно которой особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий – изменений во внешней среде, во внутреннем мире человека, в его действиях и поступках).
3. Формы организации внеучебной воспитательной деятельности: индивидуальные и групповые беседы, коллективные творческие дела, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, походы, путешествия, встречи, массовые праздники и др.
Одной из распространенных форм внеклассной и внеаудиторной воспитательной работы, предполагающей творческо-практическую деятельность учащихся, являются массовые праздники. Они могут охватывать от класса учащихся до всей школы (от группы студентов до вуза в целом). Под массовым праздником понимается форма учебно-воспитательной работы, включающая от одного до целого спектра различных мероприятий, связанных единым замыслом и тематикой: выставки, конкурсы, коллективные дела, встречи и т.д. Они могут организоваться в виде вечеров, дней, недель, месячников. Например, психологический КВН, вечер-путешествие во дворец самопонимания, игра «Что? Где? Когда?», тематический вечер, посвященный Дню космонавтики, Неделя совершенствования самостоятельной учебной работы. Каждый из этих праздников может быть наполнен множеством мероприятий: конкурсом творческих работ, сочинений, стенгазет, выставками книг, рисунков, встречами с известными людьми, диспутами.
В каких внеурочных (внеаудиторных) мероприятиях Вам приходилось участвовать? Что особо запомнилось? Чем отличается хороший массовый праздник от неудавшегося?
От нестандартных уроков такие праздники отличает не столько большая их временная продолжительность (для младших школьников их длительность может быть сравнима с длительностью урока), сколько особая непринужденная, творческая, позитивно окрашенная психологическая атмосфера. Они позволяют эффективно, в увлекательной форме решать задачи, связанные с развитием творческих способностей, расширением кругозора, формированием психологической культуры, развитием сплоченности учебного коллектива. Одна из важных функций массовых праздников – предоставление возможности ученикам и студентам проявления себя, личностной самореализации. Это именно то, что с трудом реализуется в традиционных формах педагогического процесса.