Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

    Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция — психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.

    Перцептивные  действия (А. В. Запорожец) ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешне двигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук[48,с. 105].

    Формирование  перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому  руководству данным процессом: от игр  и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.

    Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

    1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; 

    2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. 
      К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

    Вопросы чувственного познания затрагивает и Вальдорфская педагогика. Важнейшей антропологической темой творчества Рудольфа Штайнера является разработка идеи чувственной организации человека. Эта тема имеет особое значение для педагогики, ибо сознательная забота о здоровом развитии чувственной организации ребенка является, по Штайнеру, важнейшей задачей воспитания и образования[40,с. 95].

    Предварительно  заметим, что под чувством мы понимаем здесь определенную воспринимающую функцию, деятельность, которая может  быть локализована в определенном органе. Например, зрение — это чувство, глаз — это орган чувств.

    Рассмотрим, как рассматривал Штайнер развитие тактильных ощущений.

    Чувство осязания сообщает человеку о некоторых свойствах предметов — шероховатости, гладкости и т.д. Тем не менее, оно тесно связано с процессами, разыгрывающимися внутри организма, хотя объективно состояние соприкосновения с внешним предметом воспринимается как свойство предмета. Чувство осязания находится на границе между внешним и внутренним. Аспект ощупывания, т.е. осязательный аспект, присущ и другим чувствам, так что Штайнер в своих первых набросках учения о чувствах вообще отказался от отдельного выделения осязания. Впоследствии, однако, он включил его в организм чувств как одно из первичных.

    Чувство осязания, Штайнер отнес к первой группе, которое направлено главным  образом внутрь нашего телесного  организма и воспринимают те процессы, которые разыгрываются в нашем  теле. Процессы, о которых идет речь, имеют объективную природу. Таким  образом, в нашей телесности мы имеем отдельный, особый, завершенный в себе мир опыта, данный нам через соответствующую чувственную деятельность.

    Ко второй группе педагог отнес чувства, посредством которых мы воспринимаем свойства внешней природы. Гуляя по лесу, мы спешим укрыться от жаркого солнца в тени. Мы наслаждаемся красотой и красками ландшафта, ароматами цветов и т.д. Все это многообразие чувственных впечатлений сообщают нам четыре средних чувства: обоняние, чувство вкуса, зрение и чувство тепла. Их также легко локализовать. Чувство тепла — исключение. Долгое время его отождествляли с осязанием, так как они имеют между собой много общего: тепло (так же как осязание) воспринимается прежде всего кожей.

    Чувство тепла проникает еще глубже во внутреннее предмета. Мы чувствуем тепло или холод какого-либо тела, например куска льда или нагретого металла, воды, окружающей атмосферы и т.д. Температура тела характеризует его внутреннее состояние. Также это чувство имеет и свой душевный эквивалент. Мы говорим о душевном холоде или теплоте, о горячей любви и огненной страсти, о пламенной речи и т.д. Чувство тепла завершает группу "срединных" чувств.

    Обобщая результаты описания чувственной организации  человека, Штайнер говорит о том, что в образовании суждения, т.е. высказывания о некоем положении вещей, всегда участвует несколько чувственных областей, действуя вместе. Как человек стоит на земле двумя ногами, так и суждение он выносит по крайней мере двумя чувствами: если человек предстоит какому-либо чувственному объекту, то он никогда не получает впечатления от него только через одно какое-либо чувство, но, помимо этого, в процессе восприятия участвует по крайней мере еще одно чувство. Отношение к одному чувству вступает в сознание с особой остротой; действие другого чувства остается более смутным[40,с. 112].

    Благодаря такому описанию ребенка мы характеризуем  не только определенную фазу развития, но и само существо органа чувств: органы чувств, по мнению Штайнера, воспринимают мир, они являются "заливами мира" во внутреннем человека.

    Не  будем спорить с утверждением, что традиционная психология до сих  пор наибольшее внимание уделяет,  измерению состояний детской чувственной сферы: различает ли ребенок цвета, шумы, определяет ли на глаз величину предмета, может ли выстроить хроматический ряд и так далее. Придуманы десятки тестов и метрических приборов, чтобы все это определять. Но за последнюю сотню лет никому, кроме Марии Монтессори не удалось с такой необычайной точностью придумать дидактические пособия, специальные материалы, с помощью которых ребенок мог бы самостоятельно тренировать свои органы чувств. 

    Создавая  эти дидактические материалы, М. Монтессори преследовала две цели: биологическую и социальную. С  биологической стороны она стремилась облегчить естественное развитие ребенка, а с социальной точки зрения – старалась подготовить его к жизни в окружающей среде[39,с. 33]. 

    Воспитание  чувств, – считала Мария Монтессори, – делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней эпохе цивилизации, но прямо готовит к практической жизни.

    Но  воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь  период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе. Все дело в так называемом сенситивном периоде воспитания чувств, фазе особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, эмоциональной восприимчивости знаний, умений, способов поведения. Человеку никогда более в жизни не удается так легко и радостно учиться, чем в этот особый период жизни[39,с. 35].

    Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется, здоровый ребенок  в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание  чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания[38,с. 35].

    Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «утончению» собственных  органов чувств? 

    Прежде  всего, доверимся природе. Позволим ребенку делать все, что удовлетворит его неустанную потребность в  общении с ней.  
Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.

  • Совсем по-другому сыпется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочки в  носике.
  • Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной  в другую плошку.
  • Работа с зернами – перекладывание, сортировка – обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков.
  • Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки.  
  • Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков, яблока, винограда по форме, размеру.
  • Галька – совершенно особый материал для работы ребенка. Возможность свободного выбора камешка вызывает спонтанный интерес ребенка. Создание картины из гальки, зерен, блестящих шариков, тесьмы дает возможность  развивать концентрацию внимания.
  • Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как могут они превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл.
  • Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствует то, что не всегда можно увидеть глазами.
  • Перышки птиц  будем рассматривать и сортировать.
  • Сырая земля может быть мягкой и твердой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или теплой.

    М. Монтессори неоднократно обращала внимание на впитывающее сознание ребенка. Но эту особенность детского восприятия мира было бы невозможно обнаружить, если бы  жизненные силы ребенка не приводили  в действие органы его чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Однако все это возможно в детстве, в периоде человеческой жизни, когда мы чувствуем с каждым днем острее и тоньше. И это тоже подарок природы человеку[38,с. 75].

    С помощью несложной тренировки  пальцы ребенка смогут чувствовать гладкие и шершавые поверхности, язык  отмечать разнообразие вкусов, нос  – запахи цветов, леса и моря.  «Красота находится в гармонии, но не в контрастах, а гармония лежит в утончении; таким образом, тонкость чувств необходима, чтобы ее воспринимать. Красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами».

    Благодаря организму чувств человек становится гражданином мира. Это "бытие-в-мире" не есть просто данное человеку от природы по праву рождения, но дар особой фазы развития — периода раннего детства. В этом коренится ответственность педагогики перед будущим человека и человечества. Развитие тактильных ощущений у детей происходит в такой последовательности: впечатления, воздействующие на органы чувств – ощущения – представления – ассоциации представлений – запоминание – анализ – мышление. 

    1.2.Ознакомление  с природой как  средство развития  тактильных ощущений  у детей среднего дошкольного возраста 

    Не  обязательно быть специалистом в  области детской психологии или  физиологии, чтобы заметить, какое  огромное значение для развития ребенка  дошкольного возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребенка  – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. 

    Можно сколько угодно рассказывать ребенку  о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики»  отличается от сорта «киш-миш», но все  это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств