Психологические подходы к развитию этнической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже эпох возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных особенностей: ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов и других проявлении интолерантности; ростом этнических миграций и осознанием необходимости аккультурации в новых социально-политических условиях; сложностью формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения мира (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.В. Гриценко, А.И. Донцов, С.Н. Ениколопов, Н.М. Лебедева, С.К. Рощин, Г.У. Солдатова, В.А. Соснин, И.Р. Сушков. Т.Г, Стефаненко, В.О. Хотинец, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования толерантности личности как научной проблемы.
1.1. Психолого - педагогический подход к понятиям толерантности.
1.2. Психологические условия формирования этнической толерантности.
ГЛАВА II. Экспериментально – практические данные.
2.1. Методы и методики
2.2. Описание экспериментальных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Развитие этнической толерантности личности в многонациональном коллективе.doc

— 276.50 Кб (Скачать)


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования толерантности личности как научной проблемы.

1.1.   Психолого - педагогический подход к понятиям толерантности.

1.2.   Психологические условия формирования этнической толерантности.

ГЛАВА II. Экспериментально – практические данные.

2.1. Методы и методики

2.2. Описание экспериментальных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность исследования. На рубеже эпох возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных особенностей: ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов и других проявлении интолерантности; ростом этнических миграций и осознанием необходимости аккультурации в новых социально-политических условиях; сложностью формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения мира (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.В. Гриценко, А.И. Донцов, С.Н. Ениколопов, Н.М. Лебедева, С.К. Рощин, Г.У. Солдатова, В.А. Соснин, И.Р. Сушков. Т.Г, Стефаненко, В.О. Хотинец, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина и др.).

При этом ни глубокие изменения в идеологии современного российского общества, ни технический прогресс, ни постепенное утверждение в массовом сознании ценностей либерализма и гуманизма, представлений о праве человека думать, веровать и вести себя иначе, чем другие, ни глобализация экономики, ни создание механизмов контроля над миграцией и помощи беженцам не избавили общество от проявлении нетерпимости, дискриминации по национальному или по конфессиональному признаку. Насилие стало обычным элементом нашей жизни. Очаги межнациональной конфликтности периодически разгораются во все возрастающих масштабах, что заметно ослабляет долгожданную стабильность в стране.

Актуальность проблемы подчеркивается и тем фактом, что в августе 2001 года на заседании российского правительства была принята федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». По сути, это первая гуманитарная программа в стране, направленная на формирование национальной стратегии содействия становлению гражданского общества.

В связи с этим в современной культурно-исторической ситуации психологическое осмысление круга вопросов, связанных с этнической толерантностью-интолерантностью, не просто актуальная тема теоретических исследований, но и настоятельное практическое требование общественной жизни, характеризующейся не только переплетением культур, размыванием традиционных устоев межкультурного взаимопонимания, но и обострением чувства национального самосохранения.

Состояние и степень разработанности проблемы. Феномен этнической толерантности-интолерантности как проявление социально-психологических особенностей взаимодействия этнических групп в поликультурных регионах имплицитно изучался в последние десятилетия в зарубежной кросс-культурной психологии: через исследование взаимных установок представителей разных этнических групп (Allport G.W., Deridder R., Deschamps J., Doise W., Giles H., Johnson P., Kim S., Pleasants M., Sinclair A., Scott W., Smith R., Thalhofer N., Tripathi R., Turner J. etal.); психологических измерений культуры (Gudykunst W., Ting-Toomey S., Triandis H.C., Wetherell M. et al.); влияния тревоги и неуверенности на эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие (Bergcr С., Calabrese R., Gudykunst W., Stephan W., Stephan C., Islam M., Hewstonc M. et al.); в контексте межкультурной адаптации, «культурного шока» (Berry J.W., Bochner S., Furnham A., Kohls L., Oberg K., Smalley W., Triandis H.C. et al.); этноцентризма (Brewer M., Campbell D.T., Eriksen Т.Н., Horowitz D.L., Le Vine R. Smith M. et al.); мультикультурализма (Berry J.W., Bond M., Kalin R., Moghaddam F., Taylor D., Walzer M. et al.).

Начиная с 60-х гг. в западной кросс-культурной психологии активно разрабатываются программы повышения межкультурного понимания («культурные ассимиляторы») при подготовке индивидов к межнациональному взаимодействию (Brislin R.W., Cushner К., Cherrie С., Yong М., Kohls L., Rogers C.R., Smalley W., Triandis H.C. et al.).

