Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Описание работы
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура» Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики» Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы». Тема: «Человек как жертва социализации» Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Гертруда
Боймер, одна из представительниц этого
направления, в отличие от сторонников
первой точки зрения, считала социальную
педагогику не принципом, а составной
частью педагогики. Все, что не относится
к воспитанию в семье и школе, есть проблема
социальной педагогики. Развивая понятие
беспризорности, К. Молленгауэр отмечал,
что, если отдельные общественные институты
не в состоянии решить эту проблему ребенка,
то возникает необходимость создания
третьего пространства воспитания (кроме
семьи и школы) — государственной помощи.
При этом социальная педагогика, считал
он, должна иметь дело не с передачей культурного
содержания, а исключительно с решением
проблем, возникающих в процессе развития
и включения в общество подрастающего
поколения.
В
60-е годы это направление окончательно
складывается и обосновывает свои позиции
— теоретическое осмысление и обоснование
социального воспитания как помощи детям,
совершившим правонарушения, внешкольная
работа по месту жительства, воспитательная
работа в домах ребенка, детских школах,
школах-интернатах и других учреждениях.
В настоящее время в Германии издано и
издается так много работ в области социальной
педагогики, что возникает впечатление,
будто все вопросы социальной педагогики
уже исчерпаны. На самом деле, как считают
немецкие ученые, хотя основные направления
социальной педагогики как рефлексивной
деятельности и науки основательно проработаны,
однако это не означает, что все проблемы
уже исследованы. Общий облик теории все
еще остается пока неясным и будет оставаться
таким и впредь, поскольку и продолжающаяся
дифференциация смежных дисциплин (психологии,
социологии, социальной работы и др.), и
быстрое изменение в акцентах практических
требований не дают возможность дать полное
описание теории социальной педагогики.
Это закономерно для естественного процесса
развития любой науки. С другой стороны,
это означает, что теоретический горизонт
дискуссий социальной педагогики XX в.
значительно расширяется.
Вместе с развитием социальной педагогики
как науки в Германии активно развивается
сфера профессиональной деятельности
специалиста в области социальной педагогики.
С 1908 г. начата подготовка социальных педагогов;
в начале 70-х годов в университетах Германии
начата подготовка социальных педагогов
с высшим образованием. Следует отметить,
что в Германии, наряду с социальной педагогикой,
на протяжении XX века активно развивается
как самостоятельная область знания и
практической деятельности социальная
работа. Однако профессиональная деятельность
социальных педагогов и социальных работников
имеет много общего, поэтому в настоящее
время она регулируется единым стандартом,
в котором названия этих специалистов
употребляются как синонимы через дефис:
социальный работник/социальный педагог.
Они выполняют в обществе следующие функции:
воспитательную, информационную, консультативную,
поддержки, помощи, организации, защиты
и представление интересов клиента. Однако
в их деятельности есть и свои отличия.
Главное из них заключается в том, что
традиционными адресатами социальной
педагогики являются дети и молодежь;
она концентрирует свое внимание на помощи
в воспитании и образовании.