Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.
Логическим итогом является выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни класса, в котором учатся дети разных национальностей.
Определенная роль в системе воспитания культуры межнационального общения у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной деятельности, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает благоприятные психологические условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей детей, принадлежащих к различным этническим группам через совместную познавательную и практическую деятельность, а также расширяет кругозор младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов.
Важно, чтобы в мероприятиях, посвященных воспитанию культуры межнационального общения, принимали участие родители. Такие мероприятия служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка - школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Интересными для младших школьников и их родителей будут такие мероприятия, как:
• социально-педагогические тренинги: «Я, ты, он, она - толерантная семья»; «Толерантность: что это?», «Знакомство детей друг с другом», «Открой во мне новое», «Толерантная личность», «Я и группа: толерантность к себе». «Я и группа: толерантность к себе и к другим: Самопознание», «Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение», «Толерантность к другим: учимся сочувствию», «Границы толерантности», «Каким я был? Каким я стал?», «Шесть шагов разрешения конфликта» и др.;
• беседы, классные часы: «Культура мира. Человек среди людей», «Мы -команда одного корабля», «Легко ли быть настоящим другом?», «Я и мое имя», «Стремись делать добро», «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы), пресс- конференции (с участием родителей) «Однажды в моем классе...», «Трудом красивым славен человек (родители рассказывают о своих профессиях) и др.;
• игры: игра-путешествие «Как встречают Новый год в разных странах?», «Едем путешествовать», психологическая игра «Необитаемый остров», игровая программа «Час общения» и др.;
• конкурс творческих проектов: «Возьмемся за руки, друзья», «Я, Ты, Он, Она», «Россия - это...», «Улыбка и смех приятны для всех»;
• праздники и фестивали: «Нас всех объединила наша Школа», тематические национальные праздники в школе «Приглашаем друзей», «Масленица», фольклорный праздник «Русские посиделки», новогодний бал-маскарад «Новогодний коктейль» и др.;
• составление альбомов (альбомов достижения) класса: «Фотоальбом: Наш дружный класс», «Книга рекордов нашего класса» и др.;
• экскурсии: «История национального костюма (кухни, танца)» и др.
Таким образом, путем изучения научной литературы, влиянием на воспитание этнической толерантности обучающихся, мы выявили эффективные педагогические средства формирования этнической толерантности. К ним относятся: проведение совместных коллективных дел (учителя, родители, ученики) по сбору, изучению материала о культурных традициях народов, проживающих в России; информирование учащихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; вовлечение учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях, связанных с проблемой межэтнического взаимодействия (проведение круглых столов, диспутов, тренингов, с применением методов «незаконченный рассказ», «снежный ком», «мозговой штурм» и т.д.); народные игры; национальные праздники; выставки по национальной культуре; краеведческие экскурсии; фольклорные экспедиции.
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога - принцип позитивности. По отношению к младшему возрасту этот принцип характеризуются:
- позитивной установкой на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
- раскрытием перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.
Под перечисленными принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, то есть обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя – обсудить их совместно, не промахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.
Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, психологов. Им в этом труднейшем деле необходимым является:
- во-первых, информация о
сущности воспитания
- во-вторых, представление о возможных средствах - технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;
- в-третьих, (здесь особая значимость), толерантность необходима и самому педагогу - во всей неразрывности личностного и профессионального.
Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности: концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогическую, аксиологическую, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственно и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.
В качестве
механизмов формирования
В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, младшие школьники должны знать историю, этнос других народов. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу. Даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений родители-учитель-ученик, через совместную подготовку и проведение народных праздников. В первую очередь их воспитательные воздействия направлены на гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских
отношений, которая предполагает,
обеспечение права и
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Сегодня проблема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Все чаще с экранов телевизоров звучит это слово. Такую востребованность данной проблемы можно объяснить тем, что в нашей стране проживает сложное по этническому и религиозному составу население, существует межэтническая напряженность и сложная религиозная ситуация в ряде регионов страны.
Рассмотренные нами подходы философов, психологов, педагогов о толерантности, позволили нам отметить, что формирование этнической толерантности представляет уважение к другим точкам зрения, терпимость к мнению других, приверженность, рациональность - эти качества личности -является составляющей частью морального характера любого человека, то есть подчеркивается тем самым рациональная сущность толерантности. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо больше задумываться о таких понятиях как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, справедливость.
Воспитание этнической толерантности
младших школьников может успешно
осуществляться при посещении подростками
мероприятий, где каждый подросток
может с легкостью и
Этническая
толерантность предполагает не
просто принятие другого
Глава 2. Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников
2.1 Изучение этнической толерантности у младших школьников
Социальный заказ и
новый государственный
В педагогических исследованиях,
посвященных непосредственно
Экспериментальная работа была организована и проведена на базе НМБОУ Гимназия №11 г. Анжеро-Судженск 2 «а» класс в количестве 29 обучающихся. Обучение и воспитание в классе осуществляется по программе «Школа 2100». Гимназия №11 находится в микрорайоне, где проживает значительное количество семей разных национальностей. С каждым годом количество детей из таких семей возрастает. В настоящее время в школе учатся дети - представители разных национальностей. Это позволяет назвать школу многонациональной (из беседы с социальным педагогом).
Эксперимент включал 3 этапа:
На этапе констатирующего эксперимента нами были поставлены следующие задачи: