Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.
Основными методами исследования на констатирующем этапе эксперимента являются: анкетирование школьников и родителей, тестирование, беседа с учителем, наблюдение.
На первом этапе были изучены подходы и определены критерии уровней этнической толерантности авторов (А.М.Байбаков, Е.Г.Виноградова, Д.В.Зиновьев, О.А.Овсянникова, О.Б.Скрябина, Г.У.Солдатова, О.А.Спицына Ковальчук М.А) в основном ученые - исследователи выделяют следующие компоненты толерантности:
В рамках нашего исследования, учитывая возрастные особенности младших школьников, мы остановились на следующих базовых компонентах: когнитивный компонент, который подразумеваетзнания и информацию школьников о культуре своего и других народов, их межкультурных различиях иэмоционально - оценочныйэтопозитивное отношение, отсутствие у школьника предупреждений, толерантность по отношению к другим людям; способность к оценке и прогнозированию своих возможностей и способов взаимодействия с людьми иной национальности.
На основе изученных подходов к проблеме формирования этнической толерантности, нами была составлена таблица с критериально-оценочным аппаратом (Приложение 1).
С целью изучения и выявления когнитивного компонента у младших школьников нами была разработана анкета.
Результаты анкеты, проведенной с учащимися начальных классов этой школы, показали, что 60% из них знают и могут назвать свою национальность, знают и могут назвать народы, проживающие в нашей стране (в среднем 6-7 названий народов). На вопрос: «Хорошо ли что наша страна многонациональна?» положительный ответ дали только 33% учащихся, 47% ответили отрицательно, а остальные 20% затруднились ответить.
В начальной школе учителям нужно поддерживать и воплощать ценности толерантности, способствующие успешному взаимодействию каждого ребенка в школьном коллективе, социальной адаптации детей и развитию умения противостоять интолерантным отношениям. При проверки эмоционально -оценочного компонента по разработанному Ковальчук М.А тесту (Приложение 2), получили следующие результаты: в классе детей с высоким уровнем 14%, дети всегда принимают различия между нациями, всегда испытывают интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпимы к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимают национальную многополярность; со средним уровнем 58%,учащиеся иногда принимают различия между нациями, иногда испытывают интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпимы к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимаютнациональную многополярность;с низким уровнем 28% дети не принимают различия между нациями, не испытывают интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпимы к обычаям и условиям жизни других народов, не понимаютнациональную многополярность.Следует выделить учащихся, которые затруднялись с ответами. Это Валерия Л., Влад С., Полина К., Ваня М., Саша О. Практически не ответили ни на один вопрос, отвечали неохотно, Полина стала плакать, требовалось дополнительное объяснения.
При анализе результатов теста, выяснилось, что затруднения у детей вызывают вопросы, связанные с определением учащимися таких понятий как
«терпение» и «терпимость», «толерантность», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями, недостаточно владеют информацией в данном направлении, толерантность не достаточно развита.
Уровень этнической толерантности младших школьников, на начало эксперимента в баллах
компоненты |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
когнитивный |
60% |
35% |
15% |
эмоционально – оценочный |
14% |
58% |
28% |
На формирование этнической
толерантности младших
Из беседы с учителями начальных классов мы выявили их отношение к проблеме межнационального воспитания школьников и предпочитаемые способы ее решения. Следует отметить, что наиболее распространенной позицией является следующая: учителя предпочитают не затрагивать национальный аспект в своей воспитательной работе, тем самым игнорируя его. Необходимо сказать, что есть и учителя, осознающие всю сложность проблемы и активно работающие в данном направлении.
Решая поставленные задачи исследования, мы не могли оставить без внимания и родителей учащихся, им были предложены анкеты, в которые входили, такие вопросы:
К сожалению не все родители могли ответить на предложенные нами вопросы, но всё же большинство родителей ответили, например, на первый вопрос были такие ответы «русские», «татары», «казахи», «украинцы», «белорусы», «немцы».На второй вопрос: «да», «нет», «не так много как хотелось бы», «очень мало знаем».
На третий вопрос родители ответили следующее:«да, частично, нет, так как сами не знаем».Отношение к представителям разных национальностей выразили такими словами «хорошо», «толерантно», «адекватно», «положительно». Проблему национального воспитания родителей отмечают, однако не все эту проблему эту считают важной.На вопрос что необходимо предпринять для решения этой проблемы, часть родителей затруднились с ответом и поставили прочерки, вторая часть дали такие ответы:
- «проводить с детьми беседы, знакомить с культурами и традициями других наций»
-
воспитывать детей по
- быть лояльнее по отношению к другим национальностям
-
вести разъяснительную работу
устраивать и проводить
- самое главное воспитывать в детях терпимое отношение людей
другой национальности.
Из проведенного эксперимента
по изучению у младших школьников
знаний нравственного понятия
«толерантность» мы сделали вывод,
что у многих школьников эти знания
бессистемны, неполны, а иногда ошибочны.
Бессистемность знаний проявляется
в том, что дети не знают всех основных
норм понятия а, узнают о норме
в связи с данным, конкретным случаем.
Если бы этого случая не произошло,
школьнику не разъяснили бы, как
надо следовать нравственному
По результатам
2.2 Организация народных праздников с целью формирования
этнической толерантности
Е.О. Смирнова пишет: «Без отождествления
ее с высшими духовными
Воспитание ставит целью
приобщать учащихся к общечеловеческим
достижениям и ценностям. В этой
связи содержание образования должно
включать следующие направления
ценить и понимать культуру своего
этноса, уважать культуру других народов,
нужно кардинально изменить содержание
учебно-воспитательного
«Концепции духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников», в которой сказано, что: «Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации»
В процессе формирование этнической толерантности происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т.е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Этот процесс сложен и для учителя и для самого ребенка. Надо отбросить частное, случайное, несущественное и выделить главное, существенное.
Работу по формирующему эксперименту мы начали с определения задач:
В народной педагогике народные
праздники и обряды считаются
средствами выражения настроения, убеждений,
мировоззрения индивида. Они не только
символически отображают и углубляют
чувства человека, но и в значительной
степени облагораживают его. Значение
народных праздников и обрядов заключается
в том, что они дают возможность
проявить свои чувства и мысли, пробуждают
эмоциональные чувства и
К сожалению, в ходе практики нам представилась возможность провести только 4 праздника по формированию этнической толерантности, поэтому мы ограничились в их выборе тем «Я в мире... Мир во мне... Толерантность - путь к миру», «Праздники и обычаи русского народа» «Татарский праздник «Сабантуй»», «Казахский праздник «Наурыз».
Содержание проведённых праздников предполагало использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию. С учетом возрастных особенностей учащихся, мы применяли ряд педагогических технологий:
1) Технология коллективной мыслительной деятельности.
Целевая установка данной технологии подразумевает развитие способности ребенка на основе проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в несколько этапов:
-ввод в ситуацию;
- работа в микрогруппах;
- обсуждение;
- защита позиций, точки зрения.
В качестве примера мы провели первый вид занятий - это непосредственно классный час, посвященный как понятию толерантность, так и культуре других народов. Первым проходил классный час "Я в мире... Мир во мне... Толерантность - путь к миру" (Приложение 3). Данное занятие является первым и основным в цикле занятий, т.к. на нем дается понятие толерантности, ее необходимости, на основании этого занятия будет строиться вся последующая работа. Просмотр видеоролика «Адажио» дети делились впечатлениями, проводилась вступительная беседа по вопросам: