Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:03, дипломная работа
Данная дипломная работа посвящена исследованию влияния информационных технологий на формирование отношения к миру у младших школьников. Рассмотрены практические аспекты влияния информационных технологий на физическое, умственное и нравственное и духовное здоровье ребенка, определены основные сферы использования информационных технологий в жизни современного младшего школьника. В экспериментальной части работы была предпринята попытка исследования отношения определенных категорий детей младшего школьного возраста к информационным технологиям, и воздействия информационных технологий на детей. Сделан вывод о необходимости более эффективного педагогического воздействия на младших школьников на стадии формирования у них навыков, привычек и этических принципов при использовании информационных технологий (3-4 классы).
Введение
1. Классификация основных направлений использования информационных технологий в жизни ребенка
1.1 Использование информационных технологий в учебном процессе
1.2 Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных технологий
1.3 Информационные технологии как коммуникационный инструмент
2. Особенности использования информационных технологии в воспитательном процессе в контексте православного религиозного воспитания
2.1 Компьютерные игры
2.2 Виртуальная реальность
3. Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных технологий на детей
3.1 Цели эксперимента
3.2 Описание эксперимента
4. Выводы
Библиография
Выводы
1.Настоящая дипломная
работа посвящена вопросам влияния информационных
технологий на формирование отношения
к миру у младших школьников.
2.Под влиянием информационных
технологий в мировоззрении младших школьников
происходят изменения, влияющие в дальнейшем
на становление его личности. Это
влияние было рассмотрено с контексте
трех составляющих человеческой личности:
физиологической, умственной и духовной.
3.По этим вопросам
была проанализирована отечественная
и зарубежная литература.
3.1.Был рассмотрены
вопросы влияния системы Интернет, в частности
его коммуникативная функция. Мы согласны
с мнением ряда авторов, о том, что через
Интернет людям дается возможность употреблять
технику во благо. Мы не можем управлять
поведением других; но можем сами использовать
эту возможность.
3.2.Особое внимание
было уделено развивающему обучению в
дошкольном, младшем и среднем школьных
возрастах. Анализ литературы, посвященной
дошкольному образованию, позволил сделать
вывод о важности разумного сочетания
компьютерных игр с традиционно сюжетно-ролевой
игрой, ведущей деятельностью в данном
возрасте, а также с различными видами
продуктивной деятельности: изо, конструирование,
трудовой деятельностью, общением.
3.3.В теоретической
части дипломной работы обучение детей
младшего школьного возраста рассматривалось
в контексте пропедевтики основ информатики
в 1-4 классах. Были рассмотрены психолого-педагогические
аспекты компьютерного обучения, а также
проанализирован опыт зарубежной практики
использования информационных технологий
в учебном процессе.
3.4.Рассмотрев вопрос,
касающийся обучения средних школьников,
мы пришли к выводу, что компьютерное обучение
может оказаться особенно интересным
и полезным, если учащимся будет предоставляться
возможность социально полезной деятельности,
например, составление расписания и графика
дежурств для школы, разработка наглядных
пособий для детских садов и т.д. Подробно
был рассмотрен вопрос, посвященный физиологическим
и гигиеническим аспектам использования
информационных технологий.
4.Во второй части изучалась
духовная сторона влияния информационных
технологий на формирование отношения
к миру у младших школьников, а именно
использование информационных технологий
в контексте православного воспитания.
4.1.Представляется
правильной точка зрения ряда православных
авторов, считающих что, компьютер - не
игрушка, а инструмент для полезной деятельности,
и служить он должен во благо, а не во вред
человеку. Не менее важным является пример
родителей, «воспитание добрых навыков», «воспитание
чувств» и
правильное «воспитание души».
4.2.Были
прослежены как положительные, так и отрицательные
моменты влияния информационных технологий
на отношение ребенка к миру. Можно утверждать,
что информационные технологии неоднозначно
влияют на мировосприятие ребенка. Это
влияние является существенным и определяет
дальнейшее мировосприятие молодого человека.
Опыт некоторых зарубежных стран показывает,
что отсутствие контроля и совета взрослых
(родителей, преподавателей) в плане доступа
детей к информационным технологиям может
нанести серьезный вред физическому здоровью
и психике ребенка, а так же его духовному
и нравственному становлению.
4.3.Проблема воздействия
информационных технологий на детей является
не только психологической, но и социальной.
Родителям и учителям важно правильно
ввести ребенка в мир информационных технологий,
рассматривая эту работу как составляющую
воспитательного процесса; не запрещая
доступа к информационным технологиям,
компьютеру, электронным играм, взрослые
должны умело ограничивать и направлять
этот доступ, воспитывая у ребенка правильный
выбор и чувство ответственности, понимание
места информационных технологий в современном
мире.
