Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
В данных подходах аккумулированы не только цели воспитания, но и его содержание, которое определяется ценностями и содержательными аспектами каждой из культур.
Компоненты и аспекты содержания воспитания в рамках гуманистической образовательной парадигмы
Компоненты /аспекты |
Аксиологический аспект |
Когнитивно-технологический аспект |
Культурологический компонент |
Ценности культуры, нравственные ценности |
Элементы культурно-заданного опыта, социальные роли, этническая идентичность |
Личностный компонент |
Ценности активности, самостоятельности, самостроительства |
Готовность и способность к самоопределению, осуществлению жизненных выборов на основе осознанного смысла жизни, к проектированию и реализации собственной жизненной программы |
Акмеологический компонент |
Ценности развития, раскрытия потенциала, самореализации |
Готовность и способность к реализации потенциальных возможностей, к достижению вершины собственного развития |
Все компоненты и аспекты содержания воспитания реализуются во взаимосвязи и взаимопроникновении. Пример: человек культуры по Е.В. Бондаревской.
2. Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека, другими словами, сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. Однако это не столько «жесткая» регуляция поведения ребенка, сколько опосредованные влияния, приводящие к созиданию собственного личностного механизма, определяющего направленность, способы и характер деятельности, формы проявления личности в социуме (ценностные ориентации, стиль общения, отношение к себе, к другим, к природе, к деятельности). Таким образом, воспитание предполагает собственную активность воспитанника в самосозидании и саморазвитии. И более того, успешность воспитания проявляется в повышении степени собственной активности воспитанника, в переходе к самостоятельному управлению этим процессом (включая определение целей и способов их достижения) – к самовоспитанию.
Механизм воспитания можно представить следующим образом. Первое необходимое условие воспитания – взаимодействие с другими людьми, включение человека в систему отношений. Воспитатель, учитывая цели воспитания, индивидуальные особенности воспитанника и оценивая состояние микросреды выдвигает конкретную задачу, выбирает или создает средства, методы, подходы к ее решению и соответствующим образом действует. Это может быть организация какой-либо деятельности детей, совместная с ними деятельность, создание ситуации выбора, беседа с ребенком, оценка его достижений, а может всего лишь подбадривающий взгляд или другая невербальная реакция на определенный поступок. Воспитательное воздействие педагога направлена на то, чтобы вызвать деятельность воспитанника, которая может быть внешней, предметной или внутренней, например, осмысление причин поступка, рефлексия собственного отношения к какому-либо знанию, человеку, явлению. Активность воспитанника, его внешняя и внутренняя деятельность есть второе условие осуществления воспитания.
Следует отметить, что деятельность воспитанника не есть прямое следствие действий педагога. Только преломившись через мотивы, интересы, возможности и другие индивидуальные особенности ребенка, действия педагога находят отражение в деятельности воспитанника. Следовательно, третьим условием действенности воспитания является учет личностных особенностей, а также актуального состояния ребенка.
Активность воспитанника приводит к накоплению им определенных знаний, умений, навыков и других элементов социального опыта и их интериоризации, то есть «переводу во внутренний план», преобразованию внутренних структур психики. Так, общественные нормы, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью (конечно, индивидуально и избирательно). Интериоризованная ценность – это не только ясно осознаваемая, но и представляющая необходимый момент внутреннего существования, выступающая объектом потребности личности, побуждающая к активной деятельности. Иными словами, такая общечеловеческая ценность, как добро, присвоена, интериоризована в том случае, когда человек не только четко для себя определяет критерии добрых поступков, но и получает эмоциональное удовлетворение от таких поступков, то есть обладает потребностью действовать на благо другого человека и действует соответственно. Таким образом, происходит экстериоризация, то есть преобразование содержания внутренних структур в определенное поведение. Это поведение, как правило, и является внешним критерием результативности воспитательного взаимодействия.
Педагог, оценивая результаты
решения поставленной задачи, принимает
решение о необходимой
Процесс воспитания обладает рядом особенностей.
Во-первых, воспитание является многофакторным процессом. Кроме организованных воспитательных воздействий, на него оказывают влияние деятельность различных организаций и объединений, искусство и средства массовой информации. Кроме того, результаты воспитания зависят от генетических факторов и состояния здоровья человека, личностных особенностей и воспитанника, и воспитателя.
Во-вторых, воспитательный
процесс характеризуется отдале
В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога, его ценностные ориентации, черты характера, способности, педагогические знания и опыт.
В-четвертых, разностороннее воспитание личности невозможно вне коллектива, который является для ребенка своеобразной моделью общества, основной базой накопления социального опыта. Для того чтобы коллектив не стал средством подавления индивидуальности ребенка, необходимо организовать его деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя на фоне коллектива. Это достигается путем вовлечения воспитанников в разнообразные виды деятельности и придания коллективной деятельности, преимущественно, творческого характера.
3. Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.
4. Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры, а также механизмы смысловой регуляции жизнедеятельности являются содержанием воспитания, то есть тем, что «передается», формируется в этом процессе.
Ценности воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентации, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.
Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться, того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.
Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. С.Л.Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности.
5. Базовая культура личности формируется в нравственном, умственном, гражданском, эстетическом, трудовом, физическом и др. направлениях воспитания.
Нравственность – это интегральная характеристика личности, освоившей и принявшей общественные моральные нормы и правила, соотносящей с ними свои убеждения и поведение. Нравственность объединяет такие качества личности, которые регулируют ее отношения к себе, другим людям, к труду, к природе, а также ее поведение в социуме. Нравственное воспитание, имея в своей основе формирование ценностных ориентаций личности, «пронизывает» все другие направления воспитания, отражаясь в них и организуя их в целостность.
Задачами нравственного воспитания являются:
– формирование системы ценностных ориентаций, основанной на принципах гуманизма, приоритета духовных ценностей, самосовершенствования;
– формирование опыта и мотивации нравственного поведения, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
– развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, чувства собственного достоинства;
– развитие нравственных качеств: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, ответственности и других:
– формирование отношения к природе как к величайшей ценности, понимания природы как всеобщего условия жизни, потребности и готовности охранять ее.
Задачи нравственного воспитания решаются во всех видах деятельности и общения. Особую роль в нравственном воспитании играют отношения в семье, пример взрослых, в первую очередь, родителей и педагогов. Для решения этих задач используется также потенциал гуманитарных дисциплин и внеклассных мероприятий.
Умственное воспитание ориентировано на развитие и стимулирование саморазвития интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. В умственном воспитании огромную роль играет характер (развивающее, проблемное) и методы обучения, внеурочная познавательная деятельность учеников (участие в викторинах и олимпиадах, самостоятельные и групповые исследования, коллекционирование и пр.). Один из путей умственного воспитания – вовлечение учащихся и студентов в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
Задачами умственного воспитания являются:
– освоение способов познавательной деятельности, овладение системой научных и прикладных знаний и формирование на этой основе мировоззрения, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности;
– формирование мотивации, опыта и культуры учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов и потребностей, мотивации к самообразованию;
– развитие внимания, воображения, памяти, мышления, интуиции, самостоятельности, творческих способностей.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, уважение к государственной власти, любовь к Родине, культуру межнационального общения, правовую и политическую культуры. Гражданское сознание формирующейся личности в значительной мере определяется особенностями государственного устройства, выработанными в обществе идеями, нормами, взглядами и идеалами. Однако здесь также играет большую роль целенаправленная воспитательная работа, организованная педагогами, родителями, общественными организациями.