Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.
Слайд 6
– «Одним из ремесел татар
была выделка кожи. Из нее сапожники
шили вот такие красивые
– Называются такие сапожки – читек. Кто запомнил, как называются сапожки? (Читек - хоровое и индивидуальное проговаривание).
Слайд 7
– Для мужчин тоже готовили
красивые национальные костюмы:
– Вам знакомо слово атлас? (Да, это ткань).
– Обязательный элемент
У меня в руках тюбетейка. Я приглашаю Севу, чтобы показать, как носили мужчины тюбетейку (демонстрация тюбетейки).
– Как называется мужской
Слайд 1
– Следующий обряд сабантуя – это подготовка подарков.
Всю зиму девушки и молодые
женщины готовили подарки –
шили рубашки, платья, ткали, вышивали
платки и главный символ
Весной, за несколько дней до
сабантуя, молодые парни – джигит
– запрягали лошадей и по
всей деревне собирали подарки:
(Показ шеста с подарками –
платками и полотенцами с
– Давайте, мы тоже соберем свои подарки. (дети привязывают к шесту заранее приготовленные платочки).
Слайд 8, 9, 10
– Вот и настал день сабантуя.
К майдану стал стекаться
Слышите, зазвучала над майданом задорная плясовая. Аж ноги сами пустились плясать!
И всех вас я приглашаю на этот весёлый танец!
(Звучит татарская плясовая, дети танцуют).
– Всё! Праздник Сабантуя
Слайд 11, 12
– Вот самые меткие с завязанными глазами бьют горшки.
Слайд 13
– А здесь самые ловкие и упорные по наклонному бревну идут к своему призу.
Слайд 14
– А вот смелые пытаются
определить, кто из них сильнее
и перетянет канат с
Слайд 14
Без мешка-то просто пробежать, вот попробуй обогнать всех в мешке!
А состязание называется «бег в мешках».
Слайд 15, 16, 17
Смотрите, там, на майдане, начинается главное состязание – курэш – татарский национальный вид борьбы. А вот и победитель! Ему и главный приз сабантуя – кудрявый барашек!
Слайд 18
– А это бой с мешками с сеном. Так и пытаются сбить друг друга с бревна эти удалые мужчины. Кто усидит на бревне, тот и победитель! Тому и приз!
Слайд 19
Самое зрелищное состязание
– это конные скачки. Вот они,
резвые, несутся изо всех сил к
заветному для наездника
Слайд 20
На самой верхушке этого гладкого столба – подарок. Но самое-то главное – залезть на этот столб! Это, братцы, не всякому по плечу!
– А сейчас представьте себе, что мы с вами тоже на сабантуе. А поиграем мы в игру «конные скачки».
– А, ну, мальчики-наездники, становитесь в ряд. Я сейчас дам старт, а вы должны быстро пробежать дистанцию – добежать до своих стульчиков. Кто быстрее добежит, тот и победитель! (проводится игра «Конные скачки» – отдельно с мальчиками и девочкками).
– Молодцы!
– Ребята, на каком празднике мы сегодня побывали? (на сабантуе).
– Вам понравилось? (ответы детей)
– Какие игры вам понравились? (ответы детей).
– Как называются женский и мужской головной убор? (тюбетейка и калфак).
– Как называется женская безрукавка? (камзол).
– А что такое джилян? (мужской кафтан).
– Ну вот, уже и день прошел, солнце садится. Пора и нам в группу.
(Звучит татарская музыка.Дети уходят в группу).
Приложение 6
Праздник «Наурыз»
Классный час совместно с родителями.
Форма проведения – национальная гостиная.
Цели:
1) Познакомить учащихся
и родителей с казахскими
2)Воспитывать культуру
общения, толерантности,
Классный руководитель: Уважаемые наши родители, дорогие наши гости, ребята! Сегодня мы находимся в национальной гостиной. В процессе нашего мероприятия мы познакомимся с казахскими обычаями, с ритуалами и обрядами праздника «Наурыз». Наше с вами занятие будет проходить за праздничным столом. Добро пожаловать!
По нашим семейным традициям, прежде чем сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки. Почему? Мы с вами сейчас будем кушать казахское национальное блюдо «Бишбармак», дословный перевод которого обозначает «пять пальцев». Мы с вами будем кушать руками без ложек. Прошу всех омыть руки.
Ученик 1: У многих мусульманских народов существует строгий ритуал омывания рук. Заранее готовится теплая чистая вода, которая подается в специальномкумгане. Ритуал этот выполняется только мужчинами, к которому начинают приучать мальчиков с подросткового возраста. Кумган берется в правую руку, на левое плечо кладется полотенце. Гость держит руки над медным тазом. Медленно, прерывистой струйкой, не менее трех раз, строго с правой стороны льется вода. Гость должен омыть руки, сполоснуть рот, при необходимости ополоснуть лицо. Вытерев руки, он должен обязательно поблагодарить юношу. Струйка воды прерывистая означает – пожелание гостю долгой размеренной жизни, а спасибо гостя – спасает от тысячи бед. Многие юноши в будущем становились воинами, которые защищали свой род, семью, поэтому старшее поколение благословляло их на подвиги. Сразу двое гостей не должны одновременно омывать руки, а тем более одновременно вытирать руки с двух сторон полотенцем. Примета – раздор. Сначала за стол садились старики.
Ученик 2. Тюркоязычное население степей отмечает 1 (14) марта Наурыз. Само слово «наурыз» - «март» восходит к персидским нау «новый» и руз «день» и переводится «новый день, новый год». Для земледельца и скотовода март месяц есть начало года, когда плодится скот, когда отступают вместе с весенним теплом болезни и недомогания, когда начинается весна и возрождается природа.
