Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание межэтнической  толерантности у учащихся, как основы национального самосознания народов, является одной из актуальных проблем современности. Острота этой проблемы обусловлена теми процессами, которые тревожат не только российское общество, но и мировую общественность: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям, сложных социальных проблем. Однако у молодых людей недостаточно общей культуры, нет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы. Молодое поколение не имеет той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая есть у старшего поколения, получившего опыт содружества в различные периоды истории своего сосуществования с другими нациями и народами.

Задача формирования толерантности  должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, но в первую очередь тех из них, работа которых  непосредственно связана с воспитанием  детей. Мы имеем в виду школу и  семью, которые имеют большие  возможности для формирования гуманистических  ценностей и реальной готовности к толерантному поведению. К сожалению, на сегодняшний день имеет место  нарушение школьных и семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях. Следовательно, ответственность за будущее социальное положение молодого поколения делает проблему формирования толерантности и развертывания  межкультурных, межэтнических отношений  остроактуальной и значимой. В этой связи важным и наиболее распространенным является вопрос об этнотолерантности, который проявляется в отношениях между представителями разных народностей и предполагает терпимость к людям другой национальности.

Для решения данной проблемы необходимо углубленное изучение истории  и культуры своего народа. Знание собственной  истории и культуры формирует  убеждения, помогает понять смысл происходящих процессов настоящего. Если человек  научился понимать и уважать собственную  культуру, осознавать ее ценность и  позитивные достижения, то в дальнейшем он будет способен уважать те же качества другого человека, носителя другой культуры. Не подавление другого, не стремление переделать, а уважение в нем присущего ему права  быть самим собой позволит человеку свободно чувствовать себя в любой  культурной среде. Это, в свою очередь, означает, что в современных условиях значительно возрастает роль целенаправленного  воспитания детей на основе этнокультурных ценностей, которые являются как  объективным, так и субъективным фактором, влияющим на формирование личности.

Настоятельная необходимость  воспитания детей в духе уважения культуры, традиций всех народов подчеркнута  в трудах великих русских педагогов: П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы.Среди этих исследований необходимо отметить труды А.Г.Асмолова, Ю.В.Арутюняна, Л.М:Дробижевой, М.С.Джунусова, Р.Р.Валитовой, в которых разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания.

Изучение проблемы толерантности  нашло отражение в работах  Ю.П.Азарова, Ф.Анисимова, М.М.Бахтина, М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук. В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогами-теоретиками В.С.Агеевым, Г.Н.Волковым, А.И.Доронченковым, В.Г.Крысько, О.Д.Мукаевой, А.Б.Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, рассматривалась проблема межэтнического взаимодействия. Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Г.Джуринским, Г.Д.Дмитриевым, В.В.Макаевым, З.А.Мальковой, Л.А.Супруновой, Г.В.Палаткиной.

Формирование эмоционально положительного отношения к другим народам, веротерпимости, миролюбия, противодействие  и конструктивная  профилактика различных видов экстремизма  имеет для многонациональной  России особую важность, поэтому нашу тему на данном этапе развития российского  общества мы считаем актуальной.

       Тема  данного исследования: «Народные  праздники как средство формирования  этнической толерантности младших  школьников». В школах России, в связи с интеграционными процессами, появилось большое количество детей разной национальности. Данный факт предполагает изменение содержания учебного процесса и поиск наиболее эффективных средств воспитания.

       Таким  образом, возникает противоречие между увеличением детей в классах разных национальностей и недостаточной разработанностью форм способствующих формированию этнической толерантности в начальных классах.     

 Из всего выше сказанного, вытекаетпроблема,  как влияют народные праздники на формирование этнической толерантности младших школьников.

      Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.

Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Предмет исследования- народные праздники как средство формирования этнической толерантности.

      Гипотеза исследования- организация народных праздников с целью формирования этнической толерантности младших школьников будет эффективна если:

- изучен национальный состав класса;

- в план воспитательной работы классный руководитель периодически будет включать классные часы народные праздники;

       - учитель  будет привлекать родителей в  участии и проведении народных  праздников.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме формирования этнической толерантности;

2.  Выявить особенности  формирования этнической толерантности  младших 

школьников;

3.  Изучить методы и  средства формирования этнической  толерантности младших школьников;

4.   Разработать и  апробировать на практике серию  праздников по формированию этнической толерантности.

Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы,  изучение педагогического опыта.

Эмпирические:  тест, наблюдение, беседа, эксперимент.

База экспериментальной  работы: НМБОУ «Гимназия №11 в г. Анжеро-Судженске.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

    1. Изучение процессов формирования этнической толерантности 

 в  философской и психолого-педагогической литературе

 

 

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная  реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных  отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки  личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.

В педагогической науке проблема толерантности исследуется сегодня  особенно тщательно и разносторонне. Как известно, изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия.Обращаясь к этимологическому анализу понятия «толерантность», следует отметить, что в современном словаре иностранных слов понятие «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение) определяется как способность организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда; терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо.

Понятие «толерантность»  в разных языках мира трактуется неоднозначно. В английском языке слово «толерантность» обозначает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; в китайском - проявление великодушия в отношении других; в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в персидском - терпение, выносливость, готовность к примирению.

Исследование проблемы толерантности  и ее формирования значительно расширилось  в последнее время, хотя философское  осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.

Древний философ Бохеньский. Ю. писал, что толерантность - это испытанный способ сосуществования, в лоне одного общества, различных социальных групп, отличающихся по мировоззрению, политическим взглядам и т.п.   В этом смысле толерантность является позитивным социальным требованием. Однако с толерантностью связано несколько предрассудков.

Конфуций говорил «Толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно - психологического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Это определение предполагает рассмотрение толерантности в широком диапазоне: от её понимания как нервно - психологической устойчивости до её оценки как нравственного императива личности.

Анализируя социальные аспекты  толерантности, Шалин В.В отличает, что принцип толерантности необходимо творчески применять во всех социальных отношениях, и особенно в образовательном процессе, во взаимоотношениях учителя и ученика. Творческое использование принципа о толерантности в процессе обучения является залогом эффективности образования.

Подчеркнем, что слово  «толерантность» появилось в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре этих же издателей дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости киного рода религиозным воззрениям.

По сути понятия «толерантность» и «терпимость» во многих источникам рассматриваются как синонимы. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость».

Отечественные психологи  А. А. Реан и Я. Л. Коломинский, рассматривая взаимосвязь феномена терпимости с понятием толерантности, полагают, что понятие толерантность - сугубо психофизиологическое понятие, означающее ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А. А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя понятие «толерантность» и является более общим. Толерантность и терпимость рассматривается как интериоризованное качество, свойство личности (P.M.Грановская).

Согласно Декларации принципов  терпимости, принятой в 1995 г. Генеральной  Конференцией ЮНЕСКО, терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. В Декларации понятие толерантность определяется как  «… уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека».

По мнению учёного Р. Р.Валитовой, толерантность следует рассматривать как моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение как свободной, равнодостойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения), в настроенности на диалог и понимание отказе от привилегии первого лица, признании иуважении его права на отличие.

Понятие «толерантность»  с позиции межличностного взаимодействия целесообразно определять как готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющим различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Это означает, что каждый в праве свободно придерживаться своих убеждений и признает такое право за другими, это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность становится нравственным и духовным ориентиром формирования личности.

Результат толерантности  - активное поведение на основе признания произвольного выбора, в котором человек стремится к самоактуализации, совершенству и реализации своих потенциальных возможностей адекватно оценивать реальные ситуации, с одной стороны, и возможности предвидения выхода из различных ситуаций - с другой.

Информация о работе Этническая толерантность