Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

      Агенты, средства социализации оказывают влияние  на жизнь человека различных механизмов социализации, которые раскрывают каким  образом, происходит взаимодействие человека с различными условиями и агентами социализации. 

      4.Механизмы социализации. В социальной педагогике и социальной психологии существует несколько подходов  к классификации механизмов социализации. Например, согласно теории французского психолога Габриеля Тарда, основным механизмом является подражание. Американский психолог Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает приспособляемость или взаимную аккомодацию между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет. В отечественной психологии известны механизмы социализации, предложенные В.С. Мухиной - это: идентификация (отожествление себя с кем-то) и обособление личности, а также Петровским – это закономерная смена в процессе развития личности нескольких фаз : адаптация, индивидуализация и интеграция. Другими учеными в качестве механизмов социализации выделяются вина, наказание, подражание. К социально-психологическим механизмам социализации относят:

      инпритинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне условиях воздействующих на него. Инпритинг характерен для младшего младенческого возраста, но возможен и на более поздних возрастных этапах;

      экзистенциональный нажим – это овладение языком и неосознаваемое освоение норм социального поведения обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (этикет);

      подражание – это следование какому-либо объекту, образцу. Подражание может быть произвольным.

      индентификация – это процесс неосознаваемого отождествления себя, с другим человеком, группой. Человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, присущие группе сверстников, семье, значимым для него лицам, обществу в целом. Этот диалог может происходить между различными «Я» человека с реальными или вымышленными лицами и др. В процессе этих диалогов человек осознавал и переживал ту действительность, в которой он живет, свое место, в той действительности может формировать себя и изменять. Если в период подросткового и юношеского возраста рефлексия у человека не развита, то в дальнейшем это значительно сложнее.

      Социально-педагогические механизмы социализации были предложены А.В. Мудриком:

  1. традиционный – представляет собой стихийное усвоение на неосознанном уровне, с помощью запечатления, норм, эталонов, поведения, взглядов, стереотипов, семьи и ближайшего окружения. Влияние традиционного механизма в большей степени заметно тогда, когда человек знает как надо и что надо делать, но не выполняет этого, так как реальный опыт, усвоенный им не совпадает. Традиционный механизм оказывает свое воздействие на человека и тогда, когда усвоенные в детстве способы поведения и реакция на ситуацию могут быть не востребованы длительное время, но проявляются в последствии в других изменившихся ситуациях (переезды, развод, потеря и т.д.).
  2. институционный – он действует в процессе взаимодействия человека с различными институтами общества и различными организациями или реализуют еепаралелльно с основными функциями. Позволяет человеку накапливать необходимые знания и опыт социального одобряемого поведения или конфликтного или бесконфликтного избегания социальных норм. Одним из социальных институтов общества является средства массовой коммуникации, печать, кино, радиол, которые влияют на сознание человека, чувства и поведения человека не только путем трансляции информации, но и через задаваемые образцы поведения. Люди, принадлежащие к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации склонны отождествлять себя в силу возрастных или индивидуальных особенностей с теми героями, кумирами, образцами, при этом они примеряют на себя их жизненные модели, образцы поведения, стиль жизни и т.д. и склонны их воспроизводить.
  3. стилизованный – фиксирует в рамках определенные субкультуры – это комплекс морально-психологических черт и поведения типичных для людей определенного возраста или определенного профессионально-культурного слоя, который создает стиль жизни и мышления, той или иной возрастной, социальной или профессиональной группы. Субкультура как один из механизмов социализации влияет на человека  потому, что он является носителем той или иной субкультуры и потому насколько другие носителем субкультуры значимы (или референтны) для него: сверстники, коллеги.
  4. межличностный – в основе лежит психологический механизм межличностного переноса, свойственной эмпатии, индентификации, значимыми лицами, оказывающими влияние на человека в процессе социализации благодаря межличностному общению (родители, уважаемые взрослые, друзья, сверстники и др.). Значимыми для человека лицами могут быть члены какой-либо организации или носителями той или иной суб культуры, и в силу этого оказывать иногда иное влияние, чем сама организация, семья.

    Среди механизмов социализации в более  ранних пособиях А.В. Мудрик выделял  еще один механизм:

  1. рефлексивный – означает размышления человека о самом себе, о своих отношениях к себе и с самим собой, о своих отношениях к миру и с миром. В процессе этих размышлений происходит осознание самого себя и того, как к тебе самому относятся окружающие. Такие размышления обычно происходят в процессе диалога либо с различными структурами своего «Я» с реальными или вымышленными героями (родственниками, друзьями). Под действием рефлексии человек проигрывает различные сцены взаимодействия, учится понимать свое состояние, чужое. По мнению психологов, наиболее благоприятным развитием детей, является период кризиса 13-их и до конца ранней юности. Если в этот период рефлексия не развита, то позже это более трудно. Все это позволяет считать рефлексию одним из самостоятельных механизмов.

      Таким образом, социализация человека и особенно детей, подростков происходит с помощью  всех перечисленных механизмов, однако в разных возрастах и в разных социально-культурных группах, а также у разных людей в зависимости от их индивидуальных половозрастных и социо-культурных особенностей влияние тех или иных механизмов социализации существенно различается. Для сельской местности, а также для городских семей с низким образовательным уровнем, ведущим механизмом будет традиционный. В крупных городах большое влияние оказывает стилизованный и институциональный механизмы. Для людей-интровертов (не общительные, все для себя) ведущим механизмом может стать рефлексия. Для экстравертов – межличностный. Кроме того, роль механизмов социализации (досуг, мода, музыка) усваивается при помощи стилизованного механизма социализации. 
 

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"