Наурыз сопровождается множеством ритуальных моментов. Все поздравляют друг друга с наступающим новым годом. Уважаемым старикам во время застольных трапез почетно преподносились отваренные височные части воловьих голов, молодежь отведывала специально приготовленное пшеничное куже (жидкая каша, похлебка), включающие в себя семь разных компонентов. Пелись песни, велись веселые и шумные состязания в острословии, юморе. Наурыз – привнесенная с исламом традиция, естественный и логичный рубеж между зимой и летом, голодом и сытостью. Как отдельный ритуал этого праздника сохранился обычая съедать голову согыма. Та хозяйка считалась бережливой и гостеприимной, у которой до этого дня хватило мяса, а голова коровы, быка, забитого на согым, сохранилась в свежести и от засолки и хранения не потеряла вкусовых качеств. Из этой головы и готовили замечательныйбишбармак, приглашали гостей.
До сих пор с 14 по 21 марта все ходят друг другу в гости, узнают, как прошла зима, желают друг другу здоровья. Молодые должны посещать старших. В старину между враждующими племенами в эти дни заключалось перемирие. Люди просили прощения друг у друга, мирились перед весенней и летней страдой.
Исполняется песня на казахском языке.
Ребята читают небольшие стишки-потешки на казахском языке.
Девочки исполняют танец.
Классный руководитель: Жизнь и быт казахского народа связан с 4 видами скота. Это: лошадь, верблюд, корова, овца. Они могут служить и едой, и транспортом для передвижения по просторным степям, и одеждой. Про них казахский народ слагал песни, рассказы, сказки, пословицы. Также у каждого вида этого скота имелись покровители. Например: покровитель лошади – «Комбарата», овцы- «Шопаната», верблюда – «Ойсыл кара», коровы – «Зенш баба». Они также были хозяйством каждого казаха. Лошадь-царь домашнего скота. Лошадь». Они также были хозяйством каждого казаха. Лошадь-царь домашнего скота. Лошадь являлась почитаемым животным. Группу лошадей называли уйыр. Из лошадиного молока изготавливали лечебный напиток –кумыс. У казахов почитаемым после лошади – верблюд. Он служил для перекочевки. Бывают 2 вида верблюдов: двугорбый – бактериан, и одногорбый – дромедор. Следующим является корова. Существует много пород коров. Группы верблюдов и коров называют – табун. И ещё одним из видов домашнего скота является овца. Группу овец называют – отара. Все эти 4 вида скота имеют огромное значение для жизни населения Казахстана. Из них получают шкуру, продукты питания, молочные продукты: Катык, айран, сметану, шубат, кумыс и другие.
А теперь давайте посмотрим, внимательно ли вы меня слушали. Ответьте на мои вопросы:
1) Назовите 4 вида домашнего скота?
2) Чем они служат в жизни человека?
3) Как называют группу лошадей и овец?
4) Как называют группу коров и верблюдов?
5) Какие молочные продукты получают из них?
6) Назовите покровителей лошади и коровы?
7) Назовите покровителей овцы и верблюда?
Хорошо, а теперь отгадайте загадки.
1. Заплелись густые травы
Закудрявились луга
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога.
(барашек)
2. Хоть зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
(верблюд)
3. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жуёт
Ведь траву не так легко
Переделать а молоко.
(корова)
4. Не мой бы труд,
Не мой бы бег
Ты плохо жил бы человек,
Но в век машины и мотора,
Боюсь в отставке буду скоро. (конь)
Много сказок и былин
было сложено казахским
Лиса и муравей.
Лиса и муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая лиса каждый день жаловалась, что у неё болит то живот, то голова, и уходила, чтобы полакомится кумысом.
Муравей один трудился с утра до вечера - то поливал поле, то полол. Наконец созрел урожай. Увидела лисица полный ток чистого зерна и решила обмануть муравья: весь урожай взять себе.
- Друг мой муравей, зачем нам делить всю эту пшеницу? Лучше давай побежим на перегонки. Кто из нас первым прибежит к току, тот пусть и берет весь урожай, - сказала лиса.Муравей подумал и согласился. Стали они рядом.
- Давай! – крикнула лиса. И побежали в сторону тока.
Задрала она хвост, уши прижала, бежит во всю мочь. Но и муравей не зевал – уцепился за её хвост.
Прибежала лиса к току и отряхнулась. Муравей отлетел в сторону, залез на кучу пшеницы и крикнул:
- Эй, лиса, почему ты так замешкалась?
Лиса растерялась:
- Когда ты прибежал сюда?
- Давным-давно! Я уже успел отдохнуть, а ты вот еле дышишь. Так лиса оказалась побежденной. Не сумела она придумать новую хитрость и побрела прочь.
Муравей перетащил в амбар весь урожай и жил спокойно, сыто. А ленивая лиса голодала всю зиму.
Красавица Бакбакай.
Жила когда-то красавица Бакбакай, дочь Лягушки. В неё влюбился Овод и прилетел свататься.
-Благодарю за честь, - сказала Лягушка.- Заполни скотом все мои долины и ущелья, заплатишь такой калым, я и отдам тебе свою дочь.
- За красавицу Бакбакай я готов отдать не только скот, но и душу!
- Прилетел Овод к овцам и объявил:
- -Я женюсь на красавице Бакбакай. А вас всех отдаю за неё.
- Хочешь – отдай одну. Хочешь – отдай всех. Мы на все согласны, - ответили овцы.
Прилетел Овод к козам.
_ Мы к Лягушке не пойдем. Не станем мучиться у неё, - заблеяли козы и, задрав хвосты, побежали на скалу.
Полетел Овод к верблюдам.
Верблюды посоветовались и тоже отказались идти к Лягушке.