Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

III. Открытие новых знаний

Для проведения урока ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного  решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный  совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти  материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.

Учитель: история русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывает об обычаях, которые изучили.

Первая группа

Праздник урожая

Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время  праздников был урожай. Недаром главным  обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы –  плуг и миртовое дерево. На рождество  хозяин дома прячется за пирогами и  желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был  очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения  урожая, его сбора, и зимнюю –  время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром  слово “лето” означает и “год”  в целом.

Вторая группа

Новый год и святки

В 1700 г., во времена Петра  Великого, было установлено считать  началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.

Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с  праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним  верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения  всей природы. В это время, самое  темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему  мирозданию. Поэтому на святки бывали “святые вечера” и “страшные  вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в  образе чертей и прочих демонов. Само слово “колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. “Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего “суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.

Третья группа

Крещение (19 января)

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение –  такой великий праздник, что в  этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались  Святки. Эти игры называются “Орешки” или “В жребий”. Специально для  игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках  было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Масленица

Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица  – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все  эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный  обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными  пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями  и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: “Молоко сгорело” или “Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все “прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.

Четвертая группа

Благовест (22 марта)

День весеннего солнцестояния 22 марта, когда день был равен  ночи, считался днем пробуждения земли. Он совпадал с праздником Благовещения. До Благовещения спящую Мать-землю  нельзя было тревожить полевыми работами: пахать, вбивать в нее колья  и т.п. в противном случае наступят засуха и неурожай. Считалось, что  змеи земные выходят в этот день из земли. Не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки, печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сoроками. Говорят, что на Сoроки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

Пасха

Пасху называют в православии  праздником праздников. Пасха –  самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно “играет”. Символ Пасхи – крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.

Пятая группа

Праздник Ивана Купала

День летнего солнцеворота,22 июня, также был одним из главных  праздников. В самую короткую ночь устраивались гуляния с купанием и прыжками через костер. Этот день был близок дню Иоанна Крестителя. Церковь запрещала праздновать  Купалу: народные праздники считались  “бесовскими игрищами”. Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают  чудодейственную целебную силу. Поэтому  их собирали ведуньи. Нечистая сила также  была особенно опасна в этот день. Ее воплощения: чучела Мары, Купалы, ведьмы – сжигали на купальских обрядовых  кострах.

Шестая группа

Праздник жатвы. Воздвижение. (27 сентября)

Считалось, что к этому  сроку весь урожай с полей сдвинулся  на гумно и в амбары. Во время  окончания жатвы особенно почитался  последний сноп. Считалось, что в  нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда на полях из последних колосьев плели  ритуальную ржаную “бороду”, которую  называли бородою Бога или Ильи. А иногда приписывали древнему славянскому  божеству – Волосу. Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому  празднику Воздвижения, замыкало годовой  цикл древнего календаря. Земля на Воздвижение  отходила к зимнему сну. Это был  срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Змеи и птицы “двигались” на тот свет, в иной мир, в страну тепла, которая называлась “Вырей”, “ирей” или “рай”. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со “змеиной свадьбой” – клубком катящимися к зимним норам змеями.

Таким образом, обычаи и праздники  русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.

Закрепление пройденного  материала

Учитель: Используя репродукции  картин, определите, какие праздники  на них запечатлены. Составьте из предложенных репродукций коллаж годового цикла русского народа.

V. Итог занятия

Учитель: С какими народными  традициями и обрядами вы познакомились?

– Как исторические события  влияют на культуру человеческого бытия?

– Что воспитывают в  людях народные традиции?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Татарский праздник «Сабантуй»

Образовательные задачи:

1.  Знакомить детей  с разными народами, населяющими  нашу страну.

2.  Учить детей уважать  культуру, отличную от их собственной.

3. Познакомить детей с  традициями, обычаями, с художественно-прикладными  видами деятельности татар (вышивание,  изготовление ювелирных украшений,  пошив обуви, одежды).

4. Дать представление  о татарском национальном празднике  «Сабантуй», о его истории, об  обычаях, которые соблюдаются  при проведении праздника.

5. Продолжать знакомить  детей с многообразием культурных  традиций народов России: с татарским  национальным костюмом и с  татарскими народными играми.

