Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:03, дипломная работа
Данная дипломная работа посвящена исследованию влияния информационных технологий на формирование отношения к миру у младших школьников. Рассмотрены практические аспекты влияния информационных технологий на физическое, умственное и нравственное и духовное здоровье ребенка, определены основные сферы использования информационных технологий в жизни современного младшего школьника. В экспериментальной части работы была предпринята попытка исследования отношения определенных категорий детей младшего школьного возраста к информационным технологиям, и воздействия информационных технологий на детей. Сделан вывод о необходимости более эффективного педагогического воздействия на младших школьников на стадии формирования у них навыков, привычек и этических принципов при использовании информационных технологий (3-4 классы).
Введение
1. Классификация основных направлений использования информационных технологий в жизни ребенка
1.1 Использование информационных технологий в учебном процессе
1.2 Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных технологий
1.3 Информационные технологии как коммуникационный инструмент
2. Особенности использования информационных технологии в воспитательном процессе в контексте православного религиозного воспитания
2.1 Компьютерные игры
2.2 Виртуальная реальность
3. Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных технологий на детей
3.1 Цели эксперимента
3.2 Описание эксперимента
4. Выводы
Библиография
В Японии небольшом
числе городских школ использовались
компьютеры на протяжении 80-х годов. В
1990 г. в Министерстве образования была
разработана программа массового внедрения
микрокомпьютеров в образование к середине
1990-х годов. Это стало стимулом к тому,
чтобы выявить как положительные, так
и отрицательные стороны в использовании
информационных технологий. Эта альтернатива
стала причиной возросшей настороженности
в отношении потенциальной «темной стороны» информационных технологий,
а именно: возможная потеря связи с действительность,
уменьшение навыков общения, снижение
возможности творческого мышления. Одно
исследование, проведенное в Японии, показало
различия между теми младшими школьниками,
которые пользуются и не пользуются компьютерами,
в их отношении к учебе по ряду показателей.
Одновременно исследователи из США предположили,
что использование компьютеров может
улучшить отношение к информационным
технологиям, увеличить социальное взаимодействие
и помочь развивать коллективное творчество,
а так же способствовать развитию креативности
в детях. В то время, когда зарождалось
настоящее исследование, было недостаточно
данных в кросс культурном аспекте этой
проблемы, хотя в процессе подготовки
находились два межнациональных проекта,
касающиеся распространения компьютеров
и их влияния на более высоко организованные
когнитивные процессы,. Проект «Информационные технологии
в образовании и дети», в котором рассматривались
семнадцать стран, представляет особый
интерес, поскольку он предоставил возможность
введения в изучение проблем по мере их
появления на повестке, сформировал инструментарий
исследования, обеспечивающий сопоставимость
и возможности для сравнительного анализа
данных.
Начиная с 1990 года,
авторы упомянутого проекта и профессор
Такаши Сакамото Института Технологий
в Токио составили и реализуют исследовательский
план, направленный на то, чтобы проследить
изменения «до компьютера» и «после компьютера» в
Японии, с синхронизованными во времени
изменениями в США, где массовое внедрение
учебных информационных технологий было
уже в стадии реализации. Сформулированным
предметом исследования являлось изучение
влияния использования компьютера на
психологические характеристики, относящиеся
к учебе: отношение к компьютерам, мотивация,
привычки в занятиях, эмпатия и творческие
тенденции. Данный проект прошел «пилотный» тест,
плюс два дополнительных года приобретения
полномасштабной информации и анализа;
исследования по Мексике были добавлены
к Японским в 1992 году. Для этого проекта
была специально разработана анкета, которая
подвергалась в течение восьми лет многократным
изменениям в поисках наилучшего варианта.
Аналогичное анкетирование,
используя наиболее оптимальный вариант
анкеты, было проведено нами в школе ОАО «Газпром», г.
Москвы; получены данные, которые по ряду
параметров сравнивались с зарубежными.
Описание эксперимента
В эксперименте принимали
участие младшие школьники 2-х и 3-х классов,
учащиеся школы - Образовательного центра
ОАО «Газпром». Всего
участвовало 55 детей: тридцать три человека
из вторых классов и двадцать два из третьих.
Детям предлагалось ответить на вопросы
анкеты. Вопросов было 48, все закрытого
типа. Анкета состояла из четырех частей.
Первая часть касалась отношения к компьютерам;
вторая была посвящена привычкам в занятиях;
третья - эмоциональному и эмпатийному
уровню, четвертая - творческим процессам.
(см. приложение) Время анкетирования -
около двадцати минут в каждом классе.
За исключение нескольких человек, учащиеся
с заданием справлялись достаточно быстро,
вопросов было не очень много.
Параметры, измеряемые
анкетой
Данная анкет измеряет
социальные установки (чувства по отношению
к человеку или вещи) и скорее более высокую
степень социальных установок, чем достижения.
