Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

Логическим итогом является выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни класса, в котором учатся дети разных национальностей.

Определенная роль в системе  воспитания культуры межнационального общения у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной деятельности, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает благоприятные психологические условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей детей, принадлежащих к различным этническим группам через совместную познавательную и практическую деятельность, а также расширяет кругозор младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов.

Важно, чтобы в мероприятиях, посвященных воспитанию культуры межнационального общения, принимали участие родители. Такие мероприятия служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка - школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Интересными для младших  школьников и их родителей будут  такие мероприятия, как:

• социально-педагогические тренинги: «Я, ты, он, она - толерантная семья»; «Толерантность: что это?», «Знакомство детей друг с другом», «Открой во мне новое», «Толерантная личность», «Я и группа: толерантность к себе». «Я и группа: толерантность к себе и к другим: Самопознание», «Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение», «Толерантность к другим: учимся сочувствию», «Границы толерантности», «Каким я был? Каким я стал?», «Шесть шагов разрешения конфликта» и др.;

• беседы, классные часы: «Культура мира. Человек среди людей», «Мы -команда одного корабля», «Легко ли быть настоящим другом?», «Я и мое имя», «Стремись делать добро», «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы), пресс- конференции (с участием родителей) «Однажды в моем классе...», «Трудом красивым славен человек (родители рассказывают о своих профессиях) и др.;

• игры: игра-путешествие «Как встречают Новый год в разных странах?», «Едем путешествовать», психологическая игра «Необитаемый остров», игровая программа «Час общения» и др.;

• конкурс творческих проектов: «Возьмемся за руки, друзья», «Я, Ты, Он, Она», «Россия - это...», «Улыбка и смех приятны для всех»;

• праздники и фестивали: «Нас всех объединила наша Школа», тематические национальные праздники в школе «Приглашаем друзей», «Масленица», фольклорный праздник «Русские посиделки», новогодний бал-маскарад «Новогодний коктейль» и др.;

• составление альбомов (альбомов достижения) класса: «Фотоальбом: Наш дружный класс», «Книга рекордов нашего класса» и др.;

• экскурсии: «История национального костюма (кухни, танца)» и др.

Таким образом,  путем  изучения научной литературы, влиянием на воспитание этнической толерантности обучающихся, мы выявили эффективные педагогические средства формирования этнической толерантности. К ним относятся: проведение совместных коллективных дел (учителя, родители, ученики) по сбору, изучению материала о культурных традициях народов, проживающих в России; информирование учащихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; вовлечение учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях, связанных с проблемой межэтнического взаимодействия (проведение круглых столов, диспутов, тренингов, с применением методов «незаконченный рассказ», «снежный ком», «мозговой штурм» и т.д.); народные игры; национальные праздники; выставки по национальной культуре; краеведческие экскурсии; фольклорные экспедиции.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога - принцип позитивности. По отношению к младшему возрасту этот принцип характеризуются:

- позитивной установкой на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;

- раскрытием перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под перечисленными принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, то есть обсуждение предстоящих дел,  желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий,  материалов, партнеров, способов,  на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны  иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя – обсудить их совместно, не промахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.

       Воспитание  толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, психологов. Им в этом труднейшем деле необходимым является:

- во-первых, информация о  сущности воспитания толерантности,  ее содержании и проявлениях; 

- во-вторых, представление  о возможных средствах - технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

- в-третьих, (здесь особая значимость), толерантность необходима и самому педагогу - во всей неразрывности личностного и профессионального.

     Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности: концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогическую, аксиологическую, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственно и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.

       В качестве  механизмов формирования этнической  толерантности учащихся выступают  обучение, воспитание, деятельность, общение.  Формирование навыков межэтнического  взаимопонимания и взаимодействия  может также осуществляться посредством  тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых  и ролевых игр и др.