Материалы и оборудование:

– мультимедийный проектор;

– компьютер, экран;

– видеоматериалы – презентация  «Сабантуй»

– тюбетейка;

– шест с подарками (платки, полотенца с национальным орнаментом);

– деревянные ложки;

– теннисные шары.

Музыкальный ряд:

1.      Татарская  плясовая;

2.      «Молодежная  плясовая» – «Яшьлэрбиюэ» в исполнении Рустама Валиева.

Ход занятия:

Звучит татарская плясовая музыка. Дети входят в зал.

– Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы знаете? (Новый  год, 8 марта – праздник всех женщин, День защитника Отечества).

 – Правильно. В эти  праздники получают поздравления  все. А совсем недавно мы  отмечали еще какой-то праздник  с крашеными яйцами и вкусными  куличами (это праздник Пасхи).

– А с блинами вкусными да с чучелом зимы? (это широкая Масленица)

– И Пасха, и Масленица  – это христианские праздники.

– А сегодня я хочу вас пригласить на татарский праздник. Называется он «Сабантуй». Давайте  все вместе скажем «Сабантуй» (повторяют  несколько раз вместе с воспитателем).

            – Кто-нибудь из вас слышал  раньше это слово? Знаете ли  вы, что это за праздник?

Какие народы празднуют его? (возможны варианты ответов).

Слайд 2

– «Сабан» – в переводе с тюркского языка «плуг», а  «туй» – это «свадьба» или  «торжество», «праздник». «Сабантуй» – это праздник плуга.

            – Вы не забыли, что такое  плуг и для чего он нужен? (это орудие труда, он нужен для вспахивания земли).

            – «Сабантуй» – это праздник  татарского народа, который живёт  в Республике Татарстан. Похожие   праздники есть у башкир и  чувашей.

            Обычай этот имеет тысячелетнюю  историю. В старину празднование  сабантуя было большим событием. К нему долго готовились.

            Сабантуй состоял из нескольких  обрядов, которые совершались  ранней весной – от начала  таяния снега до посева.      

            С появлением первых проталинок  собирались старики-аксакалы на  сельский сход, или, как сейчас  говорят, на собрание, и договаривались  о сроках проведения сабантуя, выбирали место для праздника  – майдан.

            – О следующем обряде подготовки  сабантуя расскажет нам Маша.

            «Дети отправлялись по дворам, собирали крупу, молоко, масло.  Затем выходили в поле и  у воды (у речки или озера)  из этих продуктов готовили  кашу. Целый день дети веселились, играли в различные национальные  игры, ели кашу. Так они задабривали духов плодородия и выражали свое почитание птице вороне».

            – Ребята, а каша эта так  и называлась – «каргаботкасы» или «воронья каша».

            – А какие еще народы в  России поклоняются вороне? (у  ненецкого народа есть праздник  «Вороний день» - встреча весны  на Севере).

Слайд 3, 4, 5

            – Подготовка к сабантую начинали  задолго до праздника – еще  с осени. Долгими осенними и  зимними вечерами молодые девушки  и женщины шили себе и своим  близким красивые платья, обязательно  приталенные, с широкими юбками  с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками  различные растительные орнаменты:  цветы, листочки, завитки.

Слайд 6

            – Из бархата и парчи шили  безрукавки – камзолы, украшали  их аппликацией из кожи, цветной  ткани. Повторите, пожалуйста, как  называется безрукавка (камзол).

            – А что такое бархат и  парча? (это ткани такие).

            – Голову каждой девушки украшал  калфак – женский головной убор, расшитый бусинками, монетками, подвесками. Для женщин было еще обязательным покрывало поверх калфака – платок с вышивкой или расшитый, как и калфак.

            – Как называется женский головной  убор? (калфак и покрывало – платок).

            – Женская одежда обязательно  дополнялась украшениями из серебра  – браслетами, подвесками для  волос.

Слайд 6

            – Ребята, обратите, пожалуйста, внимание  на национальную обувь татар.  Как вы думаете, из чего она  сшита? (возможные варианты ответов).

            – Да, она очень мягкая и  удобная. А как её изготавливали,  нам сейчас поведает Арина.

Информация о работе Этническая толерантность