До шести психологических указателей
могут быть получены при анализе ответов
на определенные вопросы. Эти шесть параметров
включают два типа отношения к компьютеру:
Важность компьютера и Удовольствие от
компьютера; Привычки в занятиях, Эмпатия;
Мотивация/ Настойчивость; и Творческие
тенденции.
Далее приведем определения
выбранных психологических конструктов.
Важность компьютера
- постигнутая ценность или значимость
знания того, как пользоваться компьютером;
Удовольствие от компьютера - количество
удовольствия получаемый от использования
компьютера;
Привычки в занятиях
- способ последовательных академических
упражнений внутри или вне класса;
Эмпатия - забота по
идентификации с мыслями и чувствами других;
Мотивация/настойчивость
- непрерывный вклад; никогда не сдается;
Креативные тенденции
- уклон в сторону изучения неизвестного,
взятие инициативы на себя, нахождение
уникальных решении.
Подсчет результатов
Подсчет результатов
осуществлялся по шести параметрам.
Каждый параметр состоит
из суммы баллов, полученных при суммировании
балов нескольких вопросов:
Важность компьютера
(В) -9,10,11,12,8,6,3
Удовольствие от компьютера
(У) - 1, 2 (перевернутый), 10, 5, 4
Мотивация/Настойчивость
(М) - 16, 22, 23, 21, 17, 15
Привычки в занятиях
(П) - 24, 18, 19, 20,15, 25
Эмпатия (Э) - 30, 26, 29,
27, 35, 28, 31, 32, 33
Творческие тенденции
(Т)
Далее был осуществлен
подсчет по каждому параметру для каждого
ребенка:
В= 9+10+11+12+8+6+3
Количество ответов
У= 1+2+10+5+4
Количество ответов
М=16+22+23+21+17+15
Количество ответов
П=24+18+19+20+15+20
Количество ответов
Э=30+26+29+27+35+28+31+32+33
Количество ответов
Т=42+40+44+36+39+37+43+38+46+
Количество ответов
Подсчет среднего статистического
балла (ССБ) по каждому вопросу для 2-х и
3-х классов. (см. приложение № 1)
ССБ= сумма баллов всех
ответов по данному вопросу
Количество ответов
Подсчет среднего суммарного
(СС) значения по категория для среднестатистического
ребенка (см. приложение №1):
СС= сумме всех средних
значений при ответе на эти вопросы.
Далее была вычислен
корреляция важности компьютера по отношению
ко всем другим параметрам (см. приложение
№1).
Так же были проведены
подсчеты среднего значения для каждого
параметра, в зависимости от пола во 2-х
и 3-х классах, на основании этих данных
был построен график (см. приложение №1).
В заключении был проведен
сравнительный анализ данных средних
показателей по всем шести параметрам
в сравнении России с США, Японией и Мексикой
по аналогичным параметрам во 2-х и 3-х классах.
Интерпретация результатов
Анализируя корреляцию
важности компьютера с остальными параметрами
можно отметить, что во 2-х классах увеличение
значимости компьютера прямо пропорционально
увеличению всех параметров, кроме эмпатии
(эмпатия снижается с увеличением важности
компьютера, а так же, что зависимость
этих параметров друг от друга не очень
велика).
В 3-х классах зависимость
всех параметров от важности компьютера
выше, с ростом одного происходит рост
другого.
Средние значения во
2-х классах имеют больший разброс, почти
все они, кроме эмпатии убывают и выравниваются
к 3-му классу.
Сравнивая факторы
отношения школьников различных стран
2-х классов можно отметить, что величина
средних показателей всех параметров,
кроме эмпатии и важности (которые наиболее
высокие в США), в России выше, чем в других
странах (см. приложение рис.1); при этом
на втором месте оказываются США, далее
Мексика (кроме эмпатии) и Япония. В 3-х
классах сохраняется более высокие значения
показателей у российских школьников,
однако для всех национальных групп в
целом абсолютные значения факторов оказываются
ниже, чем у второклассников.
Выводы
При сравнении факторов
отношения младших школьников различных
стран (вторые классы) к компьютерам мы
пришли к выводам, что если предположить,
что величина факторов пропорциональна
силе отношения ребенка к информационным
технологиям (ИТ), то наибольшее влияние
ИТ оказывают на российских школьников,
наименьшее - на маленьких японцев.
Сравнение факторов
отношения младших школьников различных
стран (третьи классы) к компьютерам показало,
что сохраняется более сильное влияние
ИТ на российских школьников (см. диаграмму
для вторых классов) по сравнению со школьниками
из США, Японии и Мексики; однако для всех
национальных групп в целом абсолютные
значения факторов оказываются ниже, чем
у второклассников. Возможно, это обусловлено
не столь массовой компьютеризацией России
и особенностями национального менталитета.
