Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………
Развитие
тактильных ощущений у детей среднего
дошкольного возраста в процессе
ознакомления с природой «Золотой ключик»
с.Мирное
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические
аспекты развития тактильных ощущений
у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
1.1.Психолого-педагогические
основы развития тактильного
восприятия у детей среднего
дошкольного возраста…………………………
1.2.Ознакомление
с природой как средство
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..
Глава 2 Экспериментальная
апробация системы работы воспитателя
по развитию тактильных ощущений у
детей среднего дошкольного возраста
средствами природы……………………………………………………………
2.1.Анализ уровня
развития тактильных ощущений
у детей среднего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный
анализ результатов работы……………
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность
исследования. Сенсорное воспитание
создает необходимые предпосылки для
формирования психических функций, имеющих
первостепенное значение для возможности
дальнейшего обучения. Оно направлено
на развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинетического, кинестетического и других
видов ощущений и восприятий.
Непосредственное, чувственное познание
действительности является первой ступенью
познания. В дошкольном возрасте (и далее)
происходит обогащение чувственного опыта
через совершенствование работы разных
анализаторов: зрительного, слухового,
тактильно-двигательного, кожно-мышечного,
обонятельного, вкусового, осязательного.
Восприятие формируется на основе ощущений
разной модальности. Информация, которую
мы получаем при визуальном наблюдении,
в звуках, запахах, разных вкусах и т. п.,
неисчерпаема.
Проблемой сенсорного восприятия окружающего природного мира ребенком занимались следующие авторы: Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер.
Рассматривая человека как часть природы, Фребель отмечал: сама природа - не только объект познания, но и «прочная основа продуктивного и благодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всего человеческого рода». Близость детей к природе - одна из замечательных педагогических идей первой половины XIX века.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.
В конце XIX - начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой.
Особый интерес к этой проблеме проявляла М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.
Ученые
(С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют,
что в детском возрасте не обнаружено
оптимумов развития даже по отношению
к самым элементарным сенсомоторным реакциям,
что свидетельствует о незавершенности
в этой возрастной фазе процессов и сенсорного,
и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» —
движение) развития.
Восприятие представляет собой процесс
непосредственного контакта с окружающей
средой. Физиологической основой восприятия
является условно-рефлекторная деятельность
внутрианализаторного и межанализаторного
комплекса нервных связей, обеспечивающих
целостность и предметность отражаемых
явлений. Это необходимый этап познания,
который связан с мышлением, памятью, вниманием,
направляется мотивацией и имеет определенную
аффективно-эмоциональную окраску.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова,
Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно
доказали, что знания, получаемые словесным
путем и неподкрепленные чувственным опытом,
неясны, неотчетливы и непрочны, порой
весьма фантастичны, а это означает, что
нормальное умственное развитие невозможно
без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у
детей при получении непосредственного
чувственного опыта, обогащении впечатлениями,
приобретают обобщенный характер, выражаются
в элементарных суждениях. Они поддерживаются
теми знаниями, которые дети получают
об окружающей действительности, о свойствах
вещей и явлений. Источником расширения
сенсорного опыта является окружающая
детей природа, бытовой труд, строительство,
техника и др.
Познание
ребенком окружающего мира и его объектов,
их основополагающих геометрических,
кинетических и динамических свойств,
законов пространства и времени происходит
в процессе практической (познавательско-
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Дидактические игры позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.
Исходя из выше изложенного были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи бакалаврской работы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования:
В ходе исследования использовались различные научно-педагогические методы:
-
теоретический анализ
-
изучение, обобщение педагогических
методик, с целью выявления
педагогических условий
-
опытно-экспериментальная
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДУЗ «Золотой ключик» села Мирное Симферопольского района. Время проведения с 1 октября по 1 апреля 2010/2011 учебного года. В эксперименте участвовало две средних группы, 40 человек: контрольная и экспериментальная, родители, воспитатели и методист. Всего в эксперименте участвовало 52 человека.
Содержание
работы: работа состоит из введения,
двух глав, выводов к главам, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
Общий объем работы составляет 94 страниц.
Из них 71 страниц основного текста.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1.Психолого-
В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно М.Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса М.Монтессори употребляет термин «нормализация»[8,с. 75].
Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения М.Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым [20,с.122].
Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. Поэтому основная задача сенсорного воспитания заключается в создании основы умственного развития[8,с. 27].
В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Формируется определённая основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.
Теория отражения рассматривает познание как диалектическое единство чувственного восприятия и абстрактного мышления. Естественнонаучной основой познания являются учения И. М. Сеченова о рефлексах, И. П. Павлова о высшей нервной деятельности[13,с. 45].
Раздражения, получаемые человеком от воздействия предметов и явлений природы, составляют первую сигнальную систему, а слова, обозначающие их,― вторую сигнальную систему. С первой сигнальной системой связана чувственная сторона процесса познания; она включает в себя непосредственное отражение предметов и явлений внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Со второй сигнальной системой связано отвлеченное мышление. Вторая сигнальная система осуществляет связь с внешним миром только через первую сигнальную систему, поэтому не может быть мышления без ощущений, восприятий и конкретных представлений[29,с. 59].
Чувственное и рациональное познание являются двумя сторонами единого процесса. Взаимоотношение чувственного и рационального познания на разных ступенях развития имеет различный характер.
Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств. И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть и т. д[5,с. 95].
В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Например, по дороге в детский сад они воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук, при купании, в играх подмечают свойства воды (холодная, теплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева). Во время ухода за различными животными дети подмечают их движения, некоторые повадки и т. д.