В системе школьного образования  должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в  мире, младшие школьники должны знать  историю, этнос других народов. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу. Даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого  отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и  рационального обучения, которые  бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так  и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми  группами.очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений родители-учитель-ученик, через совместную подготовку и проведение народных праздников. В первую очередь их воспитательные воздействия направлены на гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских

отношений, которая предполагает, обеспечение права и возможностей каждой личности на удовлетворение национальных особенностей, культурно-ценностных потребностей в соответствии с индивидуальными  ориентациями. Народные праздники позволяют  проведение совместных коллективных дел  по сбору, изучению материала о культурных традициях народов, проживающих  в России; информирование учащихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; вовлечение учащихся в процесс  принятия решений в реальных жизненных  ситуациях, связанных с проблемой  межэтнического взаимодействия. Познакомившись, или даже изучив культуру другого  народа, мы научимся лучше понимать людей этой национальности, а значит, будем уважать их. И вот когда  это произойдет, мы сможем себя считать  толерантным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

Сегодня проблема толерантности  стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Все чаще с экранов телевизоров звучит это слово. Такую востребованность данной проблемы можно объяснить тем, что в нашей стране проживает сложное по этническому и религиозному составу население, существует межэтническая напряженность и сложная религиозная ситуация в ряде регионов страны.

Рассмотренные нами  подходы  философов, психологов, педагогов о  толерантности, позволили нам отметить, что формирование этнической толерантности  представляет  уважение к другим точкам зрения, терпимость к мнению других, приверженность, рациональность - эти качества личности -является составляющей частью морального характера любого человека, то есть подчеркивается тем самым рациональная сущность толерантности. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо больше задумываться о таких понятиях как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, справедливость.

Воспитание этнической толерантности  младших школьников может успешно  осуществляться при посещении подростками  мероприятий, где каждый подросток  может с легкостью и удовольствием  увидеть и осознать свои плюсы  и минусы, достижения и поражения.

     Этническая  толерантность предполагает не  просто принятие другого этноса  таким, каким он, а избирательное  отношение к иному этносу и  его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену  и взаимообогащению, способность  к взаимной эмпатии, т.е. к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог.

 

 

Глава 2. Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников

 

 

2.1 Изучение этнической  толерантности у младших школьников

 

 

Социальный заказ и  новый государственный образовательный  стандарт обуславливают необходимость  уже с начального звена формировать  у младших школьников навыки общения  с лицами других культур и наций. Мы рассматриваем именно младший  школьный возраст потому, что в  этом возрасте возникают психологические  предпосылки формирования толерантности  как качества личности, формируется  навык брать на себя ответственность за своё поведение и установление отношений с окружающими. С другой стороны, знания этнической толерантности в структуре нравственных качеств личности младшего школьника образуют в его сознании некоторую ориентировочную основу, так называемый толерантный образец поведения. Желание младших школьников следовать этому образцу, подражание ему выступают предпосылкой и одним из условий формирования вначале умений, навыков и привычек поведения, а затем и нравственно - этнических качеств.

В педагогических исследованиях, посвященных непосредственно изучению данной проблемы, предприняты попытки  определить соответствующие понятия, конкретизировать критерии, наметить пути ее выявления. Однако, несмотря на обилие работ в этой области педагогического  знания, проблема формирования этнической толерантности младших школьников  до сегодняшнего времени не реализована  в научно обоснованных методических рекомендациях для учителей начальных  классов, что отрицательно сказывается  на эффективности ихвоспитательной работы по формированию этнической толерантности  младших школьников.  Данные положения  явились основанием для нашего исследования.

Экспериментальная работа была организована и проведена на базе НМБОУ Гимназия №11  г. Анжеро-Судженск  2 «а» класс в количестве 29 обучающихся. Обучение и воспитание  в классе  осуществляется по программе «Школа 2100».  Гимназия №11 находится в микрорайоне, где проживает значительное количество семей разных национальностей. С каждым годом количество детей из таких семей возрастает. В настоящее время в школе учатся дети - представители разных национальностей. Это позволяет назвать школу многонациональной (из беседы с социальным педагогом).

Эксперимент включал 3 этапа:

  • Констатирующий;
  • Формирующий;
  • Контрольный.

На этапе констатирующего  эксперимента нами были поставлены следующие  задачи:

Информация о работе Этническая толерантность