Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

Критерии уровня сформированности межэтнической толерантности по Ковальчук М.А:

- высокий уровень: ребенок всегда   принимает различия между нациями,  всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность;

- средний уровень: ребенок  иногда   принимает различия между нациями,  иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность;

- низкий уровень: ребенок  не принимает различия между нациями,  не испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Классный час

"Я в мире... Мир во  мне...

Толерантность - путь к миру"

Оборудование: проектор, плакаты  по толерантности, карандаши, бумага, клей, маски, фотографии, пластилин, разрезные  карточки, видеофильм «Адажио».

I.                  Замысел проекта. 

На основании просмотренного видеоролика «Адажио», положений, взятых из мировых религий, предполагается вывести учащихся на тему «Толерантность - путь к миру».

II.               Задачи проекта: 

1.     Выбор качеств  толерантного человека.

2.     На основании  выбранных качеств будут выстраиваться  дальнейшие шаги проекта. 

1 шаг. Изучение качества  «милосердие». Выявление этого качества  у себя. Поиск новых шагов, путей  выработки в себе данного качества. Предоставление результатов (согласно  выбранной заранее форме) 

2 шаг. (прописывается аналогично).

III.           Форма представления проекта: 

1.     Свод правил  поведения с людьми.

2.     Альбом с  рисунками. 

3.     Альманах.

4.     Книга (учащиеся  выбирают самостоятельно).

1. Вступительное слово  учителя: 

Мир - это вселенная. Мир - это наша Земля. Это наша страна. Наш город.

Наша школа. Мир - это я. Как разнообразен мир вокруг меня. Как интересен и противоречив мир во мне. Сегодня мы рассмотрим еще одну грань внутреннего мира каждого из нас.

Ребята, посмотрите притчу о  толпе, которая не помнит своей истории, не знает, и не хочет ее знать (смотрят  только половину видеоролика).

1. Просмотр видеоролика  «Адажио».

2. Дети делятся впечатлениями. 

Если это не произойдет, то подвести к теме можно вопросами:

-       Объясните причины того, что никто не любил белого ворона, и он стал предметом нападок со стороны других?

-       Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

-       Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

-       Вспомните известные случаи жестокого несправедливого отношения.

Дети приводят примеры  из известных произведений: «Гадкий  утенок», «Чучело», «Волк и ягненок» и т.д.

-       Как вы думаете, о чем мы можем поговорить на классном часе?

Дети: О бережном отношении  к внутреннему миру человека.

Учитель: Мы все такие  разные: взрослые и дети, блондины, брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные  и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое  красивое слово «толерантность» (слово  появляется на стенде). Как вы его  понимаете?

Ребята пытаются объяснить  это слово.

Учитель: Описать толерантность  довольно трудно возможно из-за того, что  в разных языках она определяется по-разному. В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его  образа мысли». В арабском языке толерантность - это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском - «готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость - способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

4. Смысловая поддержка. 

Учитель: Ребята, сейчас вы разойдетесь  по группам (группы должны быть определены заранее). У каждой группы на столе  лежат положения, взятые из мировых  религий. Подумайте, о чем говорит  каждая из них.

-       «Не делай другому того, от чего больно тебе»

-       «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

-       «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей»

-       «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

-       Передайте эти мысли своими словами.

-       Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Ученики: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Учитель: Но ведь у толерантности  должно быть лицо! Как вы думаете, как  должна выглядеть толерантность? Давайте  попробуем составить образ толерантности.

               Образ толерантности (Работа в  группах) 

Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить  композицию из пластилина, использовать маски, фотографии, мягкие игрушки (все  это лежит на столах).

После того, как группа справилась с заданием, идет защита своего образа толерантности (работы вывешиваются на стенд).

Учитель: Недавно проходил всероссийский конкурс семейного  плаката «Школа толерантности». Плакаты - победители вы можете сейчас увидеть  на стене.

-       Как вы их понимаете?

Ученики рассматривают плакаты, высказывают свои мнения: «...на земле  должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, ... они должны уметь  договариваться между собой».

Учитель: Образ толерантности  мы составили. Давайте попробуем  дать характеристику человеку, который  обладает толерантным отношением.

            Качества толерантности (Работа  в группах) 

-       Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

В каждом конверте по 10-12 слов.

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт №4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, лож, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Учитель: Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются  у ребят):

-       Уважение

-       Милосердие

-       Миролюбие

-       Великодушие

-       Сострадание.

Учитель: Подумайте, а все  ли мы обладаем этими качествами? Все  ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить  конфликты мирным путем?

Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не могут выслушать друг друга  до конца, не уступают в играх товарищам.

Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать  в себе те качества, о которых  мы сегодня говорим? Как мы это  можем сделать? Когда мы это будем делать и кто будет участником?

        Работа  в группах 

У каждой группы на столах лежат  вопросы, на которые они должны ответить:

1.     Необходимые  действия:

Что мы можем сделать? Как  представить результат?

2.     Когда сделать? 

3.     Кто будет  участником?

Ученики предлагают изучить  качества личности человека: уважение, милосердие, миролюбие, великодушие, сострадание (провести тематические классные часы, тесты, различные игры, конкурсы, диспуты), посмотреть, а есть ли в ребятах нашего класса эти качества, выработать действия по воспитанию этих качеств. Работа может продолжаться на протяжении года (договорились на четверть) всеми участниками проекта. Результат можно представить в виде альбома плакатов, концерта, кукольного спектакля, сборника эссе, сочинений, стихотворений, свода законов класса, «Кодекса чести» (договорились создать «Большую классную книгу»).

Учитель: А зачем мы это  будем с вами делать? Какой результат  мы ожидаем?

Учащиеся: Может, мы изменимся  сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу, Мир станет светлее, добрее. Мы можем эту книгу оставить себе на память, подарить другим классам, выступить  перед другими ребятами.

Учить благодарит ребят за хорошие идеи, дает домашнее задание: Узнать, что означает слово милосердие, нарисовать рисунки по этой теме, написать эссе, принести вырезки из газет  о милосердных людях.

VIII.     Игра «Все  мы поможем друг другу вырасти» 

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите  чистый лист бумаги, который лежит  рядом с вами, на спину впереди  стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем - комплимент. Например:

-       Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг.

-       Мне нравится, как ты смеешься, шутишь.

-       Ты здорово помогаешь другим.

Пусть все снимут свои листы  бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты  на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда  вы засомневаетесь в себе. А я  хочу подарить вам стихотворение  А.Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик.

В то домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода,

А в той броде проживала  Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою  весь дом.

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила...

И гном с восхищеньем чесал  в бороде,

Что было, конечно, приятно  звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала  на небо.

Так жили потихоньку года и  века...

Но кончилась в доме однажды мука.

И  гном распростившись с  насиженной печкой,

С рассветом отправился в  город за речкой.

А в городе том не носили бород.

Ха-ха, хо-хо-хо - стал смеяться народ.

Вот чучело - каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда!

Учитель: Пусть ваша звездочка  всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Классный час "Праздники  и обычаи русского народа"

Цели:

Рассмотреть и изучить  исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние  исторических событий на культуру человеческого  бытия.

Развивать интерес к самостоятельной  поисковой деятельности учащихся.

Оборудование: репродукции  картин, энциклопедии, рисунки.

Ход занятия

I. Организационная часть

II. Постановка проблемы  и задач урока

Учитель: Почему русский  народ бережно хранит свои традиции?

– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

– Для подтверждения или  опровержения этой гипотезы нам с  вами необходимо на уроке подобрать  доказательства.

– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты  характера в человеке воспитывают  традиции и праздники русского народа?

Информация о работе Этническая толерантность