Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, курс лекций
1. Педагогика как наука и практика
2. Теоретико-методологические основы педагогики
3. Современное образование
4. Педагогический процесс
5. Воспитание как основная составляющая педагогического процесса
6. Теория обучения (дидактика)
В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся. Традиционная педагогика в целях обеспечения доступности и посильности при изложении материала и организации деятельности детей рекомендует идти от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п. Однако этот же принцип, но в другой дидактической системе реализуется, если начинать не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со структуры, не с частей, а с целого (В. В.Давыдов). Следовательно, недоступность обучения и трудности, с которыми сталкиваются воспитанники в той или иной деятельности, зависят не только от содержания материала, его сложности, но и от методических подходов, применяемых педагогом.
С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа справедливо связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся и те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убеждения. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков. Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.
4. Учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответство влиянияРнизация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования - коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Таблица
Учебно-воспитательный коллектив в педагогическом процессе
Сущность учебно- |
Организованная группа учащихся, в которой ее члены объединены социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности, общими ценностями и целями, связанными с познанием, саморазвитием, самореализацией |
Признаки коллектива |
– наличие общих значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; – систематическое включение воспитанников в разнообразную совместную деятельность; – практическая связь детского коллектива с обществом; – наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; – атмосфера взаимопомощи и доверия, развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина для достижения цели |
Позитивная роль коллектива в педагогическом процессе |
Коллектив позволяет включать в педагогический процесс одновременно группу детей, и оказывать как прямые, так и параллельные педагогические воздействия. Для ребенка коллектив является: – своеобразной моделью общества; – носителем нравственных норм и ценностей; – основной базой накопления социального и личностного опыта; – сферой самореализации |
Негативная роль коллектива в педагогическом процессе |
Коллектив может стать средством нивелирования и даже подавления индивидуальности, если: – сплоченность понимается как дисциплина, подчиненность, единство мнений, что порождает конформизм; – используются директивные и манипулятивные способы взаимодействия и принятия решений, ведущие к пассивности ребенка; – жестко задана, строго регламентирована однотипная выполняемая деятельность (в противовес разнообразной, творческой), не позволяющая каждому проявить себя; – осуществляется одномерная оценка каждого ученика (например, лишь по учебной успешности), что ведет к восприятию детей не как разных, а как «хороших» и «плохих» |
Деятельность педагога в педагогическом процессе
Этап деятельности педагога |
Реализуемые функции |
Основное содержание функций |
Конструирование педагогического процесса |
Аналитическая |
Создание целостного видения педагогического процесса, уяснение его наличного состояния и перспектив в свете собственной педагогической позиции |
Прогностическая |
Целеполагание, выдвижение педагогических задач | |
Проектировочная |
Создание индивидуально- | |
Осуществление педагогического процесса |
Коммуникативная |
Организация обучения, воспитания и развития учащихся в учении, общении и предметно-практической деятельности |
Организационная | ||
Контроль результатов педагогического процесса |
Исследовательская |
Всестороннее изучение учащихся |
Оценочная |
Выбор и обоснование эталона, сравнение с ним достигнутых результатов и определение необходимости коррекции | |
Рефлексивная |
Определение собственных внутренних условий успешности деятельности, самопознание, саморазвитие |
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких компонентов
состоит педагогическая система
2. Чем авторские педагогические
системы отличаются от традицио
3. Раскройте сущность педагогического процесса.
4. Докажите, что педагогическая задача – единица педагогического процесса.
5. Как соотносятся различные типы педагогических задач?
6. Охарактеризуйте функции педагогического процесса.
7. Что понимается под
целостностью педагогического
8. В чем отличие принципов от правил педагогического процесса?
9. Охарактеризуйте основные
принципы педагогического проце
10. Какие функции в
педагогическом процессе выполн
11. Какие понятия используются для характеристики педагога?
