Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Агенты,
средства социализации оказывают влияние
на жизнь человека различных механизмов
социализации, которые раскрывают каким
образом, происходит взаимодействие человека
с различными условиями и агентами
социализации.
4.Механизмы социализации. В социальной педагогике и социальной психологии существует несколько подходов к классификации механизмов социализации. Например, согласно теории французского психолога Габриеля Тарда, основным механизмом является подражание. Американский психолог Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает приспособляемость или взаимную аккомодацию между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет. В отечественной психологии известны механизмы социализации, предложенные В.С. Мухиной - это: идентификация (отожествление себя с кем-то) и обособление личности, а также Петровским – это закономерная смена в процессе развития личности нескольких фаз : адаптация, индивидуализация и интеграция. Другими учеными в качестве механизмов социализации выделяются вина, наказание, подражание. К социально-психологическим механизмам социализации относят:
- инпритинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне условиях воздействующих на него. Инпритинг характерен для младшего младенческого возраста, но возможен и на более поздних возрастных этапах;
- экзистенциональный нажим – это овладение языком и неосознаваемое освоение норм социального поведения обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (этикет);
- подражание – это следование какому-либо объекту, образцу. Подражание может быть произвольным.
- индентификация – это процесс неосознаваемого отождествления себя, с другим человеком, группой. Человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, присущие группе сверстников, семье, значимым для него лицам, обществу в целом. Этот диалог может происходить между различными «Я» человека с реальными или вымышленными лицами и др. В процессе этих диалогов человек осознавал и переживал ту действительность, в которой он живет, свое место, в той действительности может формировать себя и изменять. Если в период подросткового и юношеского возраста рефлексия у человека не развита, то в дальнейшем это значительно сложнее.
Социально-педагогические механизмы социализации были предложены А.В. Мудриком:
Среди механизмов социализации в более ранних пособиях А.В. Мудрик выделял еще один механизм:
Таким
образом, социализация человека и особенно
детей, подростков происходит с помощью
всех перечисленных механизмов, однако
в разных возрастах и в разных социально-культурных
группах, а также у разных людей в зависимости
от их индивидуальных половозрастных
и социо-культурных особенностей влияние
тех или иных механизмов социализации
существенно различается. Для сельской
местности, а также для городских семей
с низким образовательным уровнем, ведущим
механизмом будет традиционный. В крупных
городах большое влияние оказывает стилизованный
и институциональный механизмы. Для людей-интровертов
(не общительные, все для себя) ведущим
механизмом может стать рефлексия. Для
экстравертов – межличностный. Кроме
того, роль механизмов социализации (досуг,
мода, музыка) усваивается при помощи стилизованного
механизма социализации.