Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций

Описание работы

1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)

Работа содержит 1 файл

Polnyy_kurs_pedagogiki.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся. Традиционная педагогика в целях обеспечения доступности и посильности при изложении материала и организации деятельности детей рекомендует идти от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п. Однако этот же принцип, но в другой дидактической системе реализуется, если начинать не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со структуры, не с частей, а с целого (В. В.Давыдов). Следовательно, недоступность обучения и трудности, с которыми сталкиваются воспитанники в той или иной деятельности, зависят не только от содержания материала, его сложности, но и от методических подходов, применяемых педагогом.

С предыдущим принципом  теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа справедливо связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся и те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убеждения. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков. Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.

 

4. Учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Объединенные единством  цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответство влиянияРнизация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования - коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Таблица

Учебно-воспитательный коллектив в педагогическом процессе

Сущность учебно-воспитательного коллектива

Организованная группа учащихся, в которой ее члены объединены социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности, общими ценностями и целями, связанными с познанием, саморазвитием, самореализацией

Признаки коллектива

– наличие общих значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

– систематическое включение воспитанников в разнообразную совместную деятельность;

– практическая связь детского коллектива с обществом;

– наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

– атмосфера взаимопомощи и доверия, развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина для достижения цели

Позитивная роль коллектива в педагогическом процессе

Коллектив позволяет  включать в педагогический процесс  одновременно группу детей, и оказывать  как прямые, так и параллельные педагогические воздействия.

Для ребенка коллектив является:

– своеобразной моделью общества;

– носителем нравственных норм и ценностей;

– основной базой накопления социального и личностного опыта;

– сферой самореализации

Негативная роль коллектива в педагогическом процессе

Коллектив может стать  средством нивелирования и даже подавления индивидуальности, если:

– сплоченность понимается как дисциплина, подчиненность, единство мнений, что порождает конформизм;

– используются директивные и манипулятивные способы взаимодействия и принятия решений, ведущие к пассивности ребенка;

– жестко задана, строго регламентирована однотипная выполняемая деятельность (в противовес разнообразной, творческой), не позволяющая каждому проявить себя;

– осуществляется одномерная оценка каждого ученика (например, лишь по учебной успешности), что ведет к восприятию детей не как разных, а как «хороших» и «плохих»


 

Деятельность  педагога в педагогическом процессе

Этап деятельности педагога

Реализуемые функции

Основное содержание функций

Конструирование педагогического процесса

Аналитическая

Создание целостного видения педагогического процесса, уяснение его наличного состояния и перспектив в свете собственной педагогической позиции

Прогностическая

Целеполагание, выдвижение педагогических задач

Проектировочная

Создание индивидуально-творческой модели определенного «фрагмента» педагогического процесса

Осуществление педагогического процесса

Коммуникативная

Организация обучения, воспитания и развития учащихся в учении, общении и предметно-практической деятельности

Организационная

Контроль результатов педагогического процесса

Исследовательская

Всестороннее изучение учащихся

Оценочная

Выбор и обоснование  эталона, сравнение с ним достигнутых результатов и определение необходимости коррекции

Рефлексивная

Определение собственных  внутренних условий успешности деятельности, самопознание, саморазвитие


 

Вопросы для  самоконтроля

1. Из каких компонентов  состоит педагогическая система?

2. Чем авторские педагогические  системы отличаются от традиционных?

3. Раскройте сущность  педагогического процесса.

4. Докажите, что педагогическая  задача – единица педагогического процесса.

5. Как соотносятся  различные типы педагогических  задач?

6. Охарактеризуйте функции  педагогического процесса.

7. Что понимается под  целостностью педагогического процесса? Как ее обеспечить?

8. В чем отличие  принципов от правил педагогического процесса?

9. Охарактеризуйте основные  принципы педагогического процесса.

10. Какие функции в  педагогическом процессе выполняет учебно-воспитательный коллектив?

11. Какие понятия используются  для характеристики педагога?