В последнее время проблема толерантности активно изучается в контексте теории синергизма (Benedict R., Maslow А.); принципа хронотопа (М.М. Бахтин); принципа этнокультурного подхода; идеи поиска альтернативной этики, задачей которой является поощрение не совершенства, а стремления к целостности и интеграции личности.

История исследований проблематики межнациональных отношений, межэтнической конфликтности в нашей стране насчитывает около двадцати лет. За это время анализ толерантности вели с различных позиций: рассматривали этнологические аспекты проблемы (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилев и др.), этносоциологические аспекты (Г.С. Витковская, Л.Д. Гудков, Л.М. Дробижева, З.В. Снкевич, П.М. Козырева, И.С. Кон, Ю.А. Левада, А.В. Малашенко, М.С. Мацковский, М.Г. Савва, А.А. Сусоколов, В.А. Тишков, СБ. Филатов, Е.Б. Шссюпал и др.), педагогические аспекты (B.C. Библер, С.Л. Братчеико, В.В. Глебкин, Г.Д. Дмитриев, B.C. Кукушин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.В. Москаленко, B.C. Собкин, В.В. Шалин и др.), философские аспекты (Д.Бродский, P.P. Валитова, Б.В. Емельянов, Е.Н. Ивахненко, В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов, Т.Б. Коваль, В.А. Лекторский, В.О. Лобовиков, М.С. Мчедлов, А.В. Перцев, В.Ю. Рабинович, Л.В. Скворцов, Р. Хеффе, М.Б. Хомяков и др.), социально-психологические аспекты толерантности (Э.Н. Аллахвердянц, И.Б. Андрущак, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, А.И. Донцов, С.Н. Ениколоиов, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Д.А. Леонтьев, Л.И. Наумснко, В.Ф. Петренко, А.А. Реан, Г.У. Солдатова (Кцоева), Т.Г. Стефаненко, Т.П. Скрипкина, И.Р. Сушков, А.У. Хараш, В.Ю. Хотинец, В.Г. Ципцюк, Л.А. Шайгерова, П.Н. Шихирев, Е.И. Шлягина и др.).

Вместе с тем, до сих пор этническая толерантность личности как проблема и объект психологического исследования определена нечетко. В научной литературе этническая толерантность как целостное психологическое явление изучена недостаточно последовательно; психологические факторы развития этнической толерантности личности в условиях коллектива остаются пока еще слабо разработанными. Кроме того, можно отметить не разработанность ценностно-смысловых основ толерантности, социологический и педагогический уклоны в освещении этой важной научной проблемы. Тем самым возникает противоречие между очевидной актуальностью проблемы и фактическим уровнем ее разработанности в психологической науке, между конституционно закрепленными мерами, предусматривающими ответственность за разжигание межнациональной розни, и отсутствием комплексного подхода по оптимизации межэтнического взаимодействия в коллективах, недостаточному учету психологических факторов успешного развития этнической толерантности личности. Отсюда проблема заключается в том, что в межнациональном коллективе процессы межличностного взаимодействия нередко осложняются и развиваются стихийно, что приводит к межэтническим конфликтам. В силу этого межличностное взаимодействие затрудняется, все больше выходит за рамки производственных интересов. Растет взаимная нетерпимость и ощутимо снижается порог толерантности во взаимоотношениях. Этим обусловлена актуальность исследования.

Объект исследования: толерантность личности как психолого-акмеологическое явление в педагогическом коллективе.

Предмет исследования: психологические подходы развития этнической толерантности личности в педагогическом коллективе.

Цель исследования: раскрыть психолого-акмеологическую и социально-психологическую сущность этнической толерантности личности, разработать научно обоснованные рекомендации по формированию этнической толерантности в коллективе и апробировать их в ходе опытной работы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию толерантности личности в истории психологической науки.

2. Изучить толерантность личности как психолого-акмеологический и социально-психологический феномен.

3. Исследовать психологические подходы и условия развития этнической толерантности личности в педагогическом коллективе.

4. Разработать психотехнику по формированию межэтнической толерантности личности в педагогическом коллективе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что этническая толерантность личности в коллективе развивается, если создаются условия для совместной социально значимой деятельности с разделяемыми целями и обеспечивается сходство в иерархии ценностных ориентации, в личностных смысловых образованьях и актуальных потребностях, что выражается в корпоративной идентичности этноконтактных групп.

Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами работы. Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос; изучение и анализ независимых характеристик; контент-анализ. Тестирование проводилось с использованием комплексной методики изучения ценностных ориентации (на основе методик М. Рокича и Ш. Шварца), теста М. Куна и Т. Мак-Партланда Twenty Statements Attitude Test (Kuhn, McPartland), шкалы социальной дистанции Э.С. Богардуса (Emory S.Bogardus), методика К. Брели и Д. Катца. Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования - корреляционный, кластерный анализы, метод нормирования семантических расстояний.

Теоретико-методологическую основу работы составили:

· на философском уровне - выводы философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна о том, что психические явления существуют в виде процесса и деятельности; что существует неразрывная связь психики (сознания) и деятельности; что проявление сознания в деятельности есть одновременно (а не последовательно) развитие сознания через деятельность, его формирование; что по мере развития психические явления дифференцируются и генерализуются; что психика и сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат человеку (личности);

· на общенаучном уровне: принципы системного анализа и структурно-функционального подхода (Б.Ф. Ломов и др.); объяснительные принципы общей психологии - психологического детерминизма, системности, развития, активности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.);

· на частно-научном уровне: положения общей теории развития и деятельности (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Г.П. Щедровицкий и др.); культурно-исторической теории (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); историко-эволюционного направления психологии личности (А.Г. Асмолов и др.); акмеологии (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.А. Реан, И.Н. Семенов и др.); методологии гуманитарного знания о человеке (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу и др.); положения о социальной обусловленности личностного развития человека (М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева и др.); теории социальной идентификации (Г. Тежфел, Дж. Тернер и др.); психологии межгрупповых отношений (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, З.Н. Казакова. И.С. Кон, В.Г. Крысько, А.Р. Лурия, B.C. Мухина, Л.И. Науменко, В.П. Позняков, Б.Ф. Поршнев, Г.У. Солдатова (Кцоева), Т.Г. Стефаненко, И.Р. Сушков, П.Н. Шихирев и др.).

С позиций деятельностного подхода исследование строилось на основе следующих принципов: предметности; активности; деятельностного опосредствования производных психологических явлений; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (А.Г. Асмолов).

Найдена зависимость между позитивной этнической идентичностью, сходством в иерархии ценностных ориентации, в личностных смысловых образованиях, актуальных потребностях и включением этноконтактных групп в совместную социально значимую деятельность с разделяемыми целями. Отсутствие любого из этих компонентов в процессе межэтнического взаимодействия в педагогическом коллективе приводит к развитию интолерантности.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что этническая толерантность является целостным психологическим явлением, характеризующим отношение личности и выступающим условием бесконфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе. Конкретизировано содержание используемых терминов: «толерантность», «этническая толерантность», «терпимость», «терпение», «этноцентризм», «этническая идентичность». В работе изложены новые идеи о ценностно-смысловой обусловленности этнической толерантности, доказана определяющая роль совместной деятельности в ее развитии.

Практическая значимость исследования. Предложен психолого-акмеологический комплекс методик для диагностики этнической толерантности личности в педагогическом коллективе. Разработаны рекомендации по прогнозированию ситуации межэтнического взаимодействия в коллективе в целях ее оптимизации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Толерантность личности - это целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологических отличий другого.

2. Развитие толерантности как психолого-акмеологического явления выражается в росте эмпатического общения, гуманном отношении, гармоничном сосуществовании, безоценочном восприятии национальных отличий, бесконфликтном взаимодействии и принятии иной культуры.

3. Условиями успешного развития этнической толерантности личности в педагогическом коллективе выступают позитивная этническая идентичность; сходство в иерархии ценностных ориентации, в личностных смысловых образованьях, в актуальных потребностях; развитая корпоративная идентичность, что обусловлено включением этноконтактных групп в совместную социально значимую деятельность с разделяемыми целями.

4. Этнической интолерантности в педагогическом коллективе способствуют: трансформация этнического самосознания по типу гипер- и гипоидентичности, низкий уровень ценностно-ориентационного единства группы, негативные эмоционально-атрибутивные феномены (усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы, поиск виновного по этническому критерию, проецирование негативных качеств, неприемлемых для собственного народа, на других, повышение избирательности восприятия в ситуации предполагающихся контактов, деперсонализация членов своей и «чужой» групп), опосредующие процесс межэтнического взаимодействия.

Информация о работе Психологические подходы к развитию этнической толерантности