Также была прослежена
тенденция снижения эмоционального восприятия
компьютера и оценки его роли с увеличением
возраста. Для более подробного изучения
этих явлений нами было проведено исследование
в школе у детей с четко сформированным
мировосприятием.
3.2 Описание эксперимента
Второй эксперимент
проводился в Православной гимназии г.
Москвы. В нем принимали участие учащиеся
3-х и 4-5-х классов, всего 37 детей. В 3-х классах
- 17 человек, в 4-5-х - 20 человек. Эксперимент
проводился в форме анкетирования. Детям
было предложено заполнить анкету, под
названием «Компьютер и дети: анкета
для младших школьников», состоящую из 12 открытых
и закрытых вопросов (см. приложение). Анкетирование
вызвало интерес у детей. Необходимо отметить,
что ранее были попытки проведения той
же анкеты, что и в первой части эксперимента,
но они не имели положительного результата
в данной социокультурной среде.
Обработка результатов
В закрытых вопросах
подсчитывалось количество баллов по
каждому варианту ответов, в ряде вопросов
извлекалось процентное отношение. Открытые
вопросы были систематизированы по ряду
схожих критериев.
Обработку мы будем
предоставлять по вопросам (более подробную
обработку см. в приложении №2)
Вопрос № 1
3 класс- пользовались
компьютером 77%, не пользовались- 23%
4-5 класс - пользовались
-80%, не пользовались 20%
Вопрос №2
Наиболее часто употребимое
назначение компьютера в 3-м классе -печать
(8 чел.), затем игра (6 чел.) В 4-5 классах предпочтение
отдается играм (12 чел.), затем печати (8
чел) и творческой деятельности, рисованию
(8 чел)
Вопрос №3
Почти все дети в 3-м
и 4-5х классах знают для чего может быть
использован компьютер.
Вопрос №4
Аспект реального использования
компьютера и знаний о возможности о его
использования отражен в графике №11.
Вопрос №5, 6
53% третьеклассников
и 70% учащихся 4-5 классов знают, что их родители
пользуются компьютером. Из 6-го вопроса
мы сделали вывод, что в 3-м классе 35% учеников
имеют компьютер дома, а в 4-5-х - 60%
Вопрос №7
3 кл - 53% считают, что
от компьютера вред, 82% - видят в нем компонент
вреда, 18% считают его полезным.
4-5кл - только 42% видят
в нем компонент вреда, а 40% - пользы и большепользы,
чем вреда.
Вопрос №8,9
3 кл- понадобится -
76%; предпочтение отдается работе и учебе
4-5 кл - понадобится-
95%; прдпочтение отдается работе, учебе
и особенно получению информации.
Вопрос №10,11
Этот вопрос подробно
показан на схеме в приложении №2.
Вопрос № 12
3 кл - ответы почти
равномерно распределяются в интервале
от 30мин до 3 х часов
4-5 кл - наибольший показатель
- 1 час.
ВЫВОДЫ
Проанализировав полученные
данные, можно отметить, что повышения
интереса к компьютеру у данной категории
опрошенных детей на связано непосредственно
с доступом к нему. Хотя в 4-5 х классах наличие
возможности доступа больше, но не на много.
И все же в этих классах значительно возрастает
количество направлений применений. Можно
предположить, что увеличение направлений
применений связано с расширением круга
интересов и использованием компьютера
в учебном процессе (5 класс). В 4-5 классах
также возрастает процент детей, играющих
в компьютерные игры, возможно, это связано
с недостаточными возможностями в России
по использованию телекоммуникаций для
доступа к информационным ресурсам (в
частности, системе Internet) для получения
информации, необходимой детям в учебном
процессе. Так, по данным американских
исследований 71% школьников США используют
Internet для обучения. На примере 3-го класса
мы можем видеть, что при большой осведомленности
детей о способах применений компьютера,
лишь малая часть этих знаний реализуется
на практике. При этом (и, возможно, вследствие
этого) существует некоторое недоверие
к компьютеру. К 4-5 классу школьники кроме
осведомленности приобретают значительные
навыки по использованию компьютеров,
доступу к информационным ресурсам; этот
процесс может иметь негативные последствия,
если он не сопровождается правильным
педагогическим воздействием. На наш взгляд,
существует необходимость развития уже
существующих знаний, постепенного и грамотного
внедрения основ информатики в учебный
процесс, возможно пропедевтики информатики
в начальных классах, с учетом возрастных
и психологических особенностей детей.
Как показало исследование, в период с
3-го по 4-й класс происходит резкое изменение
отношения к компьютеру. Дети в этом возрасте
являются наиболее восприимчивыми к педагогическому
воздействию, поэтому именно в этом возрастном
интервале необходимо формировать правильное
отношение к миру, через гармоничное физическое,
умственное и духовное развитие, а через
это и разумное отношение к информационным
технологиям, о чем мы уже писали в теоретической
части нашей работы.