4.4.Таким образом, информационные
технологии как сравнительно новое явление
в нашей жизни играют все более важную
роль в образовательном процессе. Следует
ожидать, что эта роль в ближайшие годы
станет еще более существенной, только
в сфере образования, но и в области воспитания
и формирования отношения к миру подрастающего
поколения. Поэтому необходимо, с одной
стороны, использовать положительные
аспекты, предоставляемые информационными
технологиями, и пытаться сформировать
правильное к ним отношение через духовное
воспитание. С другой стороны, постараться
свести негативное влияние к минимуму
через грамотное, разумное отношение к
информационным технологиям и при помощи
внутреннего, духовного «стержня».
5.Анализ
литературы по вопросам информационных
технологий на формирование отношения
к миру у младших школьников, показал необходимость
комплексного исследования указанных
вопросов в их внутренней взаимосвязи.
Попытка такого исследования была предпринята
в настоящей дипломной работе. Нами был
проведен эксперимент в начальной школе
ОАО «Газпром» и
в Православной гимназии города Москвы,
целью, которого являлось выявление влияния
информационных технологий на отношение
к миру у детей младшего школьного возраста
с различным мировосприятием.
6.В первой части эксперимента
в качестве прототипа было выбрано исследование,
проведенное в США, Японии, Мексике Центром
образовательных технологий (Техас, США).
Целью исследования было выявление отношения
детей младшего школьного возраста к информационным
технологиям. Нами в качестве основы был
использован опросник из этого проекта.
Была осуществлена адаптация анкеты с
учетом национальных и культурных особенностей
контингента опрошенных школьников в
России.
6.1.Модифицированная
анкета была использована для анкетирования
учащихся вторых и третьих классов образовательного
центра ОАО «ГАЗПРОМ»
(средняя школа).
Выполнен сравнительный анализ данных
для зарубежных стран и России по ряду
параметров. При сравнении факторов отношения
младших школьников различных стран (вторые
классы) к компьютерам был сделан вывод
о том, что если предположить, что численная
величина факторов пропорциональна силе
отношения ребенка к информационным технологиям
(ИТ), то наибольшее влияние ИТ оказывают
на российских школьников, наименьшее
- на маленьких японцев.
6.2.Сравнение факторов
отношения младших школьников различных
стран (третьи классы) к компьютерам показало,
что сохраняется более сильное влияние
ИТ на российских школьников (см. диаграмму
для вторых классов) по сравнению со школьниками
из США, Японии и Мексики; однако для всех
национальных групп в целом абсолютные
значения факторов оказываются ниже, чем
у второклассников. Возможно, это обусловлено
не столь массовой компьютеризацией России
и особенностями национального менталитета.
Также была прослежена тенденция снижения
эмоционального восприятия компьютера
и оценки его роли с увеличением возраста.
Для более подробного изучения этих явлений
нами было проведено исследование в школе
у детей с четко сформированным мировосприятием.
7.Во втором анкетировании
принимали участие учащиеся третьих и
четвертых - пятых классов Православной
гимназии г. Москвы. Первоначальная попытка
применить анкету на данном контингенте
учащихся не дала значимых результатов
ввиду различия в мировосприятии, поэтому
далее была разработана анкета с большим
числом открытых вопросов.
8.Сопоставление результатов
анкетирования учащихся двух школ позволяет
заключить, что отношение школьников к
их оценке роли компьютерных технологий
зависит от их возраста. Более младшие
школьники проявляют тенденцию к завышению
этого влияния. При этом в светской школе
дети стремятся к завышению положительных
аспектов использования компьютера, а
в Православной гимназии преувеличивают
негативную сторону применения информационных
технологий.
9.Сравнение результатов
обработки материалов анкетирования российских
школ, с данными зарубежных исследований,
полученными при опросе школьников США,
Японии и Мексики, показало, что российские
школьники в целом более восприимчивы
к влиянию информационных технологий,
чем их зарубежные сверстники. Для всех
национальных групп было отмечено более
эмоциональное восприятие у детей более
младшего возраста. Кроме того, результаты
анкетирования указали на то, что учащиеся
более младших классов хорошо осведомлены
о потенциальных возможностях информационных
технологий, но не имеют достаточных навыков
для их практического использования.
10.Обобщение полученных данных позволило нам сделать вывод о том, что в период с 3-го по 4-й классы происходит резкое изменение отношения детей к компьютеру, и именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы для педагогического воздействия в области обучения основам практического применения информационных технологий. Поэтому, по нашему мнению, для формирования правильного отношения детей к информационным технологиям как части их отношения к миру, через гармоничное физическое, умственное и духовное развитие, а через это и разумное отношение к информационным технологиям, этот факт должен учитываться при формировании учебных программ по основам информатики.