Тестовые вопросы для самоконтроля
1. Развитие, совершенствование педагогического процесса
а) прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой;
б) связано с разрешением ряда противоречий;
в) есть соотнесение педагогической ситуации с целью деятельности.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
2. Знание закономерностей педагогического процесса
а) есть основа его целенаправленности;
б) позволяет выдвинуть и обосновать его принципы;
в) основано на педагогических знаниях, знаниях педагогической психологии и психологии развития.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
3. В отличие от педагогической
системы, педагогический процес
а) включает дополнительные компоненты;
б) выполняет более сложные функции;
в) имеет иные критерии качества.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
4. Обучение и воспитание в коллективе
а) есть один из принципов педагогического процесса;
б) можно рассматривать как основу двусторонности педагогического процесса;
в) обычно негативно влияет на развитие индивидуальности ученика.
г) Верны ответы а) и б).
д) Нет верного ответа.
5. Принципы педагогического процесса
а) есть отражение его закономерностей;
б) служат основой разработки правил;
в) основаны на педагогических знаниях, знаниях педагогической психологии и психологии развития.
г) Все ответы верны.
д) Нет верного ответа.
МОДУЛЬ 5: ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (6 ЧАСОВ)
Лекция 12. Цель и содержание воспитания
План:
1. Сущность и цель воспитания.
2. Механизм и условия воспитания
3. Самовоспитание
4. Содержание воспитания как отражение культурных ценностей и средство развития личности.
5. Содержание воспитания как средство формирования базовой культуры личности: нравственное, гражданское, физическое, умственное, эстетическое, трудовое воспитание.
Как уже отмечалось, процесс образования человека представляет собой неразрывное единство воспитания и обучения. Если обучение ориентируется в основном на освоение учащимися определенных знаний, умений, овладение способами действий, то воспитание связано с формированием каких-то сторон, качеств человека. Воспитание – это основной, ключевой элемент и образования, и социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества норм и ценностей, а значит войти в жизнь общества полноправным его членом.
В авторитарной парадигме воспитание направлено, преимущественно, на поведение человека, в деятельностной – на личностные качества, в гуманистической – на ценностно-смысловую (собственно личностную) сферу.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями (Н.В. Бордовская): широтой и высотой восхождения человека к общечеловеческим гуманистическим ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, ценностях и идеалах общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности. Воспитанная личность характеризуется гармонией, цельностью внутреннего мира и гармоничными отношениями с внешним миром.
Итак, воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности. Цели воспитания могут быть представлены в виде иерархической структуры, где цель высшего иерархического уровня – тот идеал или обобщенный образ совершенной личности, который служит ориентиром воспитания. Следующий уровень представлен характеристиками личности, формирование которых обеспечит достижение главной цели. Цели третьего иерархического уровня – конкретные ожидаемые изменения в человеке, способствующие формированию характеристик личности, относящихся к предыдущему уровню структуры.
Примером и образцом реального наполнения двух верхних уровней такой структуры целей может служить концепция гуманистического воспитания Е.В. Бондаревской. В качестве глобальной цели современного воспитания здесь рассматривается человек культуры – такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Согласно Е.В. Бондаревской, человек культуры – это:
– свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самодисциплиной, самостоятельная, отличающаяся независимостью суждений, сочетаемым с уважением к мнению других людей, способная к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющая принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществляющая свободный выбор своей жизнедеятельности, способов своего развития;
– гуманная личность, сочетающая любовь к людям, ко всему живому с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понимающая ценность и неповторимость каждого человека, стремящаяся к миру, согласию, добрососедству, умеющая проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств;
– духовная личность, имеющая потребности в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, обладающая автономией внутреннего мира, стремящаяся к поиску смысла жизни, счастья, идеала;
– творческая личность, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, обладающая развитым чувством нового, стремлением к созиданию;
– практичная личность, владеющая основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знающая народные обычаи, бережно относящаяся к своему физическому и психическому здоровью, имеющая эстетический вкус и хорошие манеры, умеющая обустроить свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.