 

Тестовые вопросы для самоконтроля

1. Развитие, совершенствование  педагогического процесса

а) прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой;

б) связано с разрешением  ряда противоречий;

в) есть соотнесение педагогической ситуации с целью деятельности.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

2. Знание закономерностей  педагогического процесса

а) есть основа его целенаправленности;

б) позволяет выдвинуть  и обосновать его принципы;

в) основано на педагогических знаниях, знаниях педагогической психологии и психологии развития.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

3. В отличие от педагогической  системы, педагогический процесс

а) включает дополнительные компоненты;

б) выполняет более  сложные функции;

в) имеет иные критерии качества.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

4. Обучение и воспитание  в коллективе

а) есть один из принципов  педагогического процесса;

б) можно рассматривать  как основу двусторонности педагогического процесса;

в) обычно негативно влияет на развитие индивидуальности ученика.

г) Верны ответы а) и  б).

д) Нет верного ответа.

 

5. Принципы педагогического  процесса

а) есть отражение его  закономерностей;

б) служат основой разработки правил;

в) основаны на педагогических знаниях, знаниях педагогической психологии и психологии развития.

г) Все ответы верны.

д) Нет верного ответа.

 

 

МОДУЛЬ 5: ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (6 ЧАСОВ)

Лекция 12. Цель и содержание воспитания

План:

1. Сущность и цель воспитания.

2. Механизм и условия воспитания

3. Самовоспитание

4. Содержание воспитания как отражение культурных ценностей и средство развития личности.

5. Содержание воспитания как средство формирования базовой культуры личности: нравственное, гражданское, физическое, умственное, эстетическое, трудовое воспитание.

 

Как уже отмечалось, процесс  образования человека представляет собой неразрывное единство воспитания и обучения. Если обучение ориентируется в основном на освоение учащимися определенных знаний, умений, овладение способами действий, то воспитание связано с формированием каких-то сторон, качеств человека. Воспитание – это основной, ключевой элемент и образования, и социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества норм и ценностей, а значит войти в жизнь общества полноправным его членом.

В авторитарной парадигме  воспитание направлено, преимущественно, на поведение человека, в деятельностной – на личностные качества, в гуманистической – на ценностно-смысловую (собственно личностную) сферу.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями (Н.В. Бордовская): широтой и высотой восхождения человека к общечеловеческим гуманистическим ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, ценностях и идеалах общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности. Воспитанная личность характеризуется гармонией, цельностью внутреннего мира и гармоничными отношениями с внешним миром.

Итак, воспитание есть процесс  целенаправленного формирования личности. Цели воспитания могут быть представлены в виде иерархической структуры, где цель высшего иерархического уровня – тот идеал или обобщенный образ совершенной личности, который служит ориентиром воспитания. Следующий уровень представлен характеристиками личности, формирование которых обеспечит достижение главной цели. Цели третьего иерархического уровня – конкретные ожидаемые изменения в человеке, способствующие формированию характеристик личности, относящихся к предыдущему уровню структуры.

Примером и образцом реального наполнения двух верхних уровней такой структуры целей может служить концепция гуманистического воспитания Е.В. Бондаревской. В качестве глобальной цели современного воспитания здесь рассматривается человек культуры – такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Согласно Е.В. Бондаревской, человек культуры – это:

– свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самодисциплиной, самостоятельная, отличающаяся независимостью суждений, сочетаемым с уважением к мнению других людей, способная к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющая принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществляющая свободный выбор своей жизнедеятельности, способов своего развития;

– гуманная личность, сочетающая любовь к людям, ко всему живому с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понимающая ценность и неповторимость каждого человека, стремящаяся к миру, согласию, добрососедству, умеющая проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств;

– духовная личность, имеющая потребности в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, обладающая автономией внутреннего мира, стремящаяся к поиску смысла жизни, счастья, идеала;

– творческая личность, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, обладающая развитым чувством нового, стремлением к созиданию;

– практичная личность, владеющая основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знающая народные обычаи, бережно относящаяся к своему физическому и психическому здоровью, имеющая эстетический вкус и хорошие манеры, умеющая